Приложения психологической помощи могут передавать личные данные сторонним лицам

В активно развивающемся мире цифровых технологий медицина всё чаще переходит на удаленку. Это касается и такого ее направления, как психология. Помощь психолога теперь можно получать онлайн — как реального специалиста, так и с помощью ботов, которые предлагают мобильные приложения по психологии. При этом эффект от виртуальных сеансов порой не уступает сеансам очным. Однако интернет-общение, как и в других случаях, чревато опасностями.

Роскачество представило результаты исследования приложений психологический помощи для операционной системы Android на предмет безопасности хранения личных данных клиентов.

Виртуальных помощников эксперты Системы разделили на две группы. К первой относятся мобильные сервисы по поиску и общению со специалистом в формате переписки в чате или видеозвонка. Для их использования необходима регистрация, а также широкий доступ к личной информации пациента.

Вторая группа интернет-помощников – приложения формата «помоги себе сам». В них можно найти мотивирующие программы, тесты для самопознания, также некоторые приложения помогают определить свой уровень стресса и психологического здоровья. Такие платформы не запрашивают доступ к персональным данным.

«Отметим, что в ходе исследования специалисты не оценивали качество самой психологической помощи. Их интересовала исключительно информационная безопасность устройства и данных при установке и использовании приложения», – рассказали в Роскачестве.

Эксперты провели исследование семь приложений в формате телемедицины, относящихся к первой группе. Они запорашивают минимальное количество разрешений, необходимых исключительно для работы.

Однако среди них есть и те, которые запрашивает доступ к беспроводной сети. Например, приложение «BestHelp – Психологическая помощь онлайн». При этом в Роскачестве отмечают, что доступ к одному устройству не несет особой угрозы, но если в доме большое количество IoT-устройств, подключенных к единой беспроводной сети, такие приложения могут собирать дополнительную личную информацию.

Приложения, которые злоупотребляют запросами доступа к конфиденциальным данным: HoldYou, «Психология отношений», «Тайны психологии для мужчин. Популярная психология», «Психология влияния».

Кроме того, в приложениях «Психолог онлайн. Раскройте талант в помогающей роли» и «Общение и помощь, психология» присутствует реклама, отключить которую можно только после оплаты услуги, а также только после оплаты становятся доступны некоторые полезные функции.

Сервисы с навязчивой и трудно убираемой рекламой: «Психология сборник тестов школьников и студентов»; HoldYou; «Психология: Медитация. Музыка, тесты»; «Тест на личность».

Что касается политики конфиденциальности, результаты исследований Роскачества показали, что пять из семи приложений полностью действуют в рамках российских законов.

«Политика сервиса «BestHelp – Психологическая помощь онлайн» датирована 6 октября 2020 года, ответственным за обработку персональных данных указан сайт involta.ru, а открывается документ на домене с третьим названием – в сумме выходит путаница. «Mindspa Психологическая Помощь» – политика конфиденциальности приложения разработана в соответствии с европейским GDPR и учитывает действующее законодательство Болгарии (ЕС). В случае возникновения спорных ситуаций предлагается воспользоваться судебными инстанциями этой страны. Сервис может раскрывать персональную информацию только по требованию законодательства, а также использовать ее в иных целях. Но каких?» – задаются вопросом в Роскачестве.

И лишь платформа «MHappy:Онлайн психолог в чате» оказалась единственной, которая не передает данные пользователей сторонним лицам.

Во торой группе анализировали 40 приложений, предлагающих обрести и поднять мотивацию и пройти разнообразные тестирования.

«Польза от таких сервисов может быть, если человек временно дезориентирован и ему просто нужно понять, что делать дальше. Но если он оказался в тяжелой жизненной ситуации и без помощи со стороны не справляется, то стоит не возлагать иллюзорных надежд на электронные программы, а сразу обращаться к специалистам», – считают в Роскачестве.

В любом случае, как рассказала семейный психолог, гештальт-терапевт и специалист по зависимостям Ирина Попова, наиболее качественная терапия оказывается пациенту при личной встрече с психологом.

«Формат психологических онлайн-консультаций появился как вынужденная мера в период, когда нам пришлось долгое время оставаться в изоляции. Был выбран удачный момент для появления подобных услуг. Поэтому если нет альтернативы, то к таким сервисам прибегнуть можно, но эффективность работы будет ниже», – цитирует Попову пресс-служба Роскачества.

Специалист также отметила, что при выборе психолога не стоит торопиться, кроме того, нужно смело менять врача, если контакт с ним некомфортен.

В том, что личное общение полезнее виртуального, согласен с экспертом и старший специалист по тестированию цифровых продуктов Роскачества Сергей Кузьменко. При этом он не советует скачивать ПО, которое вошло во вторую группу исследования специалистами Роскачества:

«ПО из второй группы для скачивания советуем не всем. Важно помнить, что приложение – это всего лишь программа и оно не заменит человека. В сложной жизненной ситуации лучше обратиться к реальному специалисту. Например, через Интернет-службу Экстренной психологической помощи МЧС России».

Сергей Мохарев.

Фото с сайта Роскачества

приложения по психологии
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x