Трагедия отца русского фарфора

25 августа 1758 года не стало русского химика и керамиста, основоположника производства фарфора в России Дмитрия Ивановича Виноградова.

Виноградовское клеймо и марка фарфора, 1749 г.

Дмитрий Виноградов родился в 1720 году в Суздале, в семье священника Богородице-Рождественского собора. В 12 лет, после окончания цифирной школы, отец отправил Дмитрия и его брата учиться в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, основанную в 1685 году при Заиконоспасском монастыре. Это было «учебное заведение, готовящее нужных государству квалифицированных специалистов». Учебная программа была рассчитана на восемь классов. В академии преподавали языки, красноречие, риторику и логику. Кроме того, ученики могли пользоваться монастырской библиотекой и посещали Синодальную типографскую библиотеку, в которой были не только религиозные книги. Там Дмитрий Виноградов познакомился с работами по математике, географии и физике.

В академии Дмитрий встретился с Михаилом Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями и поддерживали друг друга.

Преподаватели академии были строгими, не прощали провинностей и наказывали учеников розгами. Жили молодые люди в городе или оставались на территории монастыря. Монахи пускали их на ночлег за деньги или уборку помещений.

В числе двенадцати лучших учащихся Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов в 1736 году были отправлены для продолжения учебы в университет академии наук в Петербурге. Там они смогли изучить коллекции Кунсткамеры, студентам разрешалось пользоваться академической библиотекой, считавшейся тогда одной из лучших в Европе. Лекции по географии и физике читал академик Георг Вольфганг Крафт, первый руководитель Физического кабинета. Он сопровождал занятия демонстрацией различных опытов.

Чаша производства Виноградова, 1749 г.

Спустя восемь месяцев Виноградова, Ломоносова и будущего золотодобытчика Густава Ульриха Райзера послали в Германию. Там они должны были изучать «химическую науку, горное дело, естественную историю, физику, геометрию, механику, гидравлику и гидротехнику», чтобы «государство бы со временем от них некоторую пользу получить могло».

Обучение в Германии началось в Марбургском университете, которым заведовал Христиан Вольф, физик, математик и философ. Вольф поддерживал тесные контакты с Петербургской академией наук и активно подыскивал европейских ученых для нее. Он согласился стать наставником русских студентов.

Дмитрия Виноградова и Михаила Ломоносова зачислили на медицинский факультет, где преподавались естественные науки, они брали уроки немецкого и французского языков, геометрии, арифметики и рисования.

После трех лет пребывания в Марбурге друзья отправились в центр горной промышленности – город Фрайберг – к Иоганну Фридриху Генкелю, горному советнику Саксонии и известному ученому-химику. Генкель организовал первую государственную химическую лабораторию, в которой обучались студенты из разных стран. Там они изучали химию, металлургию, минералогию, устройство рудников и горное дело. Большое внимание уделялось рисованию, ученики должны были уметь «составлять рисунки и планы рудничным строениям». Учиться у Генкеля было тяжело. В 1740 году Ломоносов, поругавшись с ученым, самовольно уехал из Фрайберга.

Тарелка из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны

На следующий год Дмитрий Виноградов получил паспорт для проезда на горные предприятия и исследования рудников. За три года он посетил больше 20 шахт и рудников, на практике изучая их устройство и механизацию. В поездках Виноградов собирал коллекцию руд, сопровождая ее описанием каждого экспоната. Всего собрание руд насчитывало 460 единиц.

Дмитрий Виноградов вернулся в Россию в 1744 году. По рекомендации барона Ивана Черкасова Виноградова назначили на службу в недавно созданную Императорскую фарфоровую мануфактуру.

О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Фарфор был предметом роскоши наряду с золотом и драгоценными камнями. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Конрад Гунгер, приглашенный императрицей Елизаветой Петровной из Швеции в Петербург с целью организации здесь производства фарфора. Через три года стало ясно, что Гунгер обвел всех вокруг пальца, получить фарфор он так и не смог. Все это время он тратил на безрезультатные опыты, лишь имитируя видимость работы. Гунгера выставили из России и его место занял Виноградов.

Тарелка из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны

По поручению императрицы Дмитрий Виноградов должен был создать фарфор, или, как его тогда называли, порцелин, не хуже, чем в Саксонии.

Ученому пришлось самому знакомиться с технологией производства. Он опытным путем искал необходимые составы и сырье. Шаг за шагом Виноградов ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, использовал разные породы дерева в качестве топлива, пока не получил фарфор высокого качества. Удачное сочетание белой гжельской глины, олонецкого кварца и казанского алебастра, пригодное для изготовления фарфора, было найдено Виноградовым в 1747 году. В 1748 году Дмитрий Иванович возглавил мануфактуру. Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Этот фарфор мог сравниться с мейсенскими работами (в середине XVIII века широко известная Мейсенская фарфоровая фабрика поставляла свои изделия русскому императорскому двору, делая на заказ сервизы для императорских особ и их приближенных).

Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова был характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.

Свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию: записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, мастер должен был держать состав фарфоровой массы в секрете даже от своих помощников.

В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или другими красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. Позже необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.

Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны.

Дмитрий Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами.

Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Дмитрием Виноградовым, выпускали изделия ко двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.

На свои изделия Дмитрий Иванович ставил монограмму в виде латинской буквы W и год изготовления. Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера. На сегодняшний день в музеях осталось только девять изделий с маркой Виноградова.

За несколько лет успешных экспериментов Дмитрий Виноградов добился таких выдающихся результатов, что весной 1753 года организованная им порцелиновая мануфактура стала принимать заказы от частных лиц на изготовление фарфоровых табакерок. Кроме табакерок изготавливали чернильницы, курительные трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.

В 1756 году Дмитрий Виноградов построил новую, самую крупную для того времени печь, которая позволила мастеру делать больше предметов. Он создал первый большой фарфоровый ансамбль (столовый и десертный сервизы) для императрицы, который стали так и называть – «Собственный сервиз». На чашках, блюдцах и других элементах сервиза нанесен узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку.

Корзина овальная из Собственного столового и десертного сервиза императрицы Елизаветы Петровны

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но ничего этого не было. От Виноградова требовали результатов, штрафовали, лишали жалованья и даже били плетьми. Опасаясь, что мастер может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. После одной из ссор с охраной его приковали цепью в комнате.

«За что ни примусь, то почти все из рук у меня валится. Команда у меня взята, я объявлен всем арестантом, я должен работать и показывать, а работные люди слушать и повиноваться должны другому. Меня грозят взять и бить без всякой причины», – писал он.

Так как рецепт производства фарфора считался государственной тайной, Виноградова никуда не отпускали с завода, запрещали обсуждать с кем-либо дела и видеться с семьей. Отсутствие людей, которые могли бы помочь ему в работе, материальная необеспеченность, порой доходившая до острой нужды, и несвобода надломили дух изобретателя. На страницах его дневника есть такие строчки:

«Ныне мой разум гнетет тяжесть трудов понесенных, краткая младость прошла, рано я стал стариком».

Не удивительно, что Дмитрий Иванович пристрастился к вину. Он впадал во все большую зависимость от алкоголя и 21 августа 1758 года внезапно заболел. Осматривавший изобретателя врач нашел его состояние крайне тяжелым. Через четыре дня Виноградов скончался. Ему было всего 38 лет.

Мастера похоронили на Спасо-Преображенском кладбище Петербурга, которое позже назовут Фарфоровским. В XX веке кладбище закрыли для захоронений, а церковь разрушили. Пострадали могилы мастеров фарфоровой мануфактуры. В их числе оказалась и могила Дмитрия Ивановича Виноградова.

На месте созданной Виноградовым порцелиновой мануфактуры впоследствии появился полноценный фарфоровый завод, который почему-то назвали не в честь Дмитрия Ивановича, а в честь его друга по академии – Михаила Ломоносова. Вполне возможно, сказался классовый подход: Дмитрий Виноградов – сын священника, а Ломоносов – «крестьянский сын».

На Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова есть мемориальная доска, отдающая дань основателю российского фарфорового производства. В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу.

Сергей Ишков.

Фото с сайтов ru.wikipedia.org и mos.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x