2 февраля в Музее гаража особого назначения на ВДНХ открылась уникальная выставка, посвященная 100-летней истории секретных конструкторских разработок автомобилей для руководителей Советского государства и современной России.
Есть такая популярная шуточная фраза: автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Это для нас, а для первого лица страны — не только средство передвижения главы государства, но и неотъемлемая часть торжественных церемоний и парадов, воплощение силы и мощи страны, предмет особой гордости и престижа.
Понятно, что авто для президента не покупают в салоне, конструкторская работа по созданию правительственных лимузинов ведется очень серьезно и всегда тщательно скрыта от посторонних глаз. Но приоткрыть тайну нам поможет выставка «Дизайн под грифом «секретно» в Музее Гаража особого назначения на ВДНХ. Это плод кропотливого многомесячного труда в архивах, музейных запасниках, частных коллекциях и закрытых НИИ, результат поездок по стране и многочасовых бесед с дизайнерами и конструкторами.
К сожалению, увидеть реальные разработки невозможно — они остаются за закрытыми дверями и в папках под грифом «секретно», но посетители смогут ознакомиться с эскизами, набросками и поисковыми вариантами главного автомобиля страны. Многое из того, что могло бы проезжать по улицам столицы, сохранилось в рисунках, фотографиях и масштабных макетах. Пришло время все это собрать, осмыслить и показать, решили организаторы выставки «Дизайн под грифом «секретно». Команда талантливых журналистов и молодых историков создала уникальный выставочный проект, включающий в себя сотни эскизов и редчайших фотографий, а также деревянные и пластилиновые прототипы лимузинов, о существовании которых большинство из нас даже не догадывалось.
«Получилась выставка «машин власти, которых не было», — отмечает куратор выставки, коллекционер и галерист Илья Сорокин, – прежде чем автомобиль выйдет за ворота завода, проводится огромная работа дизайнерская, конструкторская, очень много эскизов, которые никуда не идут. Они идут в корзину. Что-то доходит до пластилиновых макетов 1:10, 1:5, потом даже 1:1. Как правило, потом этот пластилин идет на следующие макеты следующих разработок. Как правило, редко что сохраняется. Это если мы говорим об обычных автомобилях. Если мы говорим об автомобилях первых лиц, то на все это накладывается еще и гриф «секретно». И никто никогда не позволит посмотреть, из чего состоят автомобили, которые мы потом видим на улицах, на которых ездят лидеры страны. Заглянуть через плечо дизайнера, который создает автомобиль для первого лица, это все равно что посмотреть черновик государственного гимна. Это абсолютно невозможно. Поэтому выставка, которую мы открываем, она не могла бы состояться ни в одном музее. Только в Музее Гаража особого назначения. Здесь объекты, которые будут однажды показаны, и неизвестно, сможем ли мы увидеть их еще раз или они вернутся в свои спецхраны».
Свое видение главного автомобиля страны в разное время предлагали самые именитые советские автомобильные художники – Валентин Ростков, Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эрик Сабо, Эдуард Молчанов. Почти все их проекты не увидели свет, так и оставшись на бумаге. До недавнего времени были известны только единичные рисунки этих художников. Изредка они публиковались в книгах и журналах, мелькали в интернете, показывались в музеях. И только сейчас на выставке можно будет по-настоящему оценить широту размаха этого явления.
Впервые публике будут представлены поисковые и альтернативные проекты флагманов отечественного автопрома. Ни одна из представленных на выставке дизайнерских идей не воплотилась в жизнь. Автомобили на рисунках, и готовые прототипы, признанные неудачными, и просто поисковые решения – беда многих из них в том, что они намного опередили свое время.
Многие из идей поражают грандиозностью и фантастичностью. Еще в 1940-х годах группа молодых конструкторов и художников Московского автомобильного завода имени Сталина разработала проект абсолютно нереально «космического» лимузина, казавшегося пришельцем из будущего, но дальнейшей работе помешала война.
После войны двадцатилетний художник Владимир Арямов рисовал для себя еще более футуристические автомобили «Москва», причем совершенно не рассчитывая на воплощение рисунков в жизнь. Это была мечта в чистом виде – фантазия о том, как мог бы выглядеть главный автомобиль Советского Союза. Он же в 60-е годы рисовал необыкновенные и поражающие своей красотой кабриолеты с говорящим названием «Мир», предназначавшиеся для торжественных встреч лидеров сверхдержав.
В 60-е талантливый художник Эрик Сабо предлагал неповторимый и неординарный дизайн правительственных ЗИЛов – все это тоже не претворилось в жизнь, исчезнув на долгое время в личном архиве мастера.
Впервые широкой публике показаны поисковые и альтернативные проекты флагманов отечественного автопрома, охватывающие период с 1922 по 2022 год и во многом опередившие свое время. Выставка представляет около 500 эскизов, 23 макета прототипов автомобилей в разном масштабе, а также уникальные экспонаты. Представлен первый отечественный лимузин «Ленинград–1», который выпускался на заводе «Красный Путиловец». Первые шесть машин проехали 1 мая 1933 года по Ленинграду во время демонстрации. В планах завода было собрать до конца года 60 таких машин, а всего – 20 тысяч. Но лично Сталин решил не выделять 2,6 миллиона рублей на перестройку тракторного цеха завода, техника для сельского хозяйства была нужнее. В итоге все проекты по отечественному лимузину были переданы заводу имени Сталина – тот самый ЗИС. Кстати, несмотря на предполагаемый высокий статус «Ленинграда-1», сидеть в нем даже невысокому пассажиру некомфортно даже на VIP-местах.
Особое внимание уделено конкурсным работам по созданию флагмана отечественного автопрома — представительской марки «Аурус». На открытый конкурс «Кортеж для Президента» поступило более 120 проектов из разных стран мира. Победившая концепция участвовала в профессиональном конкурсе, проводившемся НАМИ, в результате чего родился облик современного президентского «Ауруса». Как пояснил директор Центра стиля НАМИ, главный дизайнер и руководитель команды, создавшей облик всех автомобилей семейства AURUS, Юрий Черненко, за основу был взят ЗИС-110. Именно поэтому у машины такая высокая решетка радиатора. Но потом, после технических доработок, так как современные двигатели требуют больше воздуха, решетку пришлось расширить. Поэтому внешне автомобиль стал напоминать Rolls-Royce. Но в основе – наш ЗИС. Именно от ЗИС-110 идет «родословная» всех отечественных правительственных лимузинов, в том числе и ЗИЛ-4102. В 1988 году были построены два прототипа этой машины разных оттенков.Темный вариант неофициально окрестили «Миша», а светлый – «Рая», в честь Михаила Горбачёва и его супруги. Автомобили должны были быть с несущим кузовом, независимой задней подвеской. В салоне уже тогда предполагалась компьютерная система для считывания и воспроизведения данных, а вместо кассетного магнитофона – проигрыватель компакт-дисков. Но реализовать этот проект не удалось. Началась перестройка, и заводы остались без денег на производство люксовых машин. Кстати, из двух прототипов уцелела только представленная на выставке «Рая», «Миша» был полностью уничтожен.
Кроме того, посетители увидят дипломные работы молодых современных дизайнеров, пытающихся переосмыслить утраченные легендарные бренды, такие как ЗИЛ, «Чайка» и «Руссо-Балт»». Эти проекты, как и рисунки дизайнеров далеких 20-х и 40-х, тоже выглядят необычно, порой непонятно, спорно, эпатажно и нереалистично. Кто знает, может, в будущем первые лица страны будут рассекать пространство именно на таких фантастических конструкциях?
Выставка работает с 2 февраля по 16 апреля.
Михаил Ковалёв.
Фото автора
Не много мы увидели из задуманного разработчиками. В глубинке России разных моделей можно было по пальцам пересчитать. Правительство – это понятно – не только безопасность, но и лицо, достижения страны.