Вы здесь
Главная > #МОСКВА > МОСКВЕ НУЖНА «РЕНОВАЦИЯ» ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

МОСКВЕ НУЖНА «РЕНОВАЦИЯ» ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА

Как оптимизировать использование парковочного пространства мегаполиса, чтобы сделать жизнь москвичей и гостей города максимально комфортной? Найти ответ на этот непростой вопрос попытались участники общественных слушаний «Город против автомобилистов: как найти баланс интересов?», которые прошли на площадке Общественной палаты РФ.

Во вступительном слове модератор мероприятия – председатель Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева отметила, что город ставит задачи уменьшить количество автомобилей и пересадить людей на общественный транспорт, однако, по ее мнению, сделать это одномоментно не получится по разным причинам. Одна из них заключается в том, что у большинства москвичей есть дачи, куда комфортнее добираться только на личном автомобиле.

«Для предотвращения существующего в московских дворах транспортного коллапса необходимо реанимировать программы по созданию дополнительных парковочных мест, которые действовали в столице в 2009–2011 годах, когда были планы по развитию парковочного пространства и многоуровневых парковок на основе государственно-частного партнерства, существовали нормативы обеспечения многоуровневыми парковками жилых зон, но ранее это касалось только исторического центра. Сегодня это актуально для всей территории города», — считает общественница.

По ее словам, «если мы не хотим, чтобы в Москве разгорелись парковочные войны, которые уже начинаются, важно думать о том, что делать с таким огромным количеством автотранспорта». Так, с 2010 по 2019 год количество машин в Москве и области выросло на треть (в 2010-м было 5,7 миллиона зарегистрированных автомобилей, в 2019-м — 7,7 миллиона). Причем это только те машины, которые зарегистрированы москвичами, между тем, в будние дни количество транспорта в городе существенно возрастает за счет приезжих из регионов. Ежедневно на улицы столицы выезжает 3,2–3,6 миллиона автомобилей.

Светлана Разворотнева рассказала о разработанных в Общественной палате РФ предложениях:

«Считаем, что должна реализовываться программа, когда вместо сносимого гаража должны на выбор предоставлять либо компенсацию, либо бесплатное место в новом паркинге. Кроме того, надо предусмотреть бесплатные парковки для социально незащищенных групп населения (инвалидов, многодетных семей и т. д.). Для всех остальных граждан, я считаю, места на многоуровневых парковках будут востребованы, только если их стоимость не будет превышать 150 – 300 тысяч рублей. Надо дать еще возможность оплачивать эту сумму в рассрочку».

По мнению Разворотневой, необходимы долгосрочные изменения в законодательство, где надо закрепить обязательные нормы развития городской среды и застроенных территорий. Сейчас существуют только рекомендательные нормы, и застройщики порой им не следуют.

Исполнительный директор фонда «Институт экономики города», руководитель направления «Рынок недвижимости» Татьяна Полиди представила результаты исследования по эффективности управления платным парковочным пространством в Москве:

«В пределах Третьего транспортного кольца лишь 7% улиц занято платными парковками, в пределах Садового кольца сосредоточено 17% парковок, а 43% парковочных мест выходят за пределы ТТК».

По ее словам, «это говорит о том, что у нас политика платных парковок уже выходит далеко за пределы центра города и становится повсеместной»:

«У нас центр занимает всего 3% города. Мы поставили себе задачу выяснить, есть ли там какая-то дифференциация между муниципальными районами в тарифной политике и в самой политике управления физическим объемом предложения парковочных мест. Выяснилось, что при примерно одинаковой площади этих муниципальных округов у нас достаточно серьезная дифференциация по количеству доступных парковочных платных мест. Возникает вопрос: чем это может быть обосновано?».

Кроме этого, по словам Татьяны Полиди, в целом по Москве средний уровень тарифов увеличивается по мере возрастания средней плотности улично-дорожной сети, то есть, по мере приближения к центру города. Однако в самом центре эта корреляция пропадает:

«Между центральными дорогими районами зависимости между плотностью дорожно-уличной сети и тарифами за парковку не наблюдается. С чем тогда они связаны?».

Как показало исследование, проведенное «Институтом экономики города», прослеживается зависимость роста тарифов от доли коммерческой торговой недвижимости, от общего объема застройки, а вот от доли офисной недвижимости не зависит. Потребность в парковочных местах по районам тоже разная: так, спрос значительно превышает предложение в Басманном, Тверском, Мещанском районах и в Замоскворечье, а на Арбате показатели по парковкам относительно хорошие.

Татьяна Полиди
Татьяна Полиди

Как напомнила Татьяна Полиди, у города не может быть задачи минимизации объема парковочных мест с целью максимизации прибыли, у него должна быть задача максимизации общественного благосостояния:

«Поэтому я ставлю еще один вопрос: не стоит ли сдвинуть модель в сторону увеличения физического предложения? (…) Мы по статистике бюджетной отчетности посмотрели, что город от платных парковок получает в среднем 5 миллиардов в год. И если далее посчитать количество парковочных мест, взять ночные и дневные тарифы, взять все дифференциации и с учетом всего этого всё посчитать, то выясняется, что для того, чтобы получать 5 миллиардов рублей, у нас все эти парковки в среднем должны быть заполнены всего лишь на 10%. Чтобы доходы возросли в 4 раза, нам нужно всего лишь обеспечить заполненность парковок в дневное время на 50% и ночью – на 20%. Здесь многие могут мне возразить: «Да нет. Мы же видим, что все парковки заполнены. Постоянно «забиты» даже в центре города. Нам негде припарковаться». С этим вопросом надо разбираться. Поскольку у нас не было данных, какую долю парковок занимают, например, резиденты, которые не платят за это (то есть их машины стоят, но мы не понимаем, приносят ли они доходы в бюджет). Кроме того, город в последние годы, к сожалению, перешел к политике платных парковок в выходные дни. Это может привести к опустению центра, что приводит к упадку его экономики и сокращению спроса на товары и услуги, которые центр предоставляет. Фактор отказа от бесплатных парковок в выходные дни в центре города уже привел к экономическим потерям».

Председатель региональной общественной организации «Московский городской союз автомобилистов» Андрей Куликов посетовал на то, что город сносит плоскостные автостоянки, после чего «машины уходят на улично-дорожную сеть и во дворы»:

«После этого по центральному телевидению озвучивается проблема, что у нас не может проехать спецтехника (пожарные машины, «скорая помощь» и т.д. – прим. автора)! А кто эту проблему создал? Кто эти машины туда выкинул? Почему раньше, если сносилась автостоянка – давалась компенсационная площадка, куда люди могли сделать волновое переселение. Мы сейчас разрабатываем программу, с которой будем выходить на правительство Москвы, по строительству многоэтажных паркингов. Сейчас многие организации, которые у нас строят дома, не выполняют свои обязанности по постройке многоэтажных паркингов».

Дмитрий Кованев
Дмитрий Кованев

Как пояснил заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы Дмитрий Кованев, многоуровневые паркинги можно возводить только в определенных местах (из-за этого, как он выразился, и возникает «затык»): их нельзя возводить в непосредственной близости от объектов социального назначения и рядом с домами. По его словам, в Москве существуют проблемы с земельными участками для парковочных мест, но городские власти подходят к этому вопросу разумно, максимально рационально распределяя землю под застройку и парковки:

«Город старается найти какие-то оптимальные решения и будет в дальнейшем их реализовывать».

Светлана Разворотнева
Светлана Разворотнева

Выслушав выступление представителя правительства Москвы, Светлана Разворотнева тут же предложила одно из таких «оптимальных решений»:

«У нас сейчас строится Юго-Восточная хорда, по ходу которой снесли огромное количество гаражей. Люди мучаются, ставят там пластиковые шумозаградительные конструкции, а вот почему бы нам, в порядке эксперимента, вдоль всей этой хорды не выстроить ряд многоуровневых гаражей, которые бы решили проблему жителей, позволили бы шумозащитные функции выполнить. Это можно сделать или в виде государственно-частного партнерства, или с привлечением общественных организаций».

Все предложения и рекомендации, озвученные в рамках общественных слушаний, будут аккумулированы и войдут в резолюцию Общественной палаты России, а затем направлены в органы власти и заинтересованные структуры.

Сергей ИШКОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top