МАГАЗИНЫ «ДИКСИ» И «BILLA» СКОРО ИСЧЕЗНУТ

На этой неделе на потребителей Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и других российских городов обрушились две крайне интересные новости. Во-первых, «Магнит» объявил о покупке контрольного пакета акций и всех магазинов «Дикси». Во-вторых, «Лента» объявила о покупке 160 магазинов «Билла Россия».

Причем если «Магнит» пообещал отнестись к своей покупке максимально бережно — сохранить бренд, руководство, штат и политику, то намерения «Ленты» прекрасно описывает заголовок из «Новых ведомостей»: «Убить Billa». Впрочем, это не совсем точно: скорее, у сети «Билла» собираются только откусить относительно небольшую часть.

Родом из Краснодара

Сеть магазинов «Магнит» (АО «Тандер») была основана в 1995 году в Краснодаре Сергеем Галицким, с 2018 года основным пакетом акций владеет банковская группа ВТБ.  Сейчас АО «Тандер» принадлежит 21 322 торговых точки в семи федеральных округах. На первом месте — Приволжский округ с более чем 5 тысячами магазинов, на втором — Центральный округ с 4858 магазинами.

В сеть входят магазины форматов «Магнит у дома», «Магнит семейный», «Магнит косметик», «Магнит аптека», «Магнит опт», «Магнит вечерний», «Магнит сити», «Магнит GO» и «Магнит Мастер», причем далеко не все они представлены в Москве.

Большинство торговых точек сети принадлежит к формату «У дома» – это продуктовый магазин плюс небольшой ассортимент хозяйственных товаров повседневного спроса. Таких магазинов на сегодняшний момент 14,5 тысячи во всех регионах.

В Москве есть также два магазина формата «Магнит Семейный», который отличается более широким ассортиментом непродовольственных товаров, фактически это гипермаркет. Есть также «Магнит аптека» и «Магнит косметик».

Проглотил «Викторию» и попал в «Магнит»

Сеть магазинов «Дикси» чуть постарше: компания «Юнилэнд» была образована в 1993 году. История у нее далеко не такая гладкая, как у «Магнита»: первые шесть лет компания занималась исключительно оптовой торговлей и только в самом конце XX века открыла первый розничный магазин. В 2004 году 30% акций были проданы портфельным инвесторам, в 2007 году компания провела IPO и выставила на продажу 41,67% увеличенного уставного капитала, а в 2008 году основатель компании Олег Леонов продал контрольный пакет холдингу «Меркурий».

С этого момента вроде бы начинается история успеха: в 2011 году компания «Меркурий» купила торговую сеть «Виктория», в результате принадлежавшие ей дискаунтеры «Квартал», «Дёшево» и «Семейная копилка» были переименованы в «Дикси». Еще одно объединение произошло в 2019 году: «Дикси», «Бристоль» и «Красное и белое» объединились в единый розничный бизнес.

Однако это расширение оказалось временным.

По состоянию на 31 декабря 2018 года холдинг управлял 2 707 магазинами в 755 городах и населенных пунктах. Из них  2 537 магазинов «Дикси», 129 магазинов «Виктория» и 41 гипермаркет.

Родом с Замшиной улицы

В 1993 году на Замшиной улице в Санкт-Петербурге открылся мелкооптовый магазин «Лента» формата Cash&Carry — «заплати и уноси». Количество новых торговых точек сначала росло медленно: к 1997 году открылось еще два небольших магазина, затем в 1999 году все они были закрыты, но зато появился гипермаркет. Потом начинается взрывной рост — 8 гипермаркетов в Северной столице за 7 лет. А в 2006 году «Лента» начала распространяться и на другие города: Новосибирск, Астрахань, Тюмень, затем Новокузнецк, Челябинск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Омск, Томск, Кемерово, Барнаул, Ярославь… Первый магазин в Москве открылся в апреле 2013 года. В торговую сеть по состоянию на июль 2019 года входит 246 гипермаркетов в 88 городах России и 132 супермаркета.

Бедный, бедный Билли

В отличие от предыдущих трех участников сделки, «Billa» – торговая компания «REWE Zentrale» (входит в «REWE» Group) – не российская. Компания была основана в 1953 году предпринимателем Карлом Влашеком, ее штаб-квартира находится в Винер-Нойдорфе (Австрия). Она действует в странах Европы (Австрия, Хорватия, Чехия, Болгария, Словакия), и — пока еще — на просторах России и Украины. В Европе она занимает четвертое место, владеет 13 тысячами торговых площадок.

На российский рынок «Billa» пришла в августе 2004 года: именно тогда была зарегистрирована торговая марка «Билла Россия».

В 2008 году произошло сразу два события: во-первых, «Билла Россия» вышла за пределы Москвы. Во-вторых, она купила 13 московских супермаркетов «Ням-Ням». В 2012 году «Билла Россия» выкупила российскую сеть супермаркетов «Ситистор» (кто не знает, что это, вспомните «Рамстор» – такое название получили московские магазины после ребрендинга).

И вот теперь сеть «Билла» сворачивает бизнес в России и продает все свои 160 магазинов «Ленте» за 215 миллионов евро. Марка «Билла Россия» прекратит свое существование.

Справедливости ради надо сказать, что украинская история «Billa» тоже закончилась. В 2014 году здесь было 39 магазинов в 16-ти городах, по состоянию на 2017 год осталось только 17 магазинов в 4 городах. А в сентябре 2020 года стало известно, что украинская сеть супермаркетов «Billa» продана литовской компании-учредителю ООО «Новус Украина» Consul Trade House UAB (владеет сетью супермаркетов Novus). До ноября 2021 года все украинские «Billa» будут переведены под вывеску Novus.

Так что в ближайшем будущем у «Billa» останется порядка 12 тысяч 800 магазинов в пяти европейских странах. Насколько блестяще — или неблестяще — идут дела у австрийской компании в этих странах, сказать сложно. Во всяком случае, словацкий, чешский и хорватский интернет-ресурсы «Billa» продолжают работать.

Ну, а мы пока сравнили цены в двух магазинах — участниках сделки: «Магните» и «Дикси» на самые ходовые товары.

* Желтым цветом помечены товары со скидкой

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото автора

Добавить комментарий