В рамках крупнейшей в России выставки продуктов питания и напитков «Продэкспо» прошла церемония награждения победителей и лауреатов первого этапа некоммерческого Общегородского конкурса товаров и услуг «Московское качество». Организаторы отметили лучших производителей продукции, которую можно увидеть на полках столичных магазинов.
– Главное слово было за жителями, – рассказал «Московской правде» президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов. – Первым этапом мы проводили опрос на улицах: останавливали людей и спрашивали, какие именно бренды они предпочитают покупать. Затем свое слово говорили эксперты: они проверяли качество выбранных москвичами продуктов. И вы знаете что? Вкус у людей отличный! Мнение экспертов и простых людей в основном совпало.
Владимир Платонов также отметил большую готовность людей участвовать в подобном опросе. Если остановишь на улице человека с каким-нибудь политическим вопросом, то он может и отказаться ответить. А вот относительно «молочки» соглашались высказаться двое из трех.
Молочная продукция – основной, базовый и социально значимый продукт для нашей культуры, и недаром. Генетические исследования показали: именно на территории нашей страны возникла важная мутация толерантности к лактозе. В норме у млекопитающих – и у представителей рода Homo в том числе – с возрастом ослабевает способность усваивать молоко. Есть специальный фермент, лактаза, который расщепляет лактозу. У младенцев он очень силен, но постепенно за ненадобностью сильно слабеет или даже исчезает совсем. Скорее всего, ген толерантности к лактозе возник либо среди представителей ямной культуры, а это от Днестра до Приуралья через среднее Повольжье, либо среди представителей культуры боевых топоров (Восточная Европа и север европейской части России).
Молоко уникально тем, что из него можно сделать сотни, если не тысячи, наименований различных продуктов. Из несквашенного молока их, условно говоря, три: само молоко, сливки и сметана. А вот из кислого… Тут уже обычного счета не хватит! Лучше немного обозначить классификацию: есть два вида брожения – молочнокислое и смешанное (спиртовое и молочнокислое). Это, например, кефир, кумыс, мацони. Во-вторых, молоко может быть коровье, козье, овечье, верблюжье, кобылье, ячье…
И если даже взять обычный сыр, то сколько его видов вы сможете перечислить навскидку? Проще опять-таки сделать классификацию: твердые, полутвердые, мягкие, с плесенью, рассольные. И в каждом – десятки, сотни вариаций.
Поэтому на конкурсе было представлено всего девять базовых продуктов. Посмотрим же на победителей.
Молоко пастеризованное жирностью 2,5 процента – первое место занял бренд «Простоквашино» АО «Эйч энд Эн». Надо сказать, что эта компания умудрилась собрать шесть наград в разных категориях!
На втором месте – «Домик в деревне» от компании «Вимм-Билль-Данн». Представитель компании унес с конкурса четыре награды в разных номинациях.
Эти две компании также поделили между собой категорию «Йогурт питьевой с наполнителем». «Эйч энд Эн» заняла первое и третье места (бренды «Актибио» и «Био Баланс», а «Вимм-Билль-Данн» – второе (бренд «Чудо»).
Знакомые названия звучат также в категории «Кефир 3,2%». «Простоквашино» заняло первое место, «Домик в деревне» – третье. Второе место получил бренд «Эконива» от одноименной компании.
Категория «Сметана 15%» – и снова те же: «Простоквашино» на первом месте, «Домик в деревне» на втором. На третьем месте – «Село Зеленое» от «Космос Групп».
В категории «Масло сливочное 82,5%» победителем стал бренд «Брест-Литовск» от ОАО «Савушкин продукт». Второе место заняло масло «Тысяча озер» от ООО «Невский сыр».
В категории «Творог обезжиренный» победитель снова тот же – «Простоквашино». Второе место занял продукт «Вкуснотеево» от АО «Молвест», третье – «Савушкин» от ОАО «Савушкин продукт».
Сыров на свете очень много, поэтому устроители конкурса решили проверить два – маасдам, причем не простой, а в нарезке. И благородный камамбер с белой плесенью. Так сказать, сыр на каждый день и сыр на праздничный стол.
Лучший маасдам, по мнению жюри, делает компания «Савушкин продукт». Бренд такой же, как и у масла – «Брест-Литовск». На втором месте оказался сыр маасдам в нарезке под брендом «Viola» от компании «Виола» (запутанно звучит, но что делать!). На третьем месте – бренд «Радость вкуса» от компании «Фудленд».
Что касается камамбера, то победителем стал бренд «President» от компании «Лакталис Восток». На втором месте – «Vitalat» производства ООО «Мега-Мастер». Третье место досталось сыру с белой благородной плесенью от компании «Натура Про», бренд «Natura Selection».
Наконец, еще одна номинация – это лучший молочный продукт «Сделано в Москве». Победителем здесь стал бренд «4 сыра» от компании «Соле формаджио». Второе место досталось бренду «Московское мороженое» от ЗАО «РБПИ».
– С шампанского медали не срезают, – сказал Владимир Платонов. – Сколько получило – столько и сверкает на этикетке. Думаю, что через несколько лет наши продукты тоже будут украшены медалями. Победитель конкурса прошлого года, этого года, позапрошлого…
А почему бы и нет? Люди должны знать, что они покупают!
Яна Маевская.
Фото автора.