Дисциплина в школе, но не в Думе

Пленарное заседание Государственной Думы в четверг, 16 ноября, отмечено двумя резонансными вопросами. Принята к сведению денежно-кредитная политика Банка России. Принят в первом чтении законопроект о дисциплине и ограничении индивидуальных средств связи в школе. Во втором чтении с подачи председателя ГД Вячеслава Володина добавят уроки труда.

госдума, фото Сергей Киселёв / агентство «Москва»
Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»

Две темы затмили все остальные, включая МРОТ и даже поправки в закон о пчеловодстве – хроническая тема Думы с девяностых годов. Законопроект третьего чтения появился в повестке неожиданно.

Моя точка зрения: Центробанк под управлением Эльвиры Набиуллиной выстроил фантастическую денежно-кредитную политику для оправдания заданных целей торможения России согласно закону США «Перекрыть все лазейки РФ». В таких условиях Набиуллина действует правильно. Мало того, глава ЦБ подобно Чубайсу во главе РАО «ЕЭС» выполняет поставленную внешнюю задачу не полностью. Тот отпустил тарифы, а ЕЭС не разрушил. После него пришлось принимать дополнительные меры по развалу ЕЭС, которые успеха не принесли. Политика Набиуллиной аналогично двойственная. Она развивает цифровой рубль и другие беспроцентные инструменты платежей, предотвращая модели девяностых с блокировкой движения денег и искусственной гиперинфляцией. Набиуллина в меру сил борется с банковским мошенничеством во всем его многообразии. Все-таки принимаемые Центробанком меры дают преимущество России в современном мире, как-то микшируя удар ключевой ставкой. Набиуллина борется с инфляцией повышением ключевой ставки, и этот вопрос абсолютно доминирует в думской дискуссии.

Председатель ГД Вячеслав Володин попытался развивать настрой палаты предложением дифференцировать ипотеку соответственно средней зарплате по регионам. Набиуллиной это было явно не в тему, она видит в ипотеке путь к удорожанию жилья и считает, что ипотека должна быть целевой.

Проблема, однако, не в ипотеке, а в отсутствии механизмов сдерживания цен и ограничения таких форм мошенничества, как апартаменты и хостелы, и экономии застройщиков на социальной инфраструктуре. Жилстрой концентрируется в крупных городах, где крутятся шальные деньги, и больше никуда не идет.

В условиях повышенной ключевой ставки развивать производство становится невыгодно, капитал бежит из страны. ЦБ не ограничивает. Обязательную продажу валютной выручки ввел президент своим указом, взяв на себя полномочия ЦБ. Спрос обгоняет предложение и повышает инфляцию, отчего ключевую ставку повышают еще больше. В случае усиления санкционного давления достижение целевого показателя инфляции четыре процента отодвигается на 2025 год, и Набиуллина высказывает намерение применять более жесткие меры, чтобы не допустить раскручивания спирали инфляции.

Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что ЦБ запоздал с повышением ключевой ставки. Аксаков одобряет ДКП ЦБ, решение проблем видит за пределами наших возможностей. Однако Аксаков все же отметил рассогласование действий правительства и ЦБ.

«В конце прошлого года с опережением правительство повысило тарифы на коммунальные услуги, причем сначала предусматривалось их повышение на 4%, по факту увеличили до 9%. Так вот этот разовый фактор повышения коммунальных услуг привел к повышению инфляции на 0,25%, и это говорит о том, что очень важно такие решения, разовые решения правительству учитывать с точки зрения влияния на инфляцию, и с нашей точки зрения правительство должно в данном случае очень плотно взаимодействовать с Центральным банком, прежде чем принять соответствующее решение», – сказал Анатолий Аксаков.

Коммунист Николай Коломейцев начитался трудов англосаксонских нобелевских лауреатов по экономике и с достигнутых зияющих высот обоснованно критикует денежно-кредитную, таможенно-тарифную и бюджетно-налоговую политику России. На базе Вашингтонского консенсуса США продвигают в России нечто противоположное тому, что пытаются проводить у себя.

По словам депутата Коломейцева, если вкладывать в инфраструктуру – не страшна инфляция даже в пятнадцать процентов, развитие насытит рынок товарами и съест инфляцию.

Набиуллина исходит из того, что если бы не подняли ключевую ставку – было бы хуже. Она считает, говорить о запретительной ставке пока рано. У предприятий растут прибыли. Это основной источник инвестиций в развитие производства. Кредиты могут дать рывок, но деньги это не главное. Главное – недостаток рабочей силы, конкуренция за работников с ростом оплаты труд, и повышение затрат предприятий на оборудование. Предприятия не вкладывают прибыль в развитие, и в результате зарплата обгоняет производительность труда. Растут доходы населения. Зная об этом, повышают цены. Прибыль финансового сектора в прошлом году упала в связи с тем, что он первый принял удар санкций и защитили производство. А длинные деньги бывают, когда низкая инфляция, и потому ЦБ повышает ключевую ставку.

После обсуждения ДКП во фракциях Набиуллина поняла, что убедить Думу невозможно. Поэтому речь ее на пленарном заседании заставила сомневаться, на мой взгляд, верит ли она сама в то, что говорит. Есть такие нормы, которые надо не улучшать, а отменять – ипотека, налоговый маневр, обратный акциз, эскроу-финансирование, микрофинансирование с коллекторами, фондовое финансирование и бюджетирование. Повышать надо зарплату, а не потребительское кредитование.

От таких дискуссий получается когнитивный диссонанс и вообще крыша едет. Депутаты говорили о закредитованности населения и снижении доходов граждан. В стране жиреют только банки и экспортеры сырья.

Приведу цитаты с выражением позиции, которую глава ЦБ отвергает.

Коммунист Николай Арефьев: «Вот у предприятий России более 97 триллионов рублей общая задолженность перед банками, прибыль предприятий, согласно данных бюджета, составляет 49 триллионов рублей. Долги предприятий в два раза превышают их доходы. У граждан 38 триллионов рублей составляет фонд оплаты труда, долги перед банками составляют 32 триллиона рублей, то есть на 16% долги превышают… зарплата превышает долги. Могут ли при планируемой жесткой денежно-кредитной политике выжить экономика и граждане России? И можно ли получить импульс развития экономики в условиях, если проводится спецоперация? По проектировкам пока не видно».

Конец цитаты.

Валерий Гартунг: «Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы говорите, что, ну, дескать, ключевая ставка – не препятствие, потому что кредитование экономики растет, и будет дальше расти. Ну конечно растет, потому что есть отрасли, которые при любой ставке всегда отобьются. Ну я не говорю там о наркотиках, оружии и далее, да. Но финансовые спекуляции, торговля нашим сырьем за рубеж, вот экспортеры очень хорошо этим пользуются, когда под валютную выручку покупают рубли и потом играют против рубля, а вы потом боретесь с этим, поднимая ключевую ставку, и поднимая, удорожая кредит для всей экономики».

Конец цитаты.

Оксана Дмитриева: «Эльвира Сахипзадовна, вы говорили, что главным лимитирующим фактором являются кадры. Согласна. Далее вы говорите о том, что рост заработной платы опережает производительность труда. Но это происходит не потому, что рабочий у станка или нефтяник у скважины работает хуже, а из-за гипертрофии менеджмента по численности и заработной плате».

Депутат Дмитриева в своем вопросе сказала, что «необходимо перераспределение финансовых потоков, численности и фонда оплаты труда от финансового сектора в реальную экономику? Финансовый сектор выступает как кровосос, который оттягивает ресурсы, при этом не выполняет свою главную функцию. Кредиты банков сейчас составляют менее десяти процентов от инвестиций в реальный капитал. А проблема кадров будет решена, когда это перераспределение произойдет. Инженер будет получать больше финансового аналитика, а квалифицированный…»

Конец цитаты.

Дмитриева не рассчитала время, микрофон отключился, но и так понятно. И еще одна негодующая цитата. Михаил Делягин: «Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы сетуете на то, что вынуждены повышать процентную ставку из-за увеличения спроса, за которым не поспевает предложение, что создает инфляционные риски.

Скажите, пожалуйста, не приходило ли вам в голову, что отставание спроса от предложения вызвано вашей же политикой… России искусственно созданным вами денежным голодом, при котором монетизация экономики на 1 октября, напомню, 50 процентов ВВП, ну а также запретительно высокой процентной ставкой, которая и до уровня семь с половиной процента превышала рентабельность обрабатывающей промышленности.

Считаете ли вы нормальным и правильным, что именно ваша политика отказа от ограничения финансовых спекуляций, такое ограничение на нашем уровне зрелости финансовой системы американцы ввели до 1999 года, японцы – до нулевого года, Япония… извините, Европа – до конца 80-х, делает кредит запретительно дорогим, а кредит – это двигатель развития, ведет к массовому бегству из страны всех свободных капиталов и, в конечном итоге, разрушению России?»

Конец цитаты.

Ничего такого глава ЦБ не считает и в голову ей не приходило.

Оценки Набиуллиной другие. Она сообщила: «В прошлом году прибыль в финансовом секторе упала в десять раз. Да. Во всей экономике она снизилась процентов на тринадцать. В этом году они прибыль восстановили, но если брать два года в целом, то в финансовом секторе прибыль упала где-то на 30 процентов, а вот в реальном секторе экономики, там чуть больше десяти процентов.

И это было связано в том числе с тем, почему в прошлом году прибыль в финансовом секторе упала, потому что финансовый сектор принял первый удар санкционный на себя, был вынужден создавать резервы. И надо сказать, что финансовый сектор выстоял и помогал предприятиям реструктурировать кредиты».

Конец цитаты.

И последняя цитата из выступлений Набиуллиной в Думе, которая привлекает внимание как некая индульгенция на решения по ключевой ставке.

«Отдельно подчеркну, что то, что ключевая ставка какое-то время будет высокая, не означает, что кредитование остановится. Оно будет расти, и корпоративное, и ипотека, и потребительский кредит, пусть и более умеренными, но сбалансированными темпами, которые не будут приводить к инфляции. Мы подготовили также и альтернативные сценарии, прогнозы, где просчитывали риски усиления санкций, сокращения спроса на наши основные экспортные товары, мирового финансового кризиса для того, чтобы быть готовыми к любому развитию ситуации. В этих двух сценариях мы вернем инфляцию к цели на год позже, в 2025 году, и для этого может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика», – сказала Набиуллина.

Конец цитаты.

Я считаю, с вопросом ключевой ставки придется подождать. Набиуллина стала вроде Байдена, преемника ей нет, и договориться по кандидатуре невозможно. Россия же не Украина, где Вашингтон просто назначает людей на должности. А тут приходится договариваться, что в США не умеют.

Теперь про законопроект о дисциплине и ограничении мобильников в школе. Принятый в первом чтении межфракционный депутатский документ с участием двух сенаторов называется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Представил его председатель комитета по просвещению Ольга Казакова.

Тема запрета мобильников в школе привлекает общественное внимание больше абортов или демографии.

Из многочисленных комментариев Ольги Казаковой следует, что запрет средств связи в школах, включая мобильные телефоны, декларативный. Фактически запрета нет. Решение оставлено на усмотрение школы.

С введением дисциплины ситуация аналогичная. Попытка уравнять права учителей с учениками свелась к тому, что обе стороны получают одинаковое право обращаться со своими проблемами к директору школы и другим компетентным должностным лицам. Сейчас такое право имеют только ученики. По словам Казаковой, цель авторов – отобрать у школьника право говорить: «Марь-Ванна, не имеете права!»

Средства связи остаются для детей, чье состояние здоровья требует постоянного наличия личного мобильника. Для образовательного процесса остаются школьные средства связи, включая интерактивную доску или мобильник для демонстрации волн, например. Как будет школа отбирать возможность играть на телефоне – ее проблемы. Если отбирать, возникает путаница. Но и в этом есть позитивный момент, родители перестали давать детям в школу дорогие мобильники – предмет хвастовства.

Остается большая проблема с детьми деструктивного поведения. Родителей в школу не дозовешься для решения вопроса. Бывает и так, что мать пришла и говорит – делайте с ним что хотите, я его одна воспитываю и справиться не могу.

При этом вводить запрет на мобильные телефоны для депутатов во время заседания Думы Казакова считает нецелесообразным, потому что ни разу не видела, чтобы они использовались не для работы. Однако председатель комитета признает эффект зависимости типа наркотической, от которой и взрослые избавиться не могут. Некоторые родители лечат детей от этого. Почему-то на уровне закона только декларативные запреты, да и то какие-то невнятные.

Вопрос об анализе контента, что в нем служит воронкой вовлечения, Казакова восприняла так, что школьников надо учить самим различать контент, потому что есть вредоносный и дети попадают в стрессовые ситуации.

Свои тезисы Казакова подкрепила ссылкой на науку, однако специалистов по зависимостям типа профессора Вячеслава Дубынина в пределах ее интересов нет. Она назвала психологов и педагогов исключительно женского полу из тусовки возглавляемого ею комитета.

Не уверен, что Казакова знает про воронку вовлечения, о которой рассказывает Наталья Касперская. Мой вопрос о возможности зайти со стороны запрета вредоносного контента реакции не вызвал никакой. Страна уже идет таким путем, закрывая группы шутинга и суицида. Остался треш-стрим, который особо талантливые школьники способны сделать из любого учителя.

На заседании комитета накануне Анатолий Вассерман предупредил, что большинство настолько погружено, что разрешено или запрещено на санитарное состояние учащихся никак не влияет. Депутаты очевидно тоже подвержены зависимостям, в сети много записей, чем они заняты во время заседаний. Казакова эту информацию журналистов парламентского пула игнорирует.

Вячеслав Володин предложил добавить к дисциплине с мобильниками уроки труда и сделал это в своей оригинальной форме полузаочной дискуссии с Николаем Коломейцевым, ответы которого в трансляции не слышны.

Для примера приведу кусок из стенограммы.

«Председательствующий. …И учитывая, что сегодня у нас с вами как предмета самостоятельного труда нет, правильно было бы нам с вами внести изменения в закон, сделав урок труда самостоятельным и защищенным, чтобы он уже преподавался по отдельной программе, как и ряд других предметов.

Коллеги, как к этому отнесетесь? (Аплодисменты). Потому что… Спасибо за поддержку, потому что трудовое обучение, уроки труда никому вреда не принесут. И вообще трудолюбие, если только прививается, считайте, в будущем у ребенка будет все хорошо. Даже самый замечательный талант можно размотать и проспать потом на диване, но, если только человек трудолюбив, у него обязательно все будет хорошо.

Поэтому давайте мы об этом тоже подумаем и, если вы поддержите, все вместе выступим авторами этой поправки и предыдущей нормы, которую мы с вами только что обсуждали.

Поддержите? Поддержите. (Аплодисменты). Пётр Олегович, поддержите? Это как раз норма данного закона, статья 12, поэтому мы могли бы с вами защитить предмет «Труд», который был убран…

Из зала. (Не слышно).

Председательствующий. Да, да, да, вы правильно говорите. Вы правильно говорите, был убран теми, кто сделал все для того, чтобы молодежь, ребята в школе не думали, что надо трудиться. А это все наносит вред не только самим детям, но и семьям будущим, стране и демократии нашей. Из зала. (Не слышно).

Председательствующий. И демократии. Но вы сразу про демографию. Все-таки здесь надо не путать труд и удовольствие. Из зала. (Не слышно).

Председательствующий. Ну конечно, я бы вам рассказал, если бы не принятое вами ранее решение, Николай Васильевич, о трансляции по Интернету, чем это отличается.

Из зала. (Не слышно).

Председательствующий. Хорошо. Ладно, Николай Васильевич, потом я вам отдельно расскажу, чем отличается удовольствие от труда.

Вот смотрите, женщины меня поняли, а он до сих пор пытается убеждать. Это одного генерала спросили, он сказал так же, как вы, а ему ответила женщина. Поэтому я вам отдельно. Не будем создавать повестку».

Коломейцев давно требует лишить председательствующего права комментировать выступления депутатов, как и положено по регламенту. Володин сопротивляется, потому что без его менторской роли строгого учителя эта классная палата может далеко уплыть. Прецеденты имели место. Каждый по-своему, правы оба.

Труд нельзя было отменять, как и дисциплину. Учителем стал мобильник, да таким ласковым, как кошка с мышонком. А что касается удовольствия, мне, например, столько пришлось работать в жизни, что физические нагрузки стали таким же наркотиком, как теперь мобильник. Настроение ремонтируется. Только здоровье уже не позволяет.

Лев Московкин.

Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»

 

 

госдума, фото Сергей Киселёв / агентство «Москва»
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x