ЭТО ВАМ НЕ ДОНАТЫ: КАК СОЗДАТЬ УСПЕШНЫЙ КРАУДФАНДИНГОВЫЙ ПРОЕКТ

7 июня в России отмечают День краудфандинга. Сравнительно новая, но быстро набравшая популярность ниша инновационных решений, прочно закрепилась в России. «Московская правда» разбиралась с ведущими специалистами в области краудфандинга, что это за финансовый инструмент и как организовать успешный проект, а также обсудили правовые аспекты и принципиальные отличия от обычно сбора пожертвований.

Как рассказала PR-директор одной из крупных отечественных краудфандинговых платформ Planeta.ru Наталья Игнатенко, краудфандинг – это инструмент дополнительного финансирования, когда деньги на реализацию проекта поступают от заинтересованных в нем людей.

«Например, музыканты таким образом могут выпускать альбомы, писатели — книги, предприниматели — собрать стартовый капитал на запуск своего дела, общественники — организовать какую-то акцию или благоустроить пространство. Помимо этого, краудфандинг ценен не только возможностью привлечь финансирование, он работает как маркетинговое исследование, тестирование спроса. Крупнейшие мировые корпорации (Xiaomi, Amazon) запустили свои крауд-платформы именно для определения интереса к концептам», – рассказывает эксперт.

Игнатенко также отмечает три главных особенности сбора средств на крауд-платформах. Во-первых, всегда предлагается конкретный проект, а не сбор средств «на существование» или абстрактно — для деятельности организации. Во-вторых, должны быть фиксированными сумма сбора и срок.  Третья особенность такого вида привлечения средств – обязательное вознаграждение для участников.

«Вознаграждением часто выступает сам будущий продукт, как в примерах выше. Помимо этого, вознаграждения могут быть нематериальными (фотосессии, экскурсии, приглашения в театр), именными (упоминание в титрах, благодарность в книге и прочее), партнёрскими (предоставленными другими людьми или организациями). Но они не могут быть финансовыми: процент от прибыли или доля в компании – это уже отличительные особенности не краудфандинга, а краудинвестинга», – объясняет специалист.

Если в течение заявленного времени нужная сумма не собирается, платформа возвращает средства участникам – это аксиома краудфандинга, отличающая его от обычного сбора донатов. Рекордсменом российского краудфандинга стала группа «Алиса», которая в 2019 году на предзаказах нового альбома «Посолонь» собрала 17 400 000 рублей. Особенность проекта была в том, что будущую пластинку можно было заказать только на Planeta.ru, она не продавалась в магазинах. Значительную сумму удалось собрать и восемнадцатилетнему (на момент запуска проекта – прим. автора) активисту Михаилу Самину, инициировавшему некоммерческую печать фанфика (жанр массовой литературы, создаваемый по мотивам художественного произведения его поклонниками) «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Он собрал 11 400 000 рублей.

«Для создания успешного проекта авторская идея должна быть интересна большому количеству людей. Помимо фиксированных суммы, сроков и обязательных вознаграждений, автор или команда также должны записать видеообращение, в котором детально, но понятно и интересно описать свою идею.

Почему-то некоторым начинающим авторам кажется, что достаточно хорошо оформить свой проект, загрузить на платформу — и обязательно случится чудо. Иногда, конечно, случается. Но в целом работа после публикации проекта не останавливается, а продолжается: важно привлекать к нему внимание, рассказывать в соцсетях и СМИ, публиковать информацию о нём у партнёров (которых именно по этой причине хорошо бы найти пораньше)», – советует эксперт.

Наталья Игнатенко также предостерегает авторов, приходящих на крауд-платформу с проектами в несколько десятков миллионов, от завышенных ожиданий, поскольку рассматривать краудфандинг как единственный источник финансирования масштабных проектов неверно.

«Его можно рассматривать как дополнительное финансирование + пиар. Часто за время проекта находятся люди, которые готовы участвовать в нём более серьёзными суммами, однако уже на других условиях, нежели участники крауд-проекта. Многие авторы говорили, что поначалу им было тяжело обращаться к другим людям, пытаться вдохновить их своим проектом и договориться, например, о публикациях», – рассказывает эксперт. Поэтому на платформе должен работать специалист, который даст свои рекомендации новичкам и сопроводит проект на его этапах.

Что касается правового поля, Игнатенко объясняет, что существующий Федеральный закон № 259 иногда называют «законом о краудфандинге», но это ошибочно, поскольку он не содержит в себе ни одного слова «краудфандинг» и регулирует принципиально иные финансовые взаимоотношения – займы (краудлендинг), приобретение эмиссионных ценных бумаг, приобретение утилитарных цифровых прав, не имеющих отношения к авторам и участникам платформ, работающих по принципу предзаказа и помогающих привлекать спонсорскую и благотворительную помощь.

«Платформы типа Planeta.ru работают в соответствии с Гражданским кодексом. Сотрудничество с ними законно: площадки заключают договор с каждым автором и выдают чеки каждому участнику проектов. В случае успешного завершения проекта деньги переводятся единым траншем на счёт автору, за вычетом комиссии платформы и платёжных агрегаторов. Автор самостоятельно должен заплатить с полученной суммы налог», – объясняет эксперт.

Важный момент: краудфандинг – это не инвестиции, поскольку последние предполагают получение прибыли. В краудфандинге люди не инвестируют, а поддерживают проекты за вознаграждение.

Еще один эксперт в области краудфандинга, digital-producer Дмитрий Снегирев, рассказал «Московской правде», что в Государственную Думу РФ внесен Проект Федерального закона No 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». По словам Снегирева, проект интересен прежде всего малому и среднему бизнесу, которому нужно привлечь инвестиции для развития перспективных идей.

«По проекту, привлекать инвестиции через специальные интернет-платформы могут российские юридические лица и индивидуальные предприниматели. В отношении них в арбитражном суде не должно быть заявления о признании банкротом. Требований к тем, кто хочет стать инвестором, нет. Указано лишь то, что для этого гражданам необязательно быть ИП», – рассказывает эксперт. Он также рекомендует новичкам в первом проекте не гнаться за большими суммами.

«Главная рекомендация при составлении финансовой цели первого проекта – это минимизация заявленного бюджета. Дело даже не в том, что небольшую сумму быстрее собрать: в большинстве своем пользователи Рунета негативно реагируют на миллионные проекты и редко верят в успех амбициозных кампаний», – объяснил Снегирев. — Первый крауд-проект – это тест идеи, проверка интереса аудитории, поэтому он требует аккуратного подхода».

Большие финансовые цели достижимы, если в проекте сочетаются хотя бы два из указанных пунктов:

— проект повторный (второй и последующие крауд-проекты автора);

— у автора есть широкая аудитория со значительным числом лояльных поклонников/клиентов, заинтересованных в реализации идеи;

— проект резонансный, актуальный, с мощной информационной кампанией.

Таким образом, для успешного краудфандингового проекта необходима конкретная и интересная идея, фиксированные сроки и сумма сбора, которую новичкам не советуют слишком завышать, а также необходимо помнить о вознаграждении для участников проекта.

Сергей Мохарев.

Фото из открытых источников

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x