Закрытие Троице-Сергиевой лавры и спасение главы преподобного Сергия

26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей».

Конфискация имущества, принадлежавшего лавре, началась осенью 1918 года. В местной газете «Трудовая неделя» стали появляться клеветнические и хулительные статьи об обители, о мощах преподобного Сергия Радонежского и возможности их вскрытия.

В дни Великого поста 1919 года в Трапезном храме лавры по этому поводу состоялось большое собрание верующих. Архимандрит Кронид (Любимов), последний наместник лавры перед ее закрытием в 1920-м году, произнес речь, в которой призвал верующих защитить священное место от поругания. Вскоре после этого в храмах лавры, в академическом храме и посадских приходских церквях стали собирать подписи под прошением в Совнарком не вскрывать мощи преподобного Сергия.

16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определен «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. По итогам вскрытия предписывалось составлять акт.

4 марта 1919 года братия обители во главе с отцом Кронидом обратилась к председателю Совнаркома Ленину с просьбой запретить вскрытие раки с мощами преподобного. 20 марта Святейший Патриарх Тихон также обратился к Владимиру Ильичу по поводу кампании по вскрытию мощей. Несмотря на ходатайства верующих, решение о вскрытии мощей преподобного Сергия было принято на пленуме местного городского совета 1 апреля 1919 года и 4 апреля подтверждено Московским губисполкомом.

Само вскрытие состоялось 11 апреля. Оно продолжалось в течение двух часов и снималось на кинопленку (впоследствии был выпущен пропагандистский антирелигиозный фильм). По окончании вскрытия был составлен протокол, мощи преподобного Сергия обнажили от покровов и прикрыли стеклом. Власти нужно было убедить верующих не поклоняться мощам. Однако число богомольцев, шедших на поклонение преподобному, лишь увеличилось.

«От небольшой часовни, стоявшей на площади возле Красных торговых рядов, до самого Троицкого собора в 4 человека тянулась очередь желающих приложиться к мощам и впервые в жизни взглянуть на них», – пишет свидетель тех событий С. А. Волков в статье «Последние у Троицы» (кн. «Возле монастырских стен», Москва, 2000 г.).

10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой лавры как монастыря. Ночью 3 ноября в лавре неожиданно был произведен обыск, братия была изгнана из стен обители.

Беспокоясь о судьбе мощей Сергия Радонежского, священник Павел Флоренский, принявший мученическую смерть на Соловках в 1937 году, и граф Юрий Олсуфьев (расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне), будучи членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, с благословения патриарха Тихона изъяли честную главу преподобного, заменив ее на главу одного из князей Трубецких, захороненного в XVII веке в крипте Троицкого собора.

Любопытно, что сделали они это практически у всех на виду. Перед отправкой в Москву специальная комиссия должна была «привести экспонат в порядок» — вынуть из раки, переложить, «упаковать». Вот Павел Флоренский и Юрий Олсуфьев главу и подменили.

Все происходящее держалось в строжайшей тайне. Сначала святыню спрятали в монастырской ризнице, затем ее перенесли в дом Олсуфьевых на Валовой улице в Сергиевом Посаде. По словам жены Юрия Олсуфьева Софьи Владимировны, глава хранилась «в большой квадратной дубовой коробке из-под каких-то серебряных вещей. На коробке стояла пальма, как на подставке».

Согласно декрету Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года, в лавре был открыт историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома, 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то что ранее он уже был передан Наркомату просвещения для музейных целей. 10 мая 1920 года патриарх Тихон осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи, как нарушение декрета «Об отделении Церкви от государства». В результате ходатайств Святейшего было разрешено открыть Троицкий собор только на праздник Святой Троицы. 30 мая 1920 года в лавре было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили колокола. Монастырь был окончательно закрыт для богомольцев. Но мощи преподобного Сергия все же остались в лавре: как экспонат музея они находились в притворе Трапезного храма в раке со стеклянной крышкой. Экскурсоводы бесцеремонно стучали по крышке указкой.

В марте 1928 года по Сергиеву Посаду прокатилась очередная волна арестов. Олсуфьевы, опасаясь, что «незваные гости» посетят и их дом, закопали главу в саду. В конце лета того же года она была вырыта и передана Павлу Голубцову (впоследствии архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий) – в то время еще совсем молодому человеку, который позже так вспоминал об этих событиях:

«Когда выкапывали, было очень жутко. Это было ночью. Где-то выла собака, и мы боялись, что она может разбудить соседей. Надо было до рассвета успеть. Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты. Когда пришел на станцию, рассветало, и поезда на Москву еще не ходили. Я шел пешком до Абрамцева или Хотькова и там уже сел на поезд». (Цитируется по кн. Андроник (Трубачев), игум. Закрытие Троице-Сергиевой Лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918–1946 гг. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.)

Павел Голубцов перевез святыню в квартиру Олсуфьевых в Люберцах.

В 1933 году арестовали Павла Флоренского. В январе 1938-го был арестован Юрий Олсуфьев, его супруга Софья Владимировна – 1 ноября 1941 года. Буквально накануне ареста она успела передать главу преподобного опять Голубцову, доставившему ее своему старцу – схиархимандриту Илариону (Удодову), который служил во Владимирском храме села Виноградово (у станции Долгопрудная). При этом он снова практически весь путь прошел пешком, а на поезд садился только «в таких местах, где нельзя было пройти». Во Владимирском храме святыню спрятали под престолом, где она тайно хранилась до лета 1945 года.

Только после войны святыню передали Местоблюстителю Патриаршего престола, впоследствии Святейшему Патриарху Алексию I (Симанскому).

Главу преподобного Сергия вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов). Владыка Алексий отправил его в лавру — готовить мощи преподобного Сергия к официальному возвращению Московской патриархии. На Поместный собор ждали делегацию союзников-англичан, в их программе было посещение еще не открытой Троице-Сергиевой лавры, и схиархимандриту Илариону было поручено «облачить мощи преподобного Сергия, которые поставили на свое место в Троицком соборе, в схимническое одеяние».

Таким образом, обратная замена главы князя Трубецкого на главу преподобного Сергия также прошла в строжайшей тайне, во время переоблачения мощей в новую схиму. О подлинности главы свидетельствовал тот факт, что на ней сохранился след от копия, которым отец Павел Флоренский отделял ее от верхнего позвонка. При возвращении главы преподобного этот след совпал со следом на позвонке в раке.

Официальная передача мощей преподобного Сергия лавре состоялась накануне Пасхи 1946 года. 20 апреля первый наместник возрождаемой обители архимандрит Гурий (Егоров) принял от директора Загорского музея-заповедника В. К. Ряховского святые мощи в серебряной раке XVI века.

Открытие лавры в 1946 году описано непосредственным участником этого события протодиаконом Сергием Боскиным:

«Светлое Христово Воскресение 21 апреля. После 26-летнего онемения в обители преподобного Сергия в Пасхальную ночь зазвонили колокола, сразу, неожиданно. Народ, заполнивший площадь, стоял с зажженными свечами. Крестный ход свободно обошел собор и вышел на паперть. Началась утреня и первое «Христос Воскресе». (Боскин С., протодиак. Пасха 1946 года: Открытие Лавры Преподобного Сергия // Троицкое слово: Сб. духовно-нравственного просвещения. [Загорск, 1990]. №4.)

Первое патриаршее богослужение в Троице-Сергиевой лавре состоялось на праздник Святой Троицы.

Сергей Ишков.

Фото автора и с сайта https://stsl.ru

2 Comments
  1. Неизбежно наступит время когда мракобесы, что сейчас заправляют в Киеве и творят произвол с народом Украины канут лету, понеся заслуженное наказание. А лавра снова возродится. Был там в канун 2013 года – впечатлила; купил иконы в одной из многих церковных лавок; кажется ничего тогда не предвещало пляски бесов. Другое было в Почаевском монастыре – он находится на западной Украине и там чувствовалось это напряжение. Интересно как там сейчас?

  2. Сколько же не человеческих поступков было совершено под прикрытием веры и для того, чтобы эту самую веру искоренить.. Хорошо, что эта история хорошо закончилась, но жаль людей, которые в ней пострадали(

Добавить комментарий