Умер Джугашвили, а Сталин жив

Волгоградская областная дума на одном заседании, сразу в первом и во втором, окончательном чтении, приняла поправки к региональному закону о переименовании населенных пунктов.

До этого закон «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области» устанавливал, что в референдуме о переименовании населенного пункта могут участвовать только его жители. А вот для города Волгограда отныне действует иное правило. В случае референдума о переименовании теперь в волеизъявлении будут участвовать жители всей области. (https://asozd.volgoduma.ru/index.php?option=com_asozd&view=draftlaw&id=1514)

Почему сделана такая поправка?

Возможно, потому, что в ходе февральского опроса ВЦИОМ об отношении жителей Волгограда к переименованию города в Сталинград «за» высказались 26%, «против» – 67%. Мне кажется, что результаты городского референдума предопределены. И тогда, наверно, решили «подключить» всю область?

Волгоград и новый областной закон, цели которого более или менее очевидны, лишь один из примеров общего отношения россиян к прошлому, связанному с десятилетиями правления Сталина. Правда о преступлениях сталинизма вскрылась поcле XX съезда КПСС, получила широкое распространение в годы перестройки и гласности. Наверно, в то время человека, предрекающего, что в новой, прекрасной демократической России будущего начнут ставить памятники Сталину – приняли бы за сумасшедшего. Но сегодняшняя реальность такова, что сейчас в регионах России установлено более ста памятников Сталину.

Можно предположить, что решающую роль здесь играет чиновничество. Ведь у нас лист не шелохнется без инициативы местного и иного начальства. Это историческая линия. Именно при Сталине номенклатура получила полную власть в стране, были прекращены прежние споры и дискуссии внутри партии, не говоря уже о народе. Все голосовали «за» и «шагали в ногу».

Допустим, у номенклатуры – атавистическая ностальгия по сталинским порядкам. Ну а народ? Ведь деды и прадеды множества нынешних россиян прошли через гулаговские лагеря.

«По данным, представленным в 1991 году в Верховный Совет РСФСР органами прокуратуры и МВД, суммарное число жертв сталинских репрессий составило 50 114 267 человек: сюда входят арестованные и отпущенные, осужденные к тюремным и лагерным срокам, раскулаченные, сосланные, выселенные и убитые. Цифра в 50 миллионов включает повторные аресты одних и тех же лиц». (История России ХХ век. Том 2. Эпоха сталинизма (1923-1953). М., 2016.)

Есть и еще одна сторона преступлений сталинизма. Когда никого не арестовывали, не отправляли за колючую проволоку, а «просто» у крестьян отбирали скотину и зерно, чтобы продать его за границу и купить там машины и оборудование для индустриализации. Вот самый что ни на есть официальный документ – Заявление Государственной Думы от 2 апреля 2008 года:

«Памяти жертв голодомора 30-х годов на территории СССР.

В результате голода, вызванного насильственной коллективизацией, пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири), Казахстан, Украина, Белоруссия. От голода и болезней, вызванных недоеданием, в 1932-1933 годах там погибли 7 миллионов человек».

Население СССР по переписи 1926 года – 147 миллионов. Только от голода погибло 7 миллионов. Только за два года.

Далее:

«Депутаты Государственной Думы, отдавая дань памяти жертв 30-х годов на территории СССР, решительно осуждают режим, пренебрегший жизнью людей ради достижения политических и экономических целей, и заявляют о неприемлемости любых попыток возрождения в государствах, ранее входивших в состав Союза ССР, тоталитарных режимов, пренебрегающих жизнью и правами своих граждан.

Москва 2 апреля 2008 года». (https://duma.consultant.ru/documents/955838?items=1&page=3)

Но памятники Сталину ставились и ставятся. Неужели народ не знает, не помнит? При многолетней-то открытости всех источников. Похоже, не знает, не помнит. Про жизнь своих дедов и прадедов не знает.

С 1989 года социологи проводили опрос по определению «самого выдающегося человека всех времен и народов». В том году Сталин занимал десятое место. Пусть и это чудовищно, но все же – десятое. Еще чудовищней, что с тех пор он «пошел в гору». В 2008 году –  оказался на втором месте. После Пушкина, между прочим. А в 2012-м и 2017-м – уже прочно на первом месте. И, наконец, в 2019 году его роль в жизни страны назвали положительной 70% россиян. Тогда отмечалось, что это рекорд за все годы соответствующих опросов. С тех пор подобных исследований не проводилось.

Есть результаты опросов об отношении к памятникам Сталину.

В 2017 году, по данным ВЦИОМ (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/pamyat-o-staline-za-i-protiv), «более половины россиян (62%) согласны с тем мнением, что доски, бюсты, картины и пр., рассказывающие об успехах Сталина, нужно размещать в публичных местах. Главным мотивом согласия с установкой атрибутов, содержащих ту или иную информацию о Сталине, является довод о соблюдении исторической правды. С другой стороны, 65% граждан против установки знаков, сообщающих о его неудачах и преступлениях».

Как все это сочетается с требованием «соблюдения исторической правды»?

И получается, что 70 лет назад умер Джугашвили, а Сталин жив.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Добавить комментарий