Бюджет 2022 – 2024: денежный мешок разложат по полочкам

Случилось уникальное событие – правительство внесло в Думу законопроект о бюджете на 2022 – 2024 годы, а Дума пока не в себе. То есть седьмой созыв остается уже чисто формально и почти половина палаты бегает в поисках лучшего места под Солнцем, а восьмой созыв еще формально не получил полномочий.

На посту – председатель Думы Вячеслав Володин. Он расписал законопроект в ответственный комитет по бюджету и налогам.

Также на посту председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. Поскольку с максимальной вероятностью там он и останется, ему и отдуваться.

Проект предлагает, что в ближайшие годы бюджет будет профицитным. Доходы в 2022 году составят 25,02 трлн руб., в 2023 году – 25,54 трлн руб., в 2024 году – 25,83 трлн руб.

Получив бюджет, Макаров вышел к журналистам и сообщил: «Важнейшая задача, которую предстоит решить Государственной Думе, это проверить материалы, насколько в бюджете финансово обеспечено выполнение всех социальных гарантий, предусмотренных законом, насколько в бюджете финансово обеспечены Послания президента Российской Федерации. А очень многие социальные гарантии напрямую вытекают из Посланий президента, а также тех поручений, которые давались президентом».

По словам Макарова, именно эти вопросы предварительно рассматривались в рамках нулевого чтения: «В бюджете заложены все необходимые средства, которые касаются Посланий президента, в первую очередь мы говорим о Послании 2020 года».

Он напомнил, что все эти вопросы – ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, социальный контракт, выплата материнского капитала, горячее питание для школьников – решались в бюджете прошлого года, расходы по данным статьям были расписаны на все три года. И поэтому остается только проверить, насколько эти цифры соответствуют тем, которые сейчас сложились в реальности.

В качестве примера глава бюджетного комитета привел выплаты в пять тысяч рублей учителям за классное руководство, которые были предложены президентом в Послании 2020 года. На эти цели в бюджете предусмотрена сумма в размере 75 миллиардов рублей.

«Но уже в этом году президент сказал, что необходимо за классное руководство платить не только учителям школ, но и преподавателям колледжей, технических училищ. Эти средства заложены в бюджете, это почти 10 миллиардов рублей», – пояснил Макаров. – Сегодня это денежный мешок, который предстоит разложить по полочкам, учтя каждое училище, каждый колледж, каждый регион, каждого учителя с тем, чтобы каждый рубль был адресно направлен тому, кто имеет право его получить».

Глава комитета также сообщил, что правительство предлагает перейти на новый формат взаимоотношений государства и граждан при оказании социальной поддержки и социальной помощи.

Макаров обещал, что теперь людям не надо будет собирать справки, ходить по кабинетам, чтобы доказать свое право на получение такой поддержки. Государство будет выполнять эту работу само. И эти механизмы предстоит рассмотреть Государственной Думе в ходе работы над проектом бюджета.

Лидер партии СР и глава фракции в Госдуме Сергей Миронов представил свой комментарий по бюджету.

Он сказал, что фракция СР, как и всегда, будет самым внимательным образом изучать главный финансовый документ страны и по итогам будет принимать решение – поддержать его или проголосовать против. Параллельно, как и в прошлые годы, эсеры готовят проект альтернативного бюджета, в который закладывают все принципиальные для партии положения.

В прошлом году эсеры не поддержали правительственный проект бюджета, в частности из-за того, что в нем не были предусмотрены средства на индексацию пенсий работающим пенсионерам.

«От этого требования мы не намерены отступать и сейчас. Государство задолжало гражданам за последние годы более 1,4 триллиона рублей, и этот долг надо отдавать. Тем более что индексация предусмотрена Конституцией России», – подчеркнул Миронов.

Он также напомнил о других основных предложениях партии по формированию расходных и доходных частей бюджета. Причем некоторые не требуют никаких сложных корректировок, а лишь повышения эффективности госуправления. В частности, в прошлом году остались неиспользованными средства в объеме около триллиона рублей.

«Одна отмена возврата НДС экспортерам энергоресурсов принесла бы в бюджет дополнительные 2 триллиона рублей. А возврат ставки НДС на уровень 18% дал бы ощутимый импульс развитию экономики и позволил затормозить рост цен. И таких инициатив по повышению налогов на крупный капитал и снижению на граждан, средний и малый бизнес у нас немало. Их реализация позволила бы сформировать сбалансированный социальноориентированный бюджет, благодаря которому доходы населения России стали бы, наконец, расти», – добавил Сергей Миронов.

Я напомню, что требование о повышении НДС прошло через МВФ, которому Россия подчиняться не обязана, не имея ни ключевых постов в этой организации, ни поддержки от нее. «Размочили» счет только в этом году смешным траншем МВФ России, в котором страна не нуждается.

Если уж воздействовать на идущий караван с обочины, то на уровне ЛДПР – требовать замены всего НДС на налог с продаж.

В любом случае критиковать бюджет надо обязательно. Ведь порой он смахивает на модель Пикассо: то, что вы ищете под носом, может оказаться за ухом.

Над бюджетом работают несколько комитетов Думы, каждый по своему профилю, и параллельно Совет Федерации.

В частности, на 5 октября в СФ намечены традиционные ежегодные парламентские слушания «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Слушания будут транслироваться на сайте СФ и 45-й кнопке телевизора. Мероприятие проходит, мягко говоря, нескучно.

И тем не менее никто бы не смог ничего сделать в обеспечение баланса в бюджетном процессе, если бы не было неустанной контрольной работы Макарова. В связи с ковидом Думе пришлось дать согласие на право правительства на введение изменений в бюджетную роспись без оформления законом. В прошлом такие манипуляции неизбежно приводили к сокращению чувствительных расходов. И сейчас эта проблема есть, но под контролем Макарова гораздо меньше.

С другой стороны, в бюджете зарыты гигантские ресурсы, которые никак ни удается разблокировать. Стерилизация ресурсов страны производится множеством способов, в каждом из которых как бы никто не виноват. Об этом постоянно пишет Счетная палата, и депутаты с увлечением это читают.

В последние годы, при председателе Думы Вячеславе Володине, наметился определенный сдвиг. Однако любое полезное действие встречает бешеное противодействие.

Мы привыкли к риторике внешнего вмешательства в выборы, но ведь в бюджетном процессе вмешательства больше, и оно действует напрямую. Мне бы хотелось, чтобы каждый великий знаток необходимых действий в роли президента и депутатов дал себе труд попытаться разобраться в бюджетном процессе. Гарантирую, что не получится, но апломба поубавится.

Мне разобраться не удалось, и я пользуюсь универсальным советом зампреда Думы, будущего председателя комитета по бюджету Александра Жукова: «Следите за дискуссией».

Добавить комментарий