Поговорим о детях

Круг резонансной тематики к концу весенней сессии Думы 2023 года расширился в сторону актуальности. Речь идет о возвращении в школу НВП, ОБЖ, трудового воспитания, семьеведения. На серьезном уровне обсуждается спад рождаемости.

госдума, фото Ольги Давыдовой

На обсуждение вынесены проблемы опекунства и эксплуатации приемных детей. Налицо долгожданная попытка сократить разрыв между релевантностью и актуальностью. Без этого невозможно устранять общественные проблемы демократическим путем, то есть через общественную дискуссию.

Речь идет не только о возвращении привычных предметов советской школы, но прежде всего об адекватном наполнении того, что номинально сохранилось. Депутаты говорят, что должны быть уроки труда, а не технологий. Некоторые депутаты, начиная с председателя Вячеслава Володина, нашли причину в гедонизме и самолюбовании, усиленно насаждаемом в постсоветскую эпоху.

На наших изумленных глазах происходит разворот дискуссии верхних эшелонов к внутренней политике, когда-то оставленной на откуп НКО с внешним финансированием. Хороший признак синхронности в действиях ветвей власти. В эфире Вести-FM появилась социальная реклама безаварийной езды. «Вести»сообщили о масштабной переразметке в Москве для расшивки пробок.

Все это отрадно и напоминает в чем-то перестройку Горбачева. Слова воодушевили, а реализация дала пинка из страны. Потому что как тогда, так и сейчас народ неспособен увидеть под словами подоплёки.

Научить детей оперировать информацией и ситуацией сейчас критически важно. Да и взрослые тоже люди, как сказал Володин в теме фальсификации молочных продуктов. Тут обозначился еще один провал в словесной работе Думы. Поднимать тему планово низкого качества продуктов питания без анализа причин бездействия ранее принятых законов нельзя. В чем состоит роль Роспотребнадзора и почему он репрессивный, но не контролирующий орган?

Третий провал обозначен в последней вышедшей на экран серии «О чем говорят мужчины» замечательного «Квартета И». Короче, девочек надо учить разговаривать с мальчиками. Чтобы взрослые тетеньки не доводили мужей до исступления. От этого их дети болеют и не хотят ни рожать, ни обременять себя семейными узами. Дискуссия по вопросам семьи и школы с неизбежной безнадежностью уплывает к какому-то подобию любви к партии, как говорили советские скептики.

На данный момент времени наиболее актуальный провал носит технический характер. Потратив много моральных сил на войну с иностранными агентами, ее не только не довели до внятного завершения, но и искусственно ограничили той же любовью к партии.

Однако есть в Думе депутаты, которые выбились из гармонических колебаний с линией партии.

После длительного провала в молодежной политике практически никто не верит, что данная тема может получить какое-то серьезное развитие. После окончания пленарного заседания Думы в Москве в четверг 29 июня председатель комитета Артём Метелев провел выездное совещание в столице Дагестана Махачкале. Тема молодежного туризма обсуждалась в русле тезиса Сергея Кириенко. В обобщенном понимании звучит так: «Чтобы любить Родину, надо ее знать. Чтобы знать Родину, надо по ней пройти».

Каждый школьник страны должен увидеть Красную площадь.

Пройти по стране оказалось сложно и местами невозможно. Понятно, неорганизованные дикие туристы могут творить что угодно, их жизнедеятельность мало кого волнует. Организованный туризм, который в СССР работал как часы, в постсоветскую эпоху налетел на подавление и запреты. Такие любимые в прошлом маршруты, как переход через Клухорский перевал к морю, закрыты по соображениям безопасности.

Прокладывать тропы нельзя ввиду разрушения почвенного слоя. Прокладывание троп – это общественно-полезный труд. Кто этим занимается, может попасть под уголовку, если с кем-то когда-то что-то случится.

Организаторов детских мероприятий уже приучили, что оформить провоз организованных групп школьников на автобусах сложнее, чем защитить докторскую диссертацию. На выездном заседании комитета по молодежной политике выяснилось, что согласование палаточного лагеря на землях лесного фонда не проще. Согласования превратились в идеологическую войну с дилетантами. Однако если не дай бог что случится, дилетантов сдувает ветром, и бьют по профессионалам.

Особенно свирепствует Роспотребнадзор. Жалобы на него настолько серьезные, что в итоговом выводе Метелев констатировал отсутствие у этого ведомства риск-ориентированного подхода. Он душит палаточный туризм.

Тем не менее, глава думского комитета намерен настойчиво развивать детский и молодежный туризм. Сама политическая ситуация заставляет развивать внутренний туризм и раскрывать страну для молодежи.

Принят в первом чтении правительственный законопроект об обследовании будущих опекунов, намеренных взять на свое попечение сироту.

Документ называется «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Его представили первый замминистра просвещения Александр Бугаев и председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина.

Согласно аннотации к законопроекту, предусматривается социально-психологическое обследование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и проживающих совместно с ними лиц, а также определение порядка его проведения. Сирот тоже подвергнут социально-психологическому обследованию.

Дальше вообще странно. Близкие родственники детей-сирот, желающие принять ребенка в свою семью на воспитание, обязаны пройти подготовку.

Предусмотрено преимущественное право бабушек и дедушек, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего, других родственников, отчима (мачехи) перед всеми другими лицами быть опекунами или попечителями при установлении предварительной опеки (попечительства).

Видимо, авторы законопроекта в правительстве сказку по Золушку не читали. Не только страшноватый без прикрас европейский оригинал, но и гуманизированную русскую версию.

Вот интересно, кто рожал этих сирот, тот проходил подготовку?

Об этом спросил депутат Андрей Кузнецов: «Почему такие неравные условия? Почему у нас те, кто собирается детей рожать или делать детей, не проходят вот эти все психологические тесты и так далее, и так далее, и не доказывают свою способность быть родителями и людьми, которые отвечают за маленьких детей, и за немаленьких детей?»

Далее последовал кассетный залп из серии взрывных вопросов Михаила Делягина: «Правильно ли я понимаю, что в каждом регионе будет своя собственная подготовка для близких, желающих усыновление, и они будут не совпадать в разных регионах?

Далее. Если эти близкие не пройдут подготовку (там же, наверное, экзамен будет какой-то), что, лучше отдавать ребенка в детдом или посторонним, чем близким, которые, так сказать, не смогли соответствовать каким-то формальным признакам?

И, может быть, действительно, нам пора всё-таки остановить ювенальный террор, который происходит по стране? Когда мне глава районной опеки заявляет, что опека никогда не ошибается (кавычки закрываются), а потом выясняется, что он занимался террором, разрушением психики детей, на которых он просто, так сказать, его подопечные просто нападали просто по выдуманным обстоятельствам, которые даже никто толком не удосужился проверять».

Конец цитаты.

Докладчик от правительства, замминистра просвещения Александр Бугаев отвечал по принципу как бы так сказать, чтоб ничего не сказать: «Сейчас мы в рамках подготовки ко второму чтению готовим отдельный пакет предложений по подготовке профессиональной и переквалификации соответствующего набора сотрудников».

Законопроект вызвал споры, а о чем он и для чего, осталось непонятно. Что за подготовку готовят для опекунов? Будет ли реальный контроль за усыновителями? Пришла ли, наконец, политическая воля прекратить необоснованные изъятия детей из семьи по модели США? Это то, что депутат Делягин назвал ювенальным террором. Теоретически представитель правительства должен был придти в Думу с цифрами, фактами, аргументами и планом действий. Ничего этого нет.

На следующий день в пятницу зампред Думы Анна Кузнецова провела первое установочное заседание парламентской комиссии по расследованию преступлений против детей на Украине. Слушать было страшно и без слез невозможно. Понятно, расследование затеяли, чтобы ответить на ложные обвинения России в том, что организует Вашингтон.

Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина описала вопиющий случай эксплуатации приемных детей

«Была в Хакасии. Маленькое поселение, где глава говорит: «Выхожу, десять ребятишек в огороде в шесть утра, все они приемные, а двое своих детей – нет. Второе утро иду, опять десять детей. Я спрашиваю у него: «А где твои дети?», – он сказал: «Болеют». «По-мужски, – говорит, – я разобрался и сказал, что будешь болеть сам, если впредь будет эксплуатировать детей», – рассказала Останина.

Глава ответственного комитета по статусу должна поддержать представляемый ею законопроект, однако Останина – коммунист, женщина смелая, и зачастую предпочитает говорить о реальной ситуации, которую закон точно не исправит.

«Шесть раз в этом зале мы меняли эти нормы – требование к жилью. Понимаете, счастье ребенка определяется не наличием паркета или качеством этого жилого помещения, оно же определяется, наверное, отношением к этому ребенку. Поэтому не может эта норма быть доминирующей при определении ребенка, когда мы устраиваем его в семью», – сказала Останина о правоприменительной практике устройства детей, оставшихся без попечения.

Главным вопросом пленарного заседания в четверг стали три альтернативных законопроекта о конкурентном доступе операторов связи со своими проводами в многоквартирные дома.

Принятый в первом чтении документ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи» и Жилищный кодекс Российской Федерации» внесли депутаты ГД Александр Хинштейн и Сергей Пахомов, сенаторы Андрей Турчак и Андрей Клишас.

Законопроектом предлагается предоставить операторам связи возможность безвозмездного размещения сетей связи (за исключением платы за потребляемую электроэнергию) в помещениях общего пользования многоквартирного дома по желанию любого собственника (нанимателя) без решения общего собрания собственников квартир в МКД.

Соавтор альтернативного законопроекта Галина Хованская категорически настаивала, что без общего собрания ну никак нельзя.

Независимый депутат Оксана Дмитриева высказала озабоченность в отношении сохранности Кариатид и Мефистофелей Петербурга.

Промоутер обреченного на принятие закона председатель комитета по информполитике Александр Хинштейн требовал права для каждого жильца провести в свою квартиру того оператора, которого он лично хочет. Якобы это исключит коррупционный сговор и завышение тарифов на Интернет.

Мне каждый день звонят назойливые, как осенние мухи перед смертью, операторы связи с предложением своих восхитительных услуг. Мне, начиная с пенсионной реформы Михаила Зурабова, осточертело право выбора из того, что мне совершенно неведомо и вообще не нужно.

По-моему, все это какой-то лоббистский бред. А на фоне неспособности и, в общем-то, нежелания спасти детей и семьи и вовсе цинично.

Лев МОСКОВКИН.

Фото Ольги Давыдовой

госдума, фото Ольги Давыдовой
One Comment
  1. Создается впечатление, что в думе пытаются изобретать велосипед. Большинство вопросов, которые они сейчас выносят на обсуждение, уже было во времена СССР. И те программы прекрасно работали десятилетиями. Создается впечатление, что наше общество провалилось в глубокую яму в начале 90-х, а сейчас наконец выбирается из этой ямы – голова уже показалась на поверхности.

Добавить комментарий