Оценщиков произведений искусства заставляют сдавать экзамен по высшей математике.
Коллекционирование, сфера антикварной торговли, арт-дилерства – это всегдашняя зона споров и даже войн. Подлинность тех или иных картин, скульптур, произведений прикладного искусства, их оценочная стоимость были и остаются предметом субъективным, неоднозначным и очень дорогим. Когда за новый элемент коллекции надо заплатить многие тысячи, а то и миллионы долларов – покупателю хочется иметь гарантию, во-первых, подлинности произведения и, во-вторых, адекватной цены сделки.
Для этого и существуют во всем мире специальные институты оценщиков и экспертов. Здесь есть и такое важное обстоятельство, как страхование приобретаемых произведений. А без соответствующего заключения экспертов это невозможно.
Музеи и другие аффилированные с госструктурами организации искусствоведческую экспертизу для частных лиц и компаний проводить по закону не могут. Но не секрет, что те же музейные работники эту самую экспертизу проводят… от имени коммерческих организаций. И получают при этом понятное преимущество перед реально независимыми, частными оценщиками. Чтобы как-то улучшить положение дел, около трех лет назад при Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров в России создали Гильдию оценщиков.
– Ее главный потенциал – 22 оценщика высокой квалификации, которые не связаны обязательствами ни с какими государственными или коммерческими структурами, – говорит президент гильдии, один из авторитетнейших российских коллекционеров, Михаил Перченко. – И по отзывам клиентов, коллег наши специалисты становятся все более авторитетными в среде коллекционеров и галеристов. Но после принятия на правительственном уровне так называемого стандарта оценки – а в его разработке мы принимали активное участие – как-то очень тихо и скоропалительно было принято странное организационное решение. Наших оценщиков произведений искусства приравняли к оценщикам движимого имущества в промышленности – к примеру, станков или машин. И далее возник парадокс: при обязательной аттестации этих специалистов они должны сдавать экзамен, в том числе, по высшей математике. Сами понимаете, гуманитариям это не по силам. А случилась эта путаница еще и потому, что именно представители нашей гильдии почему-то попали в ведение Минэкономразвития. Мы категорически настаиваем на исправлении ситуации. Необходимо уравнять в правах оценщиков произведений искусства из разных профильных организаций. И все они должны быть подведомственны Министерству культуры.
Кажется, проблема легко решаема. Но повторим сказанное в начале: сфера коллекционирования и арт-дилерства крайне конфликтна и на сегодняшний день – очевидно коррумпирована. Чем больше будет в ней различных независимых структур и экспертных институтов, действующих на равных правах, тем скорее этот сегмент рынка в России станет цивилизованным. И никак иначе.
Шод Муладжанов.