Нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» реализуется уже два с половиной года, но у него до сих пор нет программы общественного контроля, из-за чего коррупция процветает, а качество многих построенных дорог оставляет желать лучшего.
Между тем, как напомнил член Общественного совета при Минтрансе РФ Игорь Сухов, выступая на заседании круглого стола в Общественной палате РФ, темой которого стало обсуждение этой проблемы, «президент Владимир Путин постоянно ставит задачу привлечения граждан к реализации нацпроектов».
Согласно паспорту нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», программа организации общественного участия граждан в его реализации должна была появиться еще в конце 2019 года, но ее нет и сейчас. В результате, по словам Игоря Сухова, в российских регионах общественность к проверкам качества дорог практически не привлекается и не допускается. Региональные руководители говорят общественникам: «Вот видите: в паспорте нацпроекта написано, что должна быть программа. Пока этой программы нет, извините…».
«Отсутствие программы привлечения граждан к реализации нацпроекта дает отрицательный результат. Качество выполняемых работ просто отвратительное. Дороги не держатся даже три года, гарантийный срок не выдерживается», – отметил Игорь Сухов.
Из-за отсутствия общественного контроля, по его словам, страдают и маломобильные группы граждан с ограниченными возможностями здоровья:
«Если сделают дорогу, не сделают пандусы. Если сделают пандусы, то они абсолютно не по ГОСТу: не 1,5 метра (в ширину – прим. автора), как положено, а 70 см, из-за чего люди с ограниченными возможностями проехать не могут. А если сделают это правильно, то света обязательно не будет».
Член ОП РФ, председатель Регионального общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых в обширной презентации продемонстрировала участникам мероприятия такого рода нарушения, выявленные в ряде регионов РФ.
В качестве примера ненормативного состояния гарантийных, недавно построенных дорог Игорь Сухов привел результаты проверки, которую Общественный совет вместе с ФКУ Упрдор «Каспий» провел в Астраханской области:
«Было выявлено 420 случаев ненормативного состояния гарантийных дорог. Это по всем регионам так. Единственное, могу сказать, это касается региональных дорог. По федеральным трассам претензий нет. Но в российских регионах общественного контроля нет и там творится абсолютный хаос».
Программа организации общественного участия граждан, которой по сей день так и нет, является, по мнению Игоря Сухова, «контрольной точкой нацпроекта», и без ее выполнения невозможна полноценная его реализация.
В конце заседания круглого стола было высказано предложение рекомендовать министру транспорта РФ Виктору Савельеву создать комиссию по разработке и принятию программы организации общественного участия граждан в реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» при участии Общественной палаты РФ и членов Общественного совета при Минтрансе. Причем делать все это нужно как можно скорее, ведь в асфальт «закапываются» огромные деньги…
Сергей Ишков.