Прерванный полет легендарного тандема

11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов погибли Герои Советского Союза летчица Полина Осипенко и начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов. Их самолет УТИ-4 разбился у деревни Высокое Рязанской области. Полине Денисовне был 31 год, а Анатолию Константиновичу всего 29.

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Самолет УТИ-4

В начале мая 1939 года Военный совет РККА принял решение о проведении при Рязанских авиационных курсах усовершенствования начальствующего состава (КУНС) Центральных сборов по слепым полетам истребительной авиации. Комбриг Анатолий Серов был назначен начальником сборов.

9 мая Серов прибыл на аэродром Дягилево под Рязанью и вместе с начальником КУНС майором С. И. Абрамычевым составил план учебных мероприятий. Летать предстояло на новом учебном самолете УТИ-4. Он был незнаком для большинства участников сборов, поэтому первый день посвятили занятиям на тренажерах. 10 мая для практического ознакомления с воздушным судном летали с опытными инструкторами, а на 11 мая были запланированы полеты друг с другом.

По воспоминаниям Михаила Нестеровича Якушина, товарища Анатолия Серова по войне в Испании, пара Серов – Осипенко сформировалась случайно: один из летчиков не прибыл на сборы, и их начальник решил сам лететь с оставшейся без напарника Полиной Денисовной.

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Анатолий Серов

УТИ-4, выпущенный в конце июня 1938 года, имел общий налет 49 часов при ресурсе до первого ремонта 390 часов. Машину к полету готовили опытные авиаспециалисты.

Рано утром 11 мая самолет УТИ-4 с экипажем в составе комбрига Анатолия Серова и майора Полины Осипенко вылетел с Дягилевского аэродрома в отведенную для выполнения учебного задания зону (район Рыбное, деревня Высокое) для отработки вслепую полетного задания. Известно точное время их вылета — 8 часов 2 минуты.

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Полина Осипенко

Сначала «под колпаком» («вслепую») работала Полина Денисовна, а Серов корректировал действия летчицы из передней, открытой кабины. Они благополучно выполнили все упражнения на высоте 1000 метров и в 8.40 вернулись на аэродром.

Самолет осмотрели, провели дозаправку, и через 9 минут УТИ-4 вновь поднялся в небо. В этот раз Полина Осипенко контролировала полет из открытой инструкторской кабины, а Анатолий Серов находился «под колпаком». Полет был рассчитан на 40 минут, однако летчики в назначенное время на аэродром не вернулись. Самолет разбился между деревнями Высокое и Фурсово, в 25 км северо-западнее Рязани, в 17 км от Дягилевского аэродрома.

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Правительственное сообщение о гибели Анатолия Серова и Полины Осипенко

Что же случилось? Проведенное расследование вину за аварию возложило на погибших летчиков. В приказе Народного комиссара обороны «О мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-Воздушных Сил РККА» от 4 июня 1939 года действия комбрига Серова и майора Осипенко были охарактеризованы как «безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика»:

«Два Героя Советского Союза — начальник летной инспекции ВВС комбриг Серов и инспектор по технике пилотирования МВО майор Полина Осипенко погибли потому, что организация тренировки по слепым полетам на сборах для инспекторов по технике пилотирования, начальником которых являлся сам комбриг Серов, не была как следует продумана и подготовлена, а главное, полет комбрига Серова и майора Полины Осипенко, выполнявших одну из первых задач по полету под колпаком, производился на высоте всего лишь 500—600 метров вместо установленной для этого упражнения высоты не ниже 1000 метров. Это безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полетов, обязательных для каждого летчика, и начальников в первую голову, и явилось роковым для Серова и Полины Осипенко».

В подписанном военкомом Центральных сборов по слепым полетам полковым комиссаром С. Першиным Политдонесении начальнику Политуправления РККА Л. З. Мехлису, члену военного совета Московского военного округа А. И. Запорожецу, члену военного совета Военно-воздушных сил РККА Ф. А. Агальцову, начальнику Политуправления МВО Лобачеву от 13 мая 1939 года сообщается:

«<…> наиболее вероятной причиной катастрофы является следующее: имея богатейший практический опыт в технике пилотирования в любых условиях, Герой Советского Союза, комбриг тов. Серов и майор тов. Осипенко безгранично доверяли друг другу в технике пилотирования «под колпаком». Во всех предыдущих полетах действительно летчик, находившийся «под колпаком», выходил из любого положения и выводил самолет в нормальный режим полета.

В данном полете, в котором произошла катастрофа, комбриг тов. Серов, выполняя полет по прямой, допускал крен и снижение самолета, в результате чего, подходя к зоне, самолет имел высоту от 500 до 300 метров. По показаниям очевидцев, на этой высоте тов. Серов приступил к выполнению виражей «под колпаком». Первый вираж был выполнен правильно, но при переходе в другой вираж сильно задрал самолет, вследствие чего самолет потерял скорость и свалился в штопор. Майор тов. Осипенко, допуская раньше комбригу тов. Серову ошибки, с которыми он справлялся, не ожидала штопорного положения и ждала, что тов. Серов выведет самолет в нормальное положение. Комбриг тов. Серов, не поняв из показаний приборов, что самолет находится в штопорном положении, пытался поставить его в нормальное положение сам и поэтому первое движение со стороны майора тов. Осипенко он парировал своими движениями. Тов. Осипенко, видя угрожающее положение самолета, на малой высоте решительными движениями прекращает вращение на штопоре, но вследствие потери высоты и без того малой, не успела вывести самолет из пикирования, в положении начального пикирования самолет врезался в землю.

Центральная аварийная комиссия ВВС РККА под председательством бригадного инженера тов. Репина дает заключение, что самолет врезался в землю под углом 55 градусов с работающим мотором на малых оборотах (700 – 900 оборотов в минуту) с показанием приборов: техническая скорость 210 километров в час, зажигания обоих магнето включены, пожарный кран открыт. Все органы управления самолетом комиссией признаны исправно работающими до последнего момента катастрофы».

При разборке мотора воздушного судна никаких дефектов обнаружено не было. В итоге вероятной причиной катастрофы сочли потерю высоты до 500 – 300 метров вместо заданной не ниже 1000 метров и то, что, совершая полет «под колпаком», Серов допустил пилотажную ошибку на малой высоте, потеряв скорость, свалился в штопор». Инструктор-контролер Полина Осипенко не успела своевременно вмешаться в управление самолетом и скорректировать допущенную ошибку, вследствие чего самолет, прекратив штопорное вращение с пикирующего положения, врезался в землю.

«УТИ-4», двухместный учебно-тренировочный самолет типа скоростного истребителя, – чрезвычайно чуткая машина, требующая исключительной бдительности во время полета и пилотирования, – писала Зинаида Чалая в книге «Анатолий Серов». – Малейшая оплошность, легко поправимая на другом самолете, на этой машине влекла за собой аварию или даже катастрофу, в особенности на таком незначительном расстоянии от земли. <…>

По заданию самолет должен был летать только по прямой и делать мелкие виражи. Фигуры высшего пилотажа на малой высоте в слепом полете были исключены.

Чтобы выйти из штопора, машина должна перейти в пикирование, потерять определенную высоту, чтобы набрать необходимую скорость и выйти в режим горизонтального полета. По-видимому, летчик пытался это сделать, перевел самолет в пике, но высоты не хватило. Не успев выйти из пикирования, машина врезалась в землю мотором».

Среди вероятных причин катастрофы называлась также неудовлетворительная работа прибора «Пионер», являвшегося комбинированным указателем поворота и скольжения. Михаил Якушин вспоминал, что после первого вылета Полина Осипенко пожаловалась Серову на подозрительные показания прибора. Именно работу «Пионера» и планировал проверить Анатолий Константинович во время второго полета. Неточные показания прибора в условиях слепого полета вполне могли привести к штопору.

…Наручные часы Анатолия Серова, которые остановились от удара, показывали 9 часов 9 минут.

«Немедленно о катастрофе было сообщено в Москву, – рассказывала в своей книге Зинаида Чалая. – На место несчастья прилетела правительственная комиссия. Командарм Яков Владимирович Смушкевич подошел к разбитой машине, взглянул и быстро отошел в сторону. Там он стоял и плакал, как ребенок.

Кабина Серова была открыта. В последний момент Анатолий открыл ее, вступая в единоборство со смертью и глядя ей прямо в глаза…

Анатолия и Полины не стало. Смерть их была мгновенной.

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Сообщение в «Известиях…»

12 мая радио оповестило страну и весь мир о гибели двух гордых соколов нашей Родины.

Останки их привезли в столицу. Урны были выставлены в Колонном зале Дома Союзов. Бесконечные вереницы советских людей стекались проститься с героями. Тысячи букетов, повязанных алыми лентами, легли к подножию двух постаментов и образовали вместе с ними высокий холм. На склоне этого цветущего холма стояли большие портреты Анатолия и Полины. В почетном карауле сменяли друг друга соратники Серова и Осипенко, Герои Советского Союза – Громов, Гризодубова, Раскова, Ляпидевский, Молоков, Водопьянов и многие другие прославленные летчики. Шестеро любимых друзей, летчиков-истребителей стояли у праха своего замечательного флагмана: Михаил Якушин, Борис Смирнов, Евгений Антонов, Виктор Рахов, Иван Лакеев, Александр Николаев. Два дня и две ночи не прекращался доступ в Колонный зал. По Пушкинской улице нескончаемой процессией шли летчики, танкисты, артиллеристы, пехотинцы, рабочие, служащие, студенты. Люди приходили, прощались…».

Симфонический и духовой оркестры исполняли Бетховена, Шопена, Чайковского. Проститься с легендарными советскими пилотами пришли почти 170 тысяч москвичей, еще несколько десятков тысяч жителей столицы и гостей города пришли на саму Красную площадь.

14 мая в 16.30 к урнам подошли члены правительства, представители высшего командования, Герои Советского Союза.

Критика в адрес экипажа разбившегося самолета никак не повлияла на решение высшего партийного руководства принять на счет государства похороны Серова и Осипенко и захоронить урны с их прахом в Кремлёвской стене.

Катафалки с урнами на своих плечах несли Иосиф Сталин, Александр Горкин, Андрей Андреев, Георгий Попов, Вячеслав Молотов, Владимир Шевченко, другие руководители партии и правительства, видные военачальники.

Во время похоронной процессии в небе появилась группа самолетов.

«Впереди летел флагман Герой Советского Союза И. Т. Еременко, – сообщала Зинаида Чалая. – За ним шли бомбардировщики и истребители. Едва они скрылись из глаз, как молнией пронеслась осиротевшая серовская семерка краснокрылых истребителей (пилотажная группа Анатолия Серова. — С. И.), прощаясь со своим любимым вожаком. Начался траурный митинг. <…> Древняя стена Кремля навсегда приняла урны с прахом народных героев».

Источник фото - https://ru.wikipedia.org
Похороны Серова и Осипенко

После траурного митинга урны с прахом Анатолия Серова и Полины Осипенко под артиллерийские залпы были замурованы в Кремлёвской стене.

Именами героев были названы суда и заводы, улицы и площади по всему Советскому Союзу; село Новоспасовка, где родилась Полина Осипенко, переименовали в Осипенко, город Надеждинск, где долгое время жил Анатолий Серов, в город Серов.

Почти за год до гибели, 2 ноября 1938 года, Полина Осипенко за установленный рекорд по дальности перелета среди женщин протяженностью 6 тыс. 450 км была удостоена звания Героя Советского Союза.

Анатолий Серов получил звание Героя Советского Союза 2 марта 1938 года. 3 мая того же года он познакомился с всенародно любимой актрисой Валентиной Половиковой. 11 мая они расписались. 3 мая 1939 года Анатолий и Валентина в кругу друзей отметили годовщину знакомства. На вечер 11 мая у них была запланирована вечеринка по случаю первой годовщины бракосочетания. Но утром этого дня Серов разбился…

Сергей Ишков.

Источник фото – https://ru.wikipedia.org

Источник фото - https://ru.wikipedia.org

Добавить комментарий