А когда все спасательные операции были окончены,
на ветке сидел Пух, болтая ногами,
а рядом стояло десять горшков с медом…
(А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»)
В среднюю полосу России пришла осень, пчелы и другие насекомые начали готовиться к зимовке — а значит, для пчеловодов закончился сезон откачки меда. Обычно он начинается в конце июня и продолжается до конца августа. В сентябре уже все — пчел тревожить нельзя. В начале сентября улей тщательно очищают от того меда, который не годится для зимовки пчел и может их погубить. Готовят подкормку на зиму, объединяют слабые семьи, обрабатывают пчел от болезней и утепляют ульи. Спать, пчелки, спать, спать…
Не цветами едиными…
Условно мед можно разделить на три большие группы.
Во-первых, цветочный — собранный с разных цветов-медоносов, без разбора. По-умному его зовут полифлорным. У такого меда может быть большое разнообразие вкусов и ароматов, цвет обычно золотистый. Можно сказать, что это самый распространенный, самый бюджетный и в то же время самый вкусный мед.
Во-вторых, монофлорный — то есть собранный с одного растения. Например, липовый, кипрейный, гречишный, каштановый и так далее по всем медоносам. Обычно он стоит дороже цветочного, потому что получить его сложнее. Для того, чтобы пчелы собирали взяток только с одного вида цветов, необходимо, чтобы этих цветов было много. И чтобы кроме них ничего не было. А представьте себе липовую рощу, на опушке которой растет кипрей или дягиль? Иногда пасечники специально ездят по округе, смотрят, где что цветет. А потом грузят ульи в машину и отвозят их на место цветения. В общем, хлопот не оберешься, а в итоге абсолютно, стопроцентно монофлорный мед все равно практически никогда не получается. Впрочем, потребителю это и не надо: монофлорный мед покупают ради его лечебных свойств. При этом стоит учитывать, что каштановый мед горьковатый, липовый имеет мятный привкус (как будто в мед подмешали ментол), гречишный мед терпкий и вызывает жжение в горле.
Третий вид меда — падевый. Это довольно парадоксальный и необычный мед. Пчелы делают его либо из медвяной пади, либо из медвяной росы. Падь — это выделения насекомых, которые питаются соком растений: тли, червецы, и другие. Большинство из них не могут усвоить все вещества, особенно сахар, и выделяют их в виде густой жидкости. Именно ради этого сиропа тлей и разводят муравьи. Но пчелы, если увидят бесхозных тлей, тоже любят поживиться падью.
Хотя падь содержит много веществ, которые пчелам совсем не полезны. Например, белки. Их в падевом меде 3 процента. Кроме того, такой мед имеет повышенную кислотность. Падевый мед нередко становится причиной гибели пчелиных семей зимой.
Что губительно для пчел — то полезно для человека. Падевый мед благотворно влияет на работу сердечно-сосудистой системы, повышает эластичность сосудов, устраняет холестериновые бляшки, улучшает работу нервной системы. Падевый мед хорош для борьбы со стрессами, бессонницей и простудными заболеваниями. Правда, он не такой сладкий, как цветочный, да и цвет у него необычно темный. И горчит. Но полезен!
Словом, опытные пчеловоды стараются отследить, не собрали ли пчелы между делом падь. На зиму желательно оставлять в улье только светлый мед, а весь темный откачать — на всякий случай. Чтобы на зиму ни капли этой отравы для пчел не осталось в улье. И продать знающим людям. Кстати, падевый мед весьма ценится иностранцами.
Мед настоящий, «липовый»
Монофлорный мед — это просто рай для хитрого брендинга и обмана покупателей.
Дело в том, что растений-медоносов — имеется в виду настоящих медоносов, с богатым выделением нектара — в нашей полосе не так уж и много. Еще раз: липа, гречиха, кипрей, каштан, донник, белая акация, ива… ну, собственно, практически все.
С Кавказа могут привезти померанцевый мед, собранный с персиков, лимонов и апельсинов. В Греции делают мед из чабреца.
Глобализация привела к тому, что к нам могут завести даже экзотический мед, собранный с цветков авокадо, ананасов или еще каких-нибудь медоносов, растущих в далеких тропиках. Например, можно найти в продаже новозеландский мед манука из горных трав далекого Острова Длинного Облака. Стоит он, разумеется, бешеных денег, но вот стоит ли он их?
Хотя и с нашими родными цветами все не так просто.
Во-первых, мед не получается из первоцветов. Подснежник, мать-и-мачеха, фиалка, куриная слепота, гусиный лук и прочие цветут слишком рано. Пчел еще нет.
Во-вторых, есть масса растений, которые активно посещают пчелы, но… нектара там нет вообще! Зачем же полосатые лезут в эти цветы? А за пыльцой! Она пчелам тоже необходима. Пыльценосы — это берёза, ольха, орешник, граб, облепиха, грецкий орех, бук, тополь, осина, шиповник, кукуруза, щавель, подорожник, ромашка, мак, адонис, люпин, лебеда, конопля, осока и все хвойные деревья. Поэтому если продавец меда пытается вам всучить тополиный мед, бьет себя в грудь и мамой клянется, что своими глазами видел, как пчелы жужжали над цветами тополя — не верьте! Да, жужжали. Но улетали не с нектаром, а с обножкой — маленькими шариками пыльцы.
В интернете можно найти сайты с дифирамбами тополиному меду или рассказы о том, какой хороший медонос ольха. Увы… Такая ошибка возникает обычно весной и в начале лета, когда цветут эти растения, а пчелы заготовляют в больших количествах пергу — смесь пыльцы и меда, корм для расплода.
Весной можно наблюдать, как пчелы целыми толпами ползают по стволам березы и пьют березовый сок. Может быть, они из него все-таки мед гонят? Нет, сок пчелы просто пьют. В березовом соке много солей, а они по весне пчелам очень нужны. Пасечники, кстати, об этом знают и ставят пчелам плошки с подсоленной водой.
В-третьих, есть большая группа растений, которые обеспечивают, выражаясь пасечной терминологией, поддерживающий взяток. То есть нектар в них все-таки есть, но его очень мало, прямо комар наплакал. Пчелы посещают их тогда, когда настоящие медоносы еще не зацвели. Или если в округе их очень мало. К таким растениям относятся дуб, вяз, земляника, клубника, виноград, вероника, гвоздика, девясил, колокольчик, кукушник, незабудка, подмаренник, чистец, чертополох, череда, тысячелистник, таволга, гравилат, гусиная лапчатка, кровохлёбка, сныть, кувшинки, лилии, сусак, горец.
В-четвертых, есть растения, у которых вроде бы и нектар есть, вроде бы его и немало, но вот беда — одновременно с ними цветут другие растения, у которых этого нектара хоть залейся (те же липа, кипрей, гречиха, каштан и др.) К этой группе относятся практически все садово-ягодные культуры: груша, смородина, терн, крыжовник. Как правило, пчелы на них не смотрят — как говорил Гамлет, тут есть магнит попритягательнее! Ну, если поставить ульи посреди грушевого сада гектар эдак в сотню и истребить в округе все остальные медоносы — тогда конечно…
В-пятых, есть растения, которые для пчел просто-напросто ядовиты. А некоторые из них — и для людей тоже. Например, борец, аконит, ютик. Зверобой целебен для людей, но ядовит для пчел. Да, пчелы его посещают, но живут после этого недолго, поэтому процент зверобоя в меде ничтожен.
В-шестых, есть редкие растения. Например, женьшень. Чтобы найти один корень женьшеня, надо несколько пар сапог истоптать. Поэтому если в окрестностях улья есть одно-два растения женьшеня, то пчелы, конечно, взяток с него принесут, но это будет капля в бочке. То же относится к чернокорню, розовой родиоле (золотой корень), чайному копеечнику (красный корень). Замечательные растения. Очень ценные, очень целебные. И медоносы! Но гектарами, увы, не растут.
И в-седьмых, мед нельзя получить ни с одного хвойного растения. Сосна, пихта, ель, лиственница, можжевельник, кипарис… Эти растения могут дать пыльцу. Могут дать – кстати! – падь. Но мед из пади, собранной с ели, будет все-таки падевым медом, а не еловым.
Мед искусственный
Под женьшеневым медом обычно понимают не мед из нектара женьшеня, а мед с корнем женьшеня. Этим забавным продуктом можно открыть целую галерею «медов», которые на самом деле медом не являются. Например, «сосновый мед» – это варенье из молодых шишек сосны. Иногда просто варенье, а иногда смешанное с цветочным медом. Облепиховый мед — мед с ягодами облепихи. Зверобойный — мед с цветами зверобоя. Березовый — напиток из березового сока и цветочного меда.
Ну, и так далее по всему списку немедоносов.
Грушевый мед делают в Центральной Швейцарии из груш сорта «тайлерс». Их собирают, выжимают сок и уваривают его в течение 6-7 часов. То есть этот продукт и близко к меду не относится, это скорее очень густой джем.
Еще один маркетинговый ход — называть мед не по цветам, а по месту сбора. И за счет этого срубать дополнительную денежку. Обозвать, к примеру, цветочный мед лесным, луговым или горным. Почему-то за слово «горный» люди готовы отдать больше денег, чем за слово «лесной». «Луговой» оценивается дешевле «лесного», ну, а «цветочный» вообще не имеет наценок.
При этом и на лугу, и на лесной опушке, и на горном склоне будут цвести одни и те же цветы.
Например, на одном медовом сайте можно найти «лесной мед» и «цветочный мед», причем лесной на 100 рублей дороже цветочного.
На другом сайте есть «дикий мед Алтай горный» и мед «Алтайское разнотравье», причем первый в два раза дороже второго. Что, в горах взяток собирали не с разнотравья, а с чего-то другого?
Мед и его срок
Жидким, тягучим и золотистым мед пробудет недолго. Очень быстро начинается процесс его кристаллизации — мед «садится». Считается, что летом надо покупать жидкий мед (закристаллизовавшийся — это прошлогодний), а зимой — севший (если мед жидкий — значит, его перетопили).
На самом деле все, конечно, намного сложнее.
Скорость, с которой садится мед, в первую очередь зависит от медоноса. Например, мед, собранный с одуванчиков и подсолнухов садится очень быстро, за два-три дня, максимум — неделю. А это значит, что даже летом на прилавках может быть закристаллизовавшийся мед, собранный совсем недавно. Например, в конце июня, когда как раз самое цветение одуванчиков. Кстати, пчелы не едят севший мед, поэтому быстро кристаллизующиеся сорта пчеловоды убирают из ульев.
На другом конце шкалы находится кипрейный мед. Он, наоборот, может оставаться жидким и год, и два. Но это при условии правильного хранения: в темной кладовке при ровной температуре.
Медленно кристаллизуется мед с акации, шалфея, малины, липы, гречихи. Причем вспомним опять: полностью монофлорного меда добиться практически невозможно. Обязательно будет примесь чего-нибудь, и липовый мед с примесью кипрея будет садиться медленней, чем липовый мед с примесью одуванчика.
Короче: летом можно купить свежий кристаллизовавшийся мед, а зимой или даже весной — жидкий мед, которой не подогревали и не перетапливали.
Второй момент — это условия хранения. От них зависит, как именно пойдет процесс кристаллизации. Если мед хранить в холодном подвале наглухо закрытым, без доступа воздуха, то в результате получится очень нежная кремообразная текстура. Наоборот, доступ воздуха и тепло дадут грубый мед с крупными кристаллами. Чем больше было перепадов температуры — тем крупнее кристаллы. Считается, что мед мелкозернистой консистенции имеет кристаллы до 0,5 мм, крупнозернистой — больше 5 мм.
В меде есть три вида сахара: фруктоза, сахароза и глюкоза. Кристаллизацией из них занимается только глюкоза, поэтому если ее меньше 30 процентов, то мед садиться не будет.
Ну, а если глюкозы достаточно и мед зрелый, то тогда она не просто кристаллизуется — она будет образовывать белый налет на поверхности меда и друзы кристаллов на стенках банки в верхнем слое — мед «зацвел». Выглядит это очень красиво: как морозные узоры на оконном стекле.
Между прочим, подделать цветение меда невозможно: это самый лучший признак его натуральности и высокого качества.