Что делать водителю, если он не виноват в ДТП

В последнее время в Москве участились ДТП с участием детей. Причем не всегда в наезде на ребенка виноват водитель. Но последствия для него в любом случае, печальны. Что делать, если под колеса вашей машины внезапно выскочил ребенок и вы совершили наезд, «Московская правда» выясняла с экспертами.

5 августа во дворе дома 23 Б к. 2 по Автозаводской улице водитель автомобиля «Ауди» совершил наезд на 8-летнего мальчика. Мальчика госпитализировали с ушибами головы и поясничного отдела. Как сообщает ГИБДД, ребенок выбежал на дорогу из-за припаркованных автомобилей. А 7 августа подобный случай произошел на Славянском бульваре — при въезде во двор дома водитель совершил наезд на четырехлетнего ребенка, который неожиданно выбежал на проезжую часть. Мальчик был госпитализирован с диагнозом «сотрясение головного мозга».

Только за одну неделю, со 2-го по 8-е августа, на дорогах Москвы в результате ДТП пять человек погибли, более полутора сотен человек получили травмы разной степени тяжести. Около трети всех аварий составили наезды на пешеходов. При этом 60% из них случились вне зоны действия пешеходного перехода.

«Московская правда» вместе с юристами разбиралась в том, что нужно предпринимать в случае, если водитель не виновен в наезде на внезапно выскочившего на проезжую часть человека. Как рассказывает адвокат Анастасия Брайчева, нюансов в таких делах предостаточно, и ответственность водитель может понести разной степени. Многое зависит от его первых действий после ДТП.

— «Внезапно» — это очень субъективная оценка, — объясняет эксперт. — Имелась ли у водителя реальная техническая возможность предотвратить наезд или нет, будет определять автотехническая экспертиза, которая обязательно назначается по такому делу. Важных для проведения экспертизы обстоятельств очень много, начиная с того, на каком расстоянии и где водитель увидел ребенка (и где должен был увидеть), с какой скоростью он двигался (и с какой максимальной мог двигаться на данном участке дороги) и прочие обстоятельства.

Первым делом юрист советует вызвать скорую и ГИБДД и оказать первую помощь потерпевшему, а также сфотографировать и снять на видео место ДТП.

— После прибытия сотрудников полиции, не советую давать какие-либо объяснения на месте ДТП, поскольку водитель может неправильно оценивать произошедшее, находиться в состоянии шока или также получить телесные повреждения, даже если сразу этого не почувствовал. Любые объяснения и показания следует давать позже, и с адвокатом, – советует Брайчева.

Но если от объяснений можно на время отказаться, то от медицинского освидетельствования ни в коем случае отказываться нельзя. Его нужно пройти обязательно, иначе отказ будет расцениваться как положительный тест на алкоголь. Это повлечет гораздо более суровую отнесенность, если будет установлена вина лица, управлявшего автомобилем. В разы усугубит положение водителя и то, если он уедет с места происшествия.

— Если у водителя есть фото- и видеоматериалы, снятые на месте происшествия (видеорегистратор или случайная съемка, а также съемка после ДТП), их можно попросить приобщить к материалам дела позднее, нежелательно это делать сразу, на месте происшествия. Если есть возможность, нужно записать контакты очевидцев. На месте ДТП главное, не совершать необдуманных действий, – советует Брайчева, обращая внимание на то, что к адвокату нужно обращаться как можно быстрее, поскольку за нарушение ПДД, повлекшее причинение вреда здоровью человека или его смерть следует очень серьезное наказание.

Степень вреда здоровью потерпевшего будет устанавливаться позднее судебно-медицинской экспертизой, от результатов которой будет зависеть, как будут квалифицированы действия водителя, в случае установления его вины. Если здоровью потерпевшего нанесен вред, квалифицированный как легкий или среднетяжелый, открывается административное дело, по которому виновника ждет максимум лишение прав на срок до двух лет.

— Но если здоровью пострадавшего причинен тяжкий вред, или, тем более, если он погиб, то это уже уголовное дело, наказание по которому зависит от вреда и количества пострадавших, и может достигать семи лет лишения свободы, а для тех, кто оставил место ДТП или находился в состоянии опьянения (или отказался от освидетельствования) — до пятнадцати лет лишения свободы, – предупреждает юрист.

При этом вред, причиненный потерпевшему, может быть взыскан с водителя и в том случае, если он не виноват в наезде на ребенка, поскольку взыскание вреда с владельца источника повышенной опасности (автомобиля) не зависит от вины причинителя вреда (водителя).

— В любом случае, уголовные дела такой категории могут быть прекращены за примирением с потерпевшими. Поэтому самая главная рекомендация: всегда оставаться человеком, – резюмирует Анастасия Брайчева.

Согласна с коллегой и адвокат Юлия Томникова, призывая водителей постараться обеспечить себе подтверждения своей невиновности:

— самостоятельно вызвать скорую помощь и осуществить запись телефонного разговора, чтобы было зафиксировано, что скорую вызвал именно водитель;

— сразу поговорить со свидетелями (и взять у них номера телефонов), которые в последствии смогут подтвердить, что именно ребенок выбежал так, что невозможно было остановить авто;

— осуществить фото- и видеосъёмку места происшествия. При этом съемка должна быть обзорной, с привязкой к местности. В идеале иметь видео с видеорегистратора;

— обязательно узнать, где родители ребенка, были ли они в момент ДТП рядом, почему не следили за ребенком. У них тоже следует взять контакты;

— при составлении документов сотрудниками ГИБДД обязательно нужно указать все, с чем не согласен водитель.

Однако все же главным способом решения проблемы является конструктивное общение с родителями ребенка, ведь именно от их позиции зависит многое в исходе дела. Поэтому нужно стремиться к примирению сторон.

Вину водителя или отсутствие таковой сможет определить только экспертиза. Только автотехнический эксперт сможет ответить на вопрос, была ли у водителя техническая возможность остановиться перед человеком.

— Если была, а водитель ею не воспользовался (отвлекся, растерялся, смотрел в смартфон и др.), он будет виновен в ДТП, даже если пешеход перебегал дорогу в неположенном месте. Если водитель не смог затормозить по техническим причинам (при соблюдении им скоростного режима и других правил дорожного движения), его признают невиновным в наезде, – говорит эксперт.

Адвокат Томникова, как и предыдущий эксперт, предупреждает, что не стоит забывать, что отсутствие вины все равно не исключит возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда пешеходу, потому что водитель управляет средством повышенной опасности.

Но даже если водитель доказал свою невиновность в аварии, остается ещё одна проблема – стресс, нервный срыв, произошедший в момент наезда и глубоко засевший в подсознании. Как справиться с психологическими проблемами и вернуться за руль после аварии, «Московской правде» рассказала психолог Светлана Смолина.

По словам Смолиной, самостоятельно избавиться от подобного стресса практически невозможно. Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому любой, кто начинает учиться вождению, осознает эту опасность и учится одновременно контролировать свои действия, удерживать во внимании маршрут, дорожные знаки, поведение других автомобилей, действия пешеходов, состояние автомобиля и еще очень много внешних и внутренних факторов. Другими словами, водить автомобиль – значит испытывать постоянный стресс, однако со временем и с накоплением опыта вождения психика приспосабливается к жизни в состоянии стресса.

— В момент аварии человек неизбежно оказывается в шоке – переживает пиковый стресс, — говорит психолог. — По сути, происходит перегрузка психики (это объясняет неадекватное поведение водителя после аварии, ступор, истерику и тому подобное) в результате чрезмерного отклика на выброс адреналина. Это состояние оставляет глубокий неврологический след в головном мозге. После первого шока человек осознает тяжесть случившегося, испытывает страх перед наказанием, сострадание и чувство вины перед пострадавшим, злость на себя, на других участников аварии, на погоду и еще множество эмоций, которые в результате «застревают» в теле. Картинка события, мысли о случившемся и весь спектр телесных ощущений как будто «склеиваются» и в таком виде остаются в памяти. И в дальнейшем, вспоминая аварию, психика водителя вновь активирует связанные с ней чувства, а тело переживает те же ощущения, что и в сам момент аварии.

Эксперт отмечает, что достаточно существенный процент водителей после ДТП с тяжелым исходом отказываются от вождения полностью. Кроме того, они не могут ездить в автомобиле даже в качестве пассажира, испытывая страх за жизнь близких. К тому же довольно часто чувство вины перед пострадавшими усугубляется воспоминаниями негативных событий из детства, когда ребенка ругали родители или учителя за нарушение правил, или когда он был ответственным за младшего в семье, а тот пострадал, или когда умер домашний любимец, а ребенок винил себя.

— Чувство вины – одно из самых тяжелых и разрушительных чувств. Оно возникает даже тогда, когда формально человек не виноват в случившемся. Но наша психика запрограммирована так, что мы не можем вольно или невольно причинить кому-то вред, не испытывая при этом угрызений совести, – рассказывает эксперт. – В случае, когда в ДТП пострадал другой человек, водитель подвергается осуждению и давлению со стороны близких пострадавшего, то есть оказывается в состоянии длительного социального конфликта.

Несмотря на то, что в большинстве случаев избавиться от психологических последствий аварии поможет только психолог, Светлана Смолина поделилась несколькими простыми советами, помогающих выходу из подобных состояний.

  1. Необходимо прекратить отрицать аварию и принять свое чувство вины, страха, злости (здесь речь идет о внутреннем признании своих чувств и переживаний, а не о взаимодействии с полицией, которая расследует дело).
  2. Стараться не увязать в воспоминаниях о случившемся и избегать постоянного обсуждения с родными и близкими подробностей аварии.
  3. Материально помочь другой стороне (оплатить лечение и реабилитацию пострадавшего, включая психотерапию).
  4. Полноценно питаться, постараться соблюдать режим сна, отказаться от алкоголя и наркотических средств
  5. Постараться вернуться к привычной жизни, не отказываться от отдыха, общения с друзьями, от своих хобби и так далее, то есть не наказывать себя за случившееся.
  6. Принять на себя ответственность за свое текущее состояние и за свой выбор – жить в состоянии стресса или избавиться от него.

Однако к врачу-психотерапевту, специализирующемуся на краткосрочных методах помощи клиентам, попавшим в тяжелую ситуацию, обратиться все же стоит, поскольку пагубность влияния стресса на организм прямо пропорциональна длительности его воздействия.  По факту, водитель, попавший в аварию с тяжелыми последствиями для другой стороны, становится заложником ПТСР – посттравматического стрессового расстройства, подобно участникам войн, терактов, техногенных и природных катастроф.

— Психотерапевтический метод EMDR (ДПДГ — десенсибилизация и переработка движениями глаз), который может помочь справиться со стрессом, возник в 80-е годы в Америке, а в 2013 году был клинически доказан, признан и рекомендован Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как линия первой помощи при тревожных расстройствах. США, Великобритания, страны Евросоюза, Израиль активно используют его в кризисных ситуациях для помощи военнослужащим и гражданскому населению. МЧС России применяет метод ДПДГ в числе первых методов быстрого оказания психологической помощи жертвам наводнений, землетрясений и других серьезных катаклизмов. Суть метода заключается в целенаправленном перезапуске процесса переработки воспоминаний о негативных событиях при помощи билатеральной стимуляции (попеременной активации правого и левого полушарий мозга), – рассказывает Светлана Смолина.

Специалист акцентирует внимание: чем скорее водитель обратится к психотерапевту, тем быстрее он сможет избавиться от дискомфортных воспоминаний и стрессовых последствий аварии.

– Безусловно, точно рассчитать количество встреч невозможно, так как многое зависит от возраста и состояния психики человека. Но в среднем травматическое событие можно переработать за 4 — 8 встреч с психотерапевтом, — объясняет Смолина. — Облегчение состояния достигается уже через 1 — 2 встречи. Если же авария ассоциируется с какими-то тяжелыми событиями из прошлого, в том числе, из детства, реабилитация может длиться от 8 до 20 сеансов.

Специалист привела несколько примеров из личной практики довольно быстрого избавления от стресса после наезда на детей. Так, один из ее пациентов, пожилой мужчина, сбил 10-летнюю девочку на нерегулируемом переходном переходе, в результате чего она получила перелом ноги и ушибы. Он оплатил ее лечение и успешно завершил реабилитационную психотерапию за 2,5 месяца (10 встреч). Психологическая помощь подростку, который на скутере совершил наезд на детскую коляску, в результате чего пострадал ребенок 1,5 лет, была оказана за 3 встречи.

Что делать тем, кто совершил наезд на детей не по своей вине, мы выяснили. А вот как научить детей не выбегать на дорогу, что делать родителям, чтобы обезопасить ребенка от подобных ситуаций, как научить его простым правилам безопасности? Здесь лучшие рекомендации могут дать в Госавтоинспекции.

Правила безопасности давно существуют и  время от времени обновляются, однако база у них одна. И родители должны не только следить за тем, чтобы ребенок не выбежал на дорогу, но и учить его правилам безопасности с раннего детства.

В Госавтоинспекции дали рекомендации по обучению детей наблюдательности и безопасному поведению на дорогах:

  1. Выходите из дома заблаговременно, чтобы оставался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.
  2. Не рекомендуется ускорять шаг или бежать вместе с ребёнком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующего автобуса (троллейбуса) и т.д.
  3. При переходе проезжей части, прекращайте разговоры с ребёнком, он должен привыкнуть, что при переходе нужно не разговаривать, а наблюдать за дорогой, движением транспорта.
  4. Следите за тем, чтобы переходить проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребёнок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта,
  5. На остановках маршрутного транспорта крепко держите ребёнка за руку. Нередки случаи, когда ребёнок вырывается и выбегает на проезжую часть.
  6. при высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  7. Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах.
  8. Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребёнка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль на большей скорости или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, если нет уверенности, что скрытой опасности нет.
  9. Переходите проезжую часть только на зелёный сигнал светофора. Объясняйте ребёнку, что переходить дорогу на зелёный мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
  10. Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов и прочего, не осмотрев предварительно дорогу. Это типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли;
  11. Помните, что ребёнок обучается движению по улице, прежде всего, на вашем примере.

Специалисты ГИБДД также предупреждают, что дети младшего школьного возраста не осознают опасность на улице на уровне со взрослыми, поскольку у детей есть свои особенности восприятия окружающей среды — и на слух, и зрительно. К примеру, маленьким детям трудно определить направление звука, поэтому, услышав сигнал автомобиля, он может сделать шаг в опасном направлении. К тому же дети не умеют пользоваться в достаточной мере периферическим зрением, и когда они перебегают дорогу, его уровень у них находится на нуле, поскольку они наводят фокус на какой-то один предмет, к которому движутся. Ребенок уверен, что если он видит автомобиль, то и водитель его тоже видит. Еще одна особенность маленьких пешеходов – они не могут определить близко или далеко от них находится автомобиль и как быстро он движется.

В целом же в Госавтоинспекции призывают и водителей, и пешеходов быть на дороге внимательными и соблюдать правила движения. Тогда и ДТП с тяжелыми последствиями, и стрессов на дороге будет меньше.

Фото из открытых источников

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x