Закон об уроках труда и запрете мобильников в школе безоговорочно принят сразу во втором и третьем чтении на пленарном заседании Государственной Думы в среду, 6 декабря. Документ под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесли совместными усилиями депутаты и сенаторы.
Уроки труда и усиление запрета мобильников добавлены поправками ко второму чтению по инициативе председателя ГД Вячеслава Володина, о чем он сказал в дискуссии первого чтения. Легко принять закон, сложно заставить его работать. Горячее питание в школах вводили с трудом, и не везде это оказалось возможным.
Труд все же разбавили технологиями, и эта уступка позволит школам уклониться от установки оборудования и проводить теоретические занятия в пустом классе. Все будет зависеть от того, на чем будут настаивать депутаты при реализации закона. Обязательный предмет «Труд (технология)» вводится с 1 сентября 2024 года.
Первоначально законопроект был направлен на повышение авторитета педагогической профессии и усиление главенствующей роли педагога в процессе обучения и воспитания в образовательной организации. Соответственно, правила внутреннего распорядка должны будут содержать требования к дисциплине в школе.
В тексте закона записана декларативная норма «недопущение применения физического и (или) психического насилия по отношению к педагогическим работникам и иным работникам организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Предлагается «расширить перечень академических прав и свобод педагогических работников правом на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности». При этом на педагогов возлагаются дополнительные обязанности, от которых они не могут уклониться. Таким образом, балансируются гипертрофированные права учеников на фоне полного бесправия учителей.
Представила законопроект председатель комитета по просвещению Ольга Казакова. Осипшим от бесконечного толковища голосом она среди прочего сообщила: «Табуретки, они, конечно, делать, наверное, не будут, а стоило бы, потому что когда обсуждали это, знаете, с Советом отцов, один из… вот я у себя в регионе обсуждала, и один из отцов сказал, что, слушайте, любой конструктор вам скажет, что чтобы какую-то сложную деталь создать, нужно, конечно, отталкиваться от простого, что-то научиться еще в детстве. То есть, ничего не создавалось просто так, ни один конструктор не создает сложный механизм, ничего не умея, поэтому там те же… Приводили, знаете, пример по кузову автомобиля – ребро жесткости. Чтобы создать это ребро, нужно в пресловутой табуретке с этим столкнуться, когда ты еще был подростком и делал это в школе».
Конец цитаты.
Вячеслав Володин сослался на обращения родительского сообщества.
«Это ответ на обращения к нам родительского сообщества, учителей. Все они просили поддержать решение, в рамках которого мы с вами повышаем эффективность образования. Ребенок, придя на урок, не будет отвлекаться на телефон, не будет играть, используя телефон, ну и учителя со своей стороны также не будут сидеть в гаджетах.
Только в исключительных случаях, когда угроза жизни ребенку или какая-то экстренная ситуация, можно будет использовать телефон. Это просьба всего родительского сообщества и учителей.
Ну и, коллеги, труд никого еще не испортил. Когда мы говорим: есть талант, (аплодисменты) талант без трудолюбия проспят на диване, размотают. В итоге даже самый талантливый ребенок окажется в ситуации тяжелейшей, потому что у него нет того, что мы говорим, должно появиться еще в юном возрасте, у него должны быть навыки трудолюбия.
Ну и, конечно, когда речь идет о ребятах, о девочках, надо готовить к взрослой жизни, учить варить борщ, потому что надо заботиться о будущем муже, учить держать молоток, либо пускай это будут какие-то новые технологии, потому что в жизни они пригодятся. Надо думать о нашей второй половине, о женах.
А какой мужчина, если у него нет навыков к труду, если он не будет опорой для женщины в будущей жизни? Поэтому все это отражено в нашем законе. Это также просьба всех родителей. Только если кого-то пугает слово «труд», наверное, сам он растерял какие-то качества и думает, что на пользу пойдет ребенку, что его не будут никак вовлекать в процесс трудового обучения, но это, скорее всего, заблуждение. Поэтому мы с вами понимаем, успех – это трудолюбие. Если хочешь добиться результата, обязательно надо трудиться, и чем больше трудится человек – тем больших успехов он достигает», – сказал Володин.
Конец цитаты.
Затем председатель по своему обыкновению добавил: «Вот видите, женщины, вы всегда в этом случае скромно улыбаетесь. Мы никогда не отрицаем, что заслуги мужчины – это во многом поддержка женщин. А женщины, как только говорят о своих заслугах, забывают о мужчинах. Забывают. Ни одна еще не сказала. Мы вот все время говорим».
Основным вопросом пленарного заседания Государственной Думы 6 декабря стал правительственный час «О государственной политике в сферах научных исследований и инновационных разработок в целях обеспечения технологического прорыва». Информацию по заявленной теме представил зампред правительства Дмитрий Чернышенко. Он утверждал: «Мы сформировали единую вертикаль управления научно-техническим развитием страны». Если так, то правительство отвечает за весь негатив, который Геннадий Зюганов объясняет двоевластием в стране.
Чернышенко сообщил, что на гражданскую науку выделили беспрецедентную сумму, почти 1,3 триллиона рублей.
Декларативно приоритеты обеспечения технологического прорыва обозначены в развитии мегапроектов, увеличении числа ученых, усилении инженерного образования, строительства кампусов, субсидирование банков для оказания ими мер поддержки.
«Очень важно, что каждый такой проект предусматривает исследовательскую часть и направление по обеспечению квалифицированными кадрами в соответствующих отраслях. Такие проекты уже запущены по трем ключевым направлениям – это станкоинструментальная продукция, беспилотники и микроэлектроника», – сообщил Чернышенко.
Финансирование науки должно строиться на модели экономической солидарности, то есть при участии бизнеса.
Ряд стран отказывается от софинансирования проектов на нашей территории. Возникли проблемы с поставкой компонентов. Правительство намерено сохранять коллаборации, прежде всего, с дружественными странами.
С Академией наук у правительства сложись особо доверительные отношения после смены ее президента Александра Сергеева на Геннадия Красникова. Чернышенко по этому поводу сообщил: «Действительно, после избрания Геннадия Яковлевича президентом РАН, у нас взаимодействие правительства с академией вышло на совершенно новый уровень, академия участвует в принятии всех стратегических решений».
Геннадий Красников добавил: «Мы ощущаем, особенно сегодня, когда мы ставим вопросы о технологической независимости нашей страны, координация многих исследований, и здесь мы придаем важную роль научно-методическому руководству, о которой говорил, институтов, где мы хотим более жестче координировать научные исследования, чтобы они были не только связаны с публикационной активностью, ну, конечно, чтобы научные результаты были востребованы, и для этого роль академии, мы считаем, по научно-методическому руководству институтов должна повышаться».
Конец цитаты.
По словам Чернышенко, в 2023 году Российской академией наук проведена экспертиза всех государственных заданий, а это более 12 тысяч проектов научных тем. Есть успешный опыт Российского научного фонда, который сформировал самую эффективную высококлассную экспертизу в нашей стране, и также Курчатовского института, как головной научной организации. Их систему ставят на платформу и масштабируют экспертизу на всю страну через домен «Наука».
Председатель комитета ГД по развитию конкуренции Валерий Гартунг спросил про микроэлектронику. У правительства есть программа до 2030 года, где планируется обеспечить страну чипами 28 нанометров. У стран-конкурентов уже есть чипы пять и даже три нанометра.
Гартунг остался недоволен форматом дискуссии «Не обо всем можно говорить с этой трибуны сегодня, потому что большая часть того, о чем мы должны были бы говорить, находится под грифом «секретно», и нам сегодня вице-премьер об этом сказал, что действительно есть у нас программы, о которых мы не можем в открытом режиме говорить». Депутат Гартунг предложил обсуждать науку в закрытом режиме или не обсуждать вообще.
Коммунист Николай Арефьев сообщил о показателях науки в России: «Среднегодовой прирост численности исследований у нас минус 1,2 процента, в Китае – шесть, а в других развитых странах – около семи. По числу исследователей три года назад мы были на четвертом месте, сейчас – на шестом. Значит, удельный вес России в числе глобальных исследовательских фронтов у нас 5 процентов, Китай – 48, США – 62. А тогда вот эти институты мы создавали для чего, если они никакой абсолютно роли не играют? Из общего числа предприятий в 2021 году у нас только 17 внедрили инновационные проекты», – сообщил Арефьев.
«В советское время высококвалифицированный рабочий, профессор и губернатор получали примерно одинаковую зарплату, а сегодня губернатор – от 400 тысяч до миллиона, а профессор – две средние зарплаты, это где-то 40–50 тысяч. Это что, нормальная зарплата?», – спросил коммунист.
Николай Арефьев заключил: «У нас почти исчезла отраслевая наука. Поэтому мы покупаем за рубежом то, что делали раньше профессионально-технические училища, потому что у нас начертить гайку некому, калибр шва сварного определить тоже некому. У нас затраты на исследования составляют 48 миллиардов долларов, в то время как Соединенные Штаты – 720, Китай – 583, Северная Корея – 113. Мы даже меньше, чем Северная Корея, тратим на науку. Но затраты на науку в объеме ВВП у нас один процент, тогда как в развитых странах от трех до пяти процентов. Значит, Россия тратит на одного ученого 30 тысяч долларов, в то время как Соединенные Штаты – 230 тысяч, Китай – 88 тысяч, Япония – 164 тысячи».
Конец цитаты.
Слово «генетика» прозвучало шесть раз. Что конкретно имеется в виду – не расшифровано. Оказалось, в числе журналистов правительственным часом о науке разочарован я не один. Впечатление других журналистов – одни цифры и никакого прорыва.
Моя позиция, как всегда, ортодоксальна. Ни в Думе, ни в правительстве не знают, что Россия и есть ведущая страна в науке. Конкурентов у России нет, есть только вредители и ретрограды. России не нужно столько денег на науку, сколько тратят США или Китай, у них гигантские затраты на издержки и показуху для привлечения еще большего финансирования на издержки и показуху. Правительство и сами генералы от науки пытаются идти тем же путем и практически все российские достижения отдают. Интеллектуальные ресурсы они берут даром еще проще, чем сырье. Так сложилось еще в советское время. А если убрать то, что мешает, как сделали в спорте, отечественная наука вообще выстрелит. К проблеме внедрения разработок добавились англосаксонские форматы. Мне кажется, нынешнее правительство секретничает и не признается, оно подобно кремлевским старцам 1967 года, которые испугались развития кибернетики. Правительству нужна лояльность его политике в академии и институтах. На самих ученых, в общем, наплевать.
Депутат Ярослав Нилов предложил придать правительству ИИ, а потом вспомнил, что нужна душа.
После заседания Думы состоялись парламентские слушания комитета по аграрным вопросам на тему: «Законодательное обеспечение повышения доходности и рентабельности сельскохозяйственного производства». Они без всяких прикрас показали стержень правительственной политики торможения развития и придания преимуществ импорту. Сергей Лисовский обнаружил в этом причину повышения розничных цен на яйца. Последовало предложение: давайте завозить.
Законодательная повестка 6 декабря была посвящена в основном отклоняемым без обсуждения законопроектам. Их авторам обещали право на последнее слово.
Отклонен, в частности, законопроект председателя комитета по вопросам отцовства, материнства и детства Нины Останиной «О внесении изменений в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Инициатива направлена на обеспечение административного надзора за лицами, совершившими преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Останина сообщила о росте таких преступлений, в том числе со стороны подростков. В интервью «МП» Нина Останина объяснила, почему исполнительная власть сопротивляется принятию законов против педофилов. Она считает, кому-то надо себя защитить. При отклонении ее законопроекта к Останиной подходили депутаты, которым запретили голосовать, чтобы сказать о своей позиции за. Останина утверждает, что надо менять людей, которые руководят национальной культурной политикой. Это был ответ, что можно сделать против дискредитации семьи и депрессухи в литературе.
Я не согласен с председателем комитета. Оба явления имеют один постмодернистский корень по плану сокращения рождаемости. С точки зрения оценок правительства, это может быть еще хуже.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой