В фильме «Ботан и супербаба» удачно всё, кроме названия

Сюжет фильма «Ботан и супербаба» сценариста Ильи Куликова и режиссера Дмитрия Меняйло настолько заковырист, что раскрывать его было бы обманом зрительских ожиданий. Фабула проста, и она воплощалась в разных вариантах многократно. Была, например, такая перестроечная комедия «Действуй, Маня!», в которой ученый-биолог и молодой талантливый программист создали по образу фотомодели с рекламного плаката робота-супермена для борьбы с мафией. 

Если говорить о более раннем периоде, нельзя не вспомнить советский фильм «Его звали Роберт», где ставился извечный вопрос – может ли машина, робот, испытывать человеческие чувства?

Главные герои фильма «Ботан и супербаба» – «ботаник» и заика пикнического телосложения, программист Иван Калинин (Роман Попов) с унизительной школьной кличкой «Кал», и его верная девушка-робот, созданная им на основе сверхсекретной разработки боевого андроида «Опричник 112». Иван придает роботу облик первой красавицы класса и своей школьной влюбленности, уехавшей на ПМЖ в США, – Лины Истоминой. Придя с роботом на встречу выпускников, он приводит в шок одноклассников, которые не могут понять, как такому ботану досталась женщина с внешностью супер-модели.

София Каштанова в роли боевого андроида великолепна и неподражаема. Очень хорош андроидоподобный Денис Васильев в роли главного шпиона.

Суть, наверное, можно увидеть по-разному. Для кого-то фильм реализует подростковые мечты. Кто из нас не мечтал применить нечеловеческую силу против безудержного хамства и оголтелой жестокости, чтобы сохранить справедливость и красоту жизни. Понятно, что в жизни чаще бывает наоборот, и сила не помогает, действовать приходится одними словами. Но мечтать не вредно, вредно не мечтать.

Кто-то из особо изысканных ценителей шпиономании в стиле Эдварда Сноудена увидит воплощение его способа развеять подозрения – говорить правду типа «ворую секреты», всё равно никто не поверит. Иван пользуется именно таким приемом, чтобы выкрасть тело робота.

Боевой андроид подчиняется только программисту – администратору системы, который его собрал. За ним гоняются разведки нескольких стран. Стоит робот дороже космического корабля, весит 250 килограммов и выдерживает температуру от минус пятидесяти до плюс пятидесяти градусов. Постоянно подключен к сети и оттуда через «телегу» набирается знаний о поведении и языке людей, чтобы синтезировать модели общения с человеком.

Постоянно пасется в чате «Боев без правил», потому что надо осваивать современные приемы боевого искусства. Абсолютную чемпионку по кличе Акула андроид побеждает вообще без боя. Акула настолько отвратительна, что видеть такую победу красоты над уродством приятно.

Нам показалось, что суть фильма та же, что и в упомянутом выше старом фильме «Его звали Роберт», только, естественно, качество воплощения идеи намного выше, с учетом современных реалий и технологий.

Жанр фильма «Ботан и супербаба» можно обозначить как комедийный шпионский боевик, но с существенной оговоркой – он находится в принципиально иной системе жанров относительно продукции Голливуда. За океаном всё серьезно и нацелено на безоговорочную победу правильных парней над мировым злом. В фильме «Ботан и супербаба» ни с каким мировым злом никто не борется. Задача программиста Ивана Калинина сугубо человеческая и очень личная. Однако события выходят из-под контроля системного администратора. Герой против своей воли побеждает всех шпионов, чтобы спасти Лину.

Наверное, влюбился в свое создание. И повелел отключить программу распознавания своих скрытых желаний. Любой мужчина мечтает о такой самоотверженной и послушной женщине с обликом супермодели, готовой носить его на руках подобно мадам Ольге Мозес из повести Стругацких «Отель у погибшего альпиниста». И при этом не считающей свое существование чем-то существенным по сравнению с жизнью своего системного администратора, то есть абсолютного повелителя.

«У меня генетический дефект и умру через месяц», – сочиняя версии под желания своего администратора и сверяя результат с реакцией собеседников, андроид явно встает на путь синтеза веселого юмора и человеческих эмоций. Вот, собственно, и ответ на главный запрос из песни Аллы Пугачевой: «Робот! Ты же был человеком, Мы бродили по лужам, В лужах плавало небо … Робот – это выдумка века. Я прошу, ну попробуй, Стань опять человеком!»

Искусственный интеллект андроида совершенствуется и воспроизводит реплики и монологи с юмором на грани фола. Но своему администратору подчиняется беспрекословно. Завершается удивлением, что человек может ради нее рисковать жизнью. Она знает из интернета, что такое любовь и что для человека она может быть важнее еды. Это критерий.

Правда, у нас есть такие живые супер-женщины, которые категорически отвергают эмоции и делают мужественный вид абсолютной рациональности.

Неизбежны параллели с древнегреческим мифом об ожившей волею Афродиты жены кипрского скульптора Пигмалиона, известной с легкой руки Жан-Жака Руссо под именем нереиды из другого древнегреческого мифа о Галатее.

Если для комплекта впечатлений вспомнить фильм «Господин оформитель» Михаила Козакова, становится понятно, насколько правы создатели алгоритмов искусственного интеллекта в Сбере – задача искусственного интеллекта зависит от того, что в него заложил программист. Из одного и того же дерева можно построить храм или лагерный барак.

В конечном счете у каждого скульптора-программиста получается свой «Солярис» Станислава Лема, каждый Крис Кельвин невольно материализует свои тайные желания в виде свой личной утраты Хари.

Так что фильм «Ботан и супербаба» совсем не выглядит фантастикой. Смотреть его очень приятно, так что забываешь о неудачном названии. Всё остальное – на высоком уровне качества.

Авторы угадали и воплотили естественные человеческие ожидания. Даже странно, что в зале, кроме нас двоих, никого не было. Хорошее отечественное кино для души у нас не рекламируется. Продюсер по постпродакшн есть, самого постпродакшена не видно. Но это уже вопрос политики государства в сфере культуры. Надо радоваться хотя бы тому, что в России делают такие милые картины и больше нигде такое человеческое качество не получается. А уж когда есть возможность сделать позитив для души или показать национальную изобретательную жизнестойкость и волю к победе, тут русскому экранному искусству вообще не может быть равных.

Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.

Кадр из фильма с сайта Культура.рф

Кадр из фильма с сайта Культура.рф

Добавить комментарий