Сегодня свой 55-й день рождения отмечает всенародно любимый Иван Охлобыстин. Вечером на приятельских посиделках Иван (к гадалке не ходи!) произнесет свой любимый тост: «За друзей!» Актер считает, что если убрать из его биографии встретившихся и оказавших влияние на его становление людей, то останутся только детские воспоминания парнишки, который под грозовым небом в начальных классах бегал за три километра из деревни Спас-Суходревск на Оке в местную школу.
– Иван, передо мной – картинка из серии «Миры Охлобыстина», не знаю кем нарисованная, на которой «раскинулась широко» ваша голова, с бесчисленными ящичками на затылке и на висках. Это что за философия такая?
– А я думаю, что мы и есть такие… сегментарные. Состоим из тех, кого встречаем на пути. У одного человека берется наша манера рассуждать, второй дарит нам опыт отношений с людьми, третий учит взаимоотношению с техникой, ну, например, с мотоциклами, и так далее…. И все эти составляющие – и идеологические, и бытовые – вполне тактильны.
– «Отношения тактильны» … какая интересная мысль. А вера, она тоже тактильна?
– Конечно! Мы же причащаемся телу и крови Господней – это процесс абсолютно тактильный.
– Ваше детство прошло на Оке. Вы интересовались, кто были ваши предки?
– Я – из тех мест, где находятся города Калязин и Серпухов. У меня в роду были и лодочники, и калязинские купцы. То есть, это во мне, видимо, от них есть присутствует хозяйственная жилка. Но вообще во мне много всего разного намешано.
– Но главное все же – природное чувство юмора. Кстати, в воспоминаниях генерала Родимцева наткнулась на следующее описание вашего родного батюшки: «Пробираясь меж окопами, я встретил начальника санитарной службы Ивана Охлобыстина. Мне очень нравился характер этого человека: он никогда не унывал».
– Да, есть такая запись. Во время ведения боевых действий это спорное в мирных условиях качество является одним из неопровержимых доказательств отваги. И это с учетом того, что сам Родимцев, сверх остальных заслуг, для поддержания боевого духа имел привычку время от времени лично ходить в рукопашную… Мой папа вообще не имел ни одной слабости, кроме женщин и войны. Он вел аскетичный образ жизни, мало интересовался судьбами своих детей, говорил на пяти языках, обожал поэзию Серебряного века и дружил с артистом Черкасовым…
– Ну, вот мы плавно и перешли к теме артистической профессии. Роль доктора Быкова в «Интернах» стала вашей «мулей – не нервируй – меня». Со стороны кажется, что вы вообще ничего там не играете – настолько органичны.
– Я – сангвиник, а следуя установке режиссера в этом сериале должен был играть врача-холерика, что, честно говоря, было для меня не просто. Кстати, в свое время мой отец – военный хирург, прошедший три войны, – настоятельно предлагал мне подумать о медицине, как о будущей специальности. Но я тогда пренебрег его рекомендациями. Откуда честолюбивому семикласснику, воспитанному бабушкой и пионерскими лагерями, было знать, что по истечении времени мое сердце будет сжиматься каждый раз при виде аптечных витрин? А самыми увлекательными беседами станут беседы с врачами?
Что касается «Мули -не нервируй – меня», то я прекрасно понимаю, что даже маленький мальчик, который подошел ко мне за автографом – мой потенциальный работодатель.
– У вас был период, когда вы стали служить в Храме. И в этот период отказывались от ролей по духовным соображениям. А вот интересно, какие были еще причины для отказов от ролей в вашей биографии?
– Один раз я отказался от съемок в Голливуде. Было время, когда “Интерны” шли по телевизору по три раза в день: мне казалось, что даже американские шпионы были этим напуганы. Потому что три раза в день – это как в голову гвоздь вбивать. (И почему это в идеологии не применяют, я удивляюсь…) Так вот, мы ехали по проспекту, меня тогда возил шофер, и я вижу на одном доме – мое лицо с разверзнутой пастью, счастливое, из “Интернов”, потом на другом доме, на третьем – так мы двенадцать штук насчитали. Я говорю шоферу: «Вот так выглядит слава», а он – человек с юмором, отвечает: «Аллах Акбар!»
Так вот, о Голливуде. Меня туда в тот период позвали, но во-первых, там роль – ни о чем, а во вторых – денег давали мало. Не знаю, как бы я решил, если бы прилично заплатили, и если бы я на эти деньги мог, скажем, две церкви построить, один приют открыть, и сам был бы в золоте. А тут – мало, и главное – ни о чем…
А знаете, каков мой любимый российский бандит в Голливуде? Это миллиардер с картиной в фильме «Рок-н-рольщик». Он зовет мафиози, дарит ему картину, наливает ему коньяк. Итальянец выпивает: “А вы?” -” А я не пью”. Это я к тому, что у них на самом деле представления о нас совершенно дикие. У них лучше работает идеология, чем у нас. Мы их идеализируем, что они, мол, клевые, а они-то нас – совсем нет. Но теперь давайте-ка разбираться, какие они клевые! У них в каждом третьем фильме главная героиня или ее подружка мучается рефлексией, что в детстве ее изнасиловал отец. Для нас, согласитесь, это очень необычная история. Так что минусов у них там предостаточно. Салаги они, и до нас не доросли!
– Недавно ушел из жизни Петр Мамонов. В своем Instagram вы написали: «Царствия тебе Небесного, Пётр!». Ходят слухи, что вы в свое время освятили крест, который носил еще один ваш коллега по картине «Царь» – Олег Янковский. Это правда?
– Когда мы заканчивали снимать «Царя», Олег Иванович Янковский попросил у костюмеров свой игровой крест. Он представлял из себя копию креста святого Филиппа, роль которого он исполнял на экране. Я ночью отправился в Александровский монастырь, он попросил этот крест освятить. Храм открыл сонный инок, особенно ничего не спрашивая, он выдал облачение, банку со святой водой и кропило, а также наперстный крест. Я освятил крест и вернулся в гостиницу к Олегу Ивановичу… Когда Олег Иванович заболел, один из моих старых друзей предложил ему анонимно оплатить все лечение. Янковский отказался: «Спасибо. Все хорошо». И уже через месяц его не стало. Когда я узнал об этом, то заперся в туалете римского отеля, и заплакал – не хотел, чтобы дети видели, поскольку папы плакать не должны.
– У вас много прекрасных ролей, за которые вас любят зрители. А есть роли, за которые вам стыдно?
– Есть… У Алексея Учителя я снимался в “Мании Жизели”, и то ли мне времени не хватило, то ли по лености, но я не прочитал до конца сценарий. А в процессе съемок вдруг выяснилось, что роль-то с сюрпризом. Я играл Сержа Лифаря, который руководил Гранд Опера, а когда пришли фашисты, он театр не закрыл. После их ухода моего героя, разумеется, сняли с должности. Но когда спустя пару лет Гранд Опера стал загибаться, все вспомнили о Лифаре и вернули его на место. Он в тот период находился на содержании у очень состоятельной красивой баронессы. Но тут выяснилось, что мой персонаж, оказывается, еще и к мужчинам неравнодушен. Об этом говорится в одном из моих диалогов, но я-то, соглашаясь, до него не добрался. И когда уже в процессе съемок понял, что мне предстоит играть, то, похолодев, побежал к продюсеру: «Разрешите мне в титрах значится под псевдонимом». Возражений не последовало, и я придумал глупейший псевдоним «Леопольд Роскошный». Но все тайное становится явным: история в итоге попала в Википедию. В те годы, никто из нас и предположить не мог, как стремительно в России вся информация перекочует в интернет и появится в открытом доступе.
– Я читала, что как-то у вашего батюшки, ожидавшего получения высокой награды, сдали нервы. И он, надев парадный мундир, напился спирта, принял, не раздеваясь, в солдатской бане душ и явился на доклад к Родимцеву. Естественно, «героя» ему не дали. А есть ли у вас аналогичные примеры собственных безрассудных поступков?
– Совсем в юном возрасте, вдохновленный напитком кальвадос, я въехал на мотоцикле в метро, проскочил турникет мимо визжащих старушек-контролеров, прогрохотал по ступеням лестницы и лихо соскочил на рельсы. На плечи прыгнул дежурный милиционер с соответствующими выкриками. Это было очень давно, в нелепой, но такой искренней юности!
– Если бы выпала возможность, стали бы вы что-то менять в своем прошлом?
– Нет. Что бы там ни было, я такой, потому что все это было.
– В каком фильме роль для вас оказалась самой тяжелой?
– Пожалуй, что в картине «Нога». Я был молодым артистом, лента рассказывала о последствиях афганских событий. У меня была главная роль. Кстати, моим братом по фильму был… Петр Мамонов.