«НА БОЙКОМ МЕСТЕ» НЕ СОСКУЧИШЬСЯ

Обращение режиссера к классике – всегда интрига. Поэтому искушенный зритель всегда ждет  премьерных показов.  27 мая в «Театре Терезы Дуровой» состоится премьера по пьесе А. Н. Островского «На бойком месте». Корреспондент «Московской правды» побеседовала с режиссером спектакля Ириной Пахомовой.  

– Ирина, вы – режиссер, актриса,  филолог. Что из этих творческих направлений ближе вам и интереснее?

– Мне был выдан огромный аванс: три бесплатных высших образования. Я окончила филологический факультет Волгоградского университета, потом актерский факультет театрального института имени Щукина и только после этого – режиссерский факультет в том же театральном институте имени Щукина. Хотя я знала и понимала, что хочу быть режиссером, лет примерно с семи, как любому человеку мне были свойственны сомнения: могу ли я, слабенькая девочка, уехать далеко от папы с мамой и заняться какой-то странной мужской профессией? Поэтому, перебарывая свои страхи, я шла к режиссуре долгим и извилистым путем. Но я ни о чем не жалею, и первое, и второе образование мне очень помогают. Они дали базу, которая позволяет невероятно комфортно чувствовать себя в профессии. Мне кажется, что я нашла себя и счастлива, потому что имею возможность заниматься делом, которое я люблю больше всего, да еще и деньги за это получать. Мне можно позавидовать!

– С Театром Терезы Дуровой вы работаете не так давно. Вы выбрали этот театр или он — вас? 

– Это было одновременное движение навстречу друг другу. С Терезой Дуровой мы познакомились на моем спектакле «Чайка» в МОГТЮЗе. Нас представила друг другу замечательная актриса Нонна Гришаева, которая играет в этом спектакле Аркадину. Постановка Терезе Ганнибаловне понравилась, она сказала мне теплые слова. А я, в свою очередь, к тому моменту была по-детски трепетно влюблена в «Театр Терезы Дуровой». Меня совершенно потрясли последние три спектакля, которые я видела: «Японская сказка. Меч самурая», «Волшебная мельница Сампо» и балканская сказка «Тайна волшебного зелья». У меня было ощущение, что я как ребенок, попавший в Диснейленд. Был период, когда мы с маленькой дочкой смотрели достаточно много детских спектаклей. И уже тогда я понимала, что это hi-class, которого в Москве больше нигде нет, и труппа в «Театре Терезы Дуровой» совершенно замечательная.  После той «Чайки» у нас довольно легко завязался разговор, и мы договорились обсудить, что я могла бы поставить для «Театра Терезы Дуровой». Ведь несколько лет назад здесь была открыта малая сцена, на которой идут спектакли для взрослых, не уступающие по своим художественным свойством тому, что Тереза Дурова делает для детей. Прошло немного времени, и вот мы уже выпускаем наш спектакль «На бойком месте», чему я очень-очень рада.

– Спектакль по пьесе Островского «На бойком месте», премьера которого ожидается очень скоро,  ставил не один театр. Даже есть фильм-спектакль по одноименной пьесе 1986 года режиссера Виктора Рыжкова и т.д. Почему вы обратили внимание на этот вечный, как у всех пьес Островского, сюжет?

– Потому что у каждого русского человека существует никуда не уходящий инстинкт: будь внимателен, будь на страже, не расслабляйся нигде, как только ты зазеваешься, тебя сразу облапошат. Мир так устроен: либо ты, либо тебя. Мы живем, совершенно не замечая этого, но, тем не менее,  готовые в любую секунду схватить за руку человека, который лезет к нам в сумку, понять, что нас надувают по более крупным моментам. Это наш образ жизни, менталитет русских людей. Я думаю, что существует и глобальная мировая проблема, но мы все знаем знаменитое высказывание Николая Карамзина, когда его спросили за границей: «Как Россия?» Он ответил одним словом: «Воруют!»

Я пришла к Терезе Ганнибаловне с несколькими пьесами, но когда в двух словах обрисовала, как я вижу постановку «На бойком месте», она расхохоталась и сказала: «Это совершенно замечательно, давай поставим пьесу про воров».

Потрясающая нынче история, которая за счет своей зрелищности, яркости, динамичности сюжета с неким детективным налетом позволяет человеку увлечься, сопереживать, найти ответы на какие-то очень важные для него вопросы. Но не назидательно, не нажимая пальцем на лоб, а через возможность посмеяться над какими-то вещами и в то же время отметить и понять для себя  некоторые серьезные моменты. Потому что наш Островский – совершенно потрясающий, совсем не скучный, а яркий, многослойный, умный, чрезвычайно остроумный. Куда там Вуди Аллену до Островского! Конечно, это совершенная роскошь, репетировать и играть такую пьесу.

Самое нелепое занятие, конечно, рассказывать режиссеру о том, что он хотел донести зрителей, ведь у каждого классического произведения, как известно, всегда несколько «пластов». И все же не удержусь: мы увидим современный спектакль или классическое произведение Островского?

– Вы увидите абсолютно современный спектакль на основе классической пьесы Островского. Мы не изменили ни единого слова, но складывается ощущение, что это было написано вчера. Мне кажется, что нам удалось поставить спектакль, с одной стороны, про всегда, а, с другой стороны, про сейчас. И это сильно попадает в зал, мы уже проверили!

– Кто из труппы театра занят в постановке премьерного спектакля?

– У нас достаточно большая актерская команда: Петр Королев, Владимир Седлецкий, Наталья Самсонова, Дарья Лукьянченко, Павел Никитченко, Павел Повалихин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Евгений Мишечкин, Егор Комаров, Павел Мальцев. Все они — невероятно талантливые актеры «Театра Терезы Дуровой».

– «Я не понимаю деления драматургии на современную и несовременную, на классическую и авангардную. По-моему, есть пьесы хорошие и пьесы плохие», — сказали вы в одном из интервью. Вы не новичок в режиссуре. Как находите тот контент, который  интересен именно вам?

– Я очень много читаю, это часть моей профессии. И современной драматургии, и современной прозы. Здесь здорово помогает мое филологическое образование, гигантская база, которую получила в университете. Когда читаю новую пьесу, слушаю себя и спрашиваю: попадает ли, заставляет ли сопереживать, весело ли, смешно ли, остроумно, трогает ли ум, сердце, душу? Если совпадение есть, то заношу пьесу в свою копилку, в свой личный банк пьес. Кстати, вы знаете, что существует удивительная формула успеха, созданная еще Евгением Вахтанговым (а я являюсь ученицей Вахтанговской школы и горжусь этим). Она работает безотказно, если ты умеешь ею пользоваться и наполняешь ее содержанием. Она звучит так: время, автор и коллектив. Это универсальная история. Нужно, с одной стороны, понимать зрительский голод, то есть обязательно должно быть ощущение времени. Для этого нужно иметь свою собственную позицию, отношение к этому времени, являясь автором спектакля, ты должен знать, что ты хочешь сказать. Необходимо, чтобы пьеса была нужна театру. И, наконец, чтобы в театре были такие возможности, мощности, актеры, которые позволят тебе создать спектакль. Если все это вместе соединяется, то получается праздник. Хотя Вахтангов считал, что любой театральный спектакль – праздник.

Нина ДОНСКИХ.

Фото из архива «Театра Терезы Дуровой»

 

 

 

 

Добавить комментарий