Конференция. Культура под обстрелами

Отмененная Западом культура расцветает под обстрелами. Парадоксальный факт доказали преподаватели и научные сотрудники кафедры журналистики Донецкого университета в ходе Международной конференции «Культура в фокусе научных парадигм».

Инесса Артамонова

Провела конференцию 23 – 24 мая профессор Инесса Артамонова.

Цифровизация научной коммуникации значительно увеличила информационный объем научных текстов в мире. Отсутствие смысловой навигации, поиска возможностей нового и существенного привело к самоизоляции исследователей. Научное знание не становится общественным достоянием и не развивает науку. Для целей публикации авторы формируют список литературы и приводят ссылки конъюнктурного характера.

В современном мире ценность ученого, политика, общественного деятеля определяет статус в государстве и обществе, но не смысл того, что он говорит.

Казалось бы, значимость научных форумов должна была возрасти для решения задачи обобщения научного знания. Но этого не происходит из-за обилия ложных авторитетов, лингвистической агрессии и неадекватной повестки дня.

Во время научной конференции едва успеваешь отфиксировать новые слова и иногда разобраться в их смысле. Выявить новые тенденции не всегда удается. Они быстро викарируют и зачастую оказываются не новыми или не универсальными. Просто кто-то что-то придумал с некой чисто утилитарной целью привлечь внимание к себе или к тому, откуда заплатили и принудили. Практика обобщения научного знания, как правило, сводится к констатации – армия ученых занята открытием одного и того же под какими-то новыми названиями.

Основным источником информации стал русский сегмент Википедии. Обязательность размещения в статьях маркеров русофобии и соответствующих ссылок позволяет лучше понять ход событий глобализованного мира. Например, в числе маркеров текущей общественно-научной повестки мы столкнулись со словами: дол (доул, доула); пертинентность (перстинентность); шеба; джаз (джазм).

Само по себе попадание подобных слов в лексику живого языка и их последующая эволюция с превращением в мемы, хештеги, маркеры общественных ролей провоцируют трансформации семантики, понять которые с точки зрения здравого смысла невозможно.

Процесс описан Станиславом Лемом в форме рецензии на несуществующую книгу под названием «Культура как ошибка».

Мы подготовили две статьи для конференции в Донецке по формированию повестки и по лингвистической агрессии. Затем благодаря участию в конференции узнали о существовании культуры, которую считать ошибкой невозможно.

Сообщения участников конференции стали поводом осмысления феномена культуры.

С 2014 года Донбасс (Новороссия) в роли центра русского мира стал одним из эпицентров формирования человеческой истории. Доминирующий фактор постоянных обстрелов мирного населения вызвал пучок эффектов, которые оказались вне планов организаторов событий.

Между тем мы до сих пор не знаем, как следует называть данный фактор, кому адресовать его организацию, почему украинская тема стала одной из доминант мировой политики, журналистики, экономики.

Депутат Вячеслав Никонов в одном из своих заявлений от фракции ЕР в Госдуме утверждал, что восстанавливать Украину придется нам, то есть России. При этом он настаивает на признании сегодняшней Украины террористическим государством. В ответ на наш вопрос о названии явления, с которым столкнулся мир, Никонов без колебаний утверждал, что это глубинное государство.

Глубинное государство высокоагрессивно, претендует на глобальную власть и не считается с легитимной властью, избегает публичности и иногда оборачивается к обществу своей внешней поверхностью. Например, в виде президента Байдена.

На самом деле поверхностей глубинного государства бесчисленное множество. Это может быть министр или сенатор, представитель НКО, правозащитник, зоозащитник, эколог, журналист, статусный ученый и преподаватель.

Идеология постмодернизма очень глубоко проникла в массовое сознание, переплелась с известными привычными идеологиями и религиями. Для этого используется управление случайностью в запуске самоорганизации. То есть теми процессами, которые описаны у Станислава Лема «Культура как ошибка».

Таким образом, постмодернизм трансформировал другие идеологии и религии. Видимая часть такого управления массовым сознанием состоит из потоков лингвистической агрессии. Используемые слова меняют семантику. Древнее слово «шеба» обозначало дом царицы Савской и приобрело ассоциацию с ласковой проституткой. Жаргонизм в основе слова «джаз» обозначал мужскую силу североамериканского деривата англосаксов или их сперму.

Что касается пертинентности, выявить номинальное значение термина практически невозможно, поскольку речь идет о компьютерной программе, изменяемой в процессе применения в зависимости от текущего лексического наполнения публичного информационного поля. Слово обозначает роботизируемые манипуляции с индексацией, позволяющие управлять массовым сознанием через автоматическое управление поиском в интернете.

Журналист при подготовке материала по искусственному интеллекту столкнулся с жесткой запретительной реакцией в сетевой компании, где в нем заподозрили лазутчика. Фактически сотрудники обслуживают интересы некоего искусственного разума, и в том числе защищают его от разоблачения. Он из технологии двойного назначения приобретает магическую власть над человечеством.

Инженеры прошлого планировали создать роботы для освобождения человека от тяжелого и рутинного труда, чтобы было больше времени для интеллектуального творчества, и не верили предвидению фантастов об инвертированном раскладе ролей человека и робота.

Современность создает массу новых примеров, иллюстрирующих идеи Станислава Лема.

Поэтому в подавляющем большинстве случаев выражение установок глубинного государства связано с личной убежденностью и может распознаваться только по реактивной агрессии в ответ на критику. Реакция агрессивности осознанная и связана с ощущением собственной неправоты и даже вины.

По существу, глубинное государство является зомби-паразитом в понимании эволюциониста Юрия Чайковского. Мотивация данного системного явления гротескно отражена в фильме «Вратарь Галактики», созданном при участии трех федеральных телеканалов.

Политолог Вероника Крашенинникова настаивает на применении термина «империя». В таком случае следует конкретизировать, что эта империя экстраполитарного формата.

Мы бы не хотели посвящать еще одну статью такому замыленному явлению, как глубинное государство. Нам достаточно того, что некая глобальная непубличная сила контролирует массовое сознание и в случае неповиновения ее агрессия растет практически неограниченно.

Прецедентов противоимперского неповиновения история человечества знает множество. Описанная история евреев состоит из них практически полностью. Текущие события в секторе Газа заставят переписать историю, поскольку противодействующие стороны столкнулись с третьей силой, против которой они не властны. То же самое произошло в армяно-азербайджанском конфликте.

Очень странно, что человечество оказалось не готово к новым конфликтам. Четверть века назад в расколе Косово с Сербией эта самая третья сила действовала абсолютно открыто, и никто особо не возражал, кроме нескольких непослушных генералов из России.

Донбасс стал прецедентом принципиально нового рода, и конференция в Донецке по культуре показала прежде всего именно это. Понятно, что помогла опять Россия. Понятно, не все на месте были настроены однозначно. В 2014 году Киев эвакуировал Донецкий университет в Винницу. Переехала небольшая часть преподавателей и студентов.

Понятно и то, что на Украине идет беспрецедентный по масштабу эксперимент по трансформации не просто массового сознания, но истории, культуры и науки на основе известной установки по отмене культуры, озвученной позже, когда эксперимент уже достиг значительных результатов. Специально для Украины создается ортодоксальная система мифов и фактически особого рода неоязычества, признаки которого можно было видеть сразу после выхода Украины из СССР с обострением против президента Виктора Януковича. В частности, вышла в свет необыкновенно талантливая приключенческая повесть «Дом с химерами».

Идеологически окрашенная террористическая деятельность СБУ под контролем ЦРУ и боевые действия с повальной мобилизацией заставили население Украины делать выбор на основе того раздела страны, который был предопределен проектом «восточного партнерства».

Для участия в украинском эксперименте человек должен иметь генетические склонности, и проект в целом стал полноценной генетической инженерией in populi.

Прецедентный феномен Крыма и Донбасса важен тем, что такого жизнестойкого отторжения навязанной системы еще не было в описанной истории.

Автор исторического романа «Плененная Иудея» Лариса Склярук описала героизм защитников крепости Мецада. Но там и римляне не отступились от своих имперских планов, и живых защитников практически не осталось.

На Юго-Востоке Украины вышло иначе.

Нам чрезвычайно важно то, что на конференции кафедры журналистики Донецкого университета мы едва ли не впервые не увидели признаков всего того, что описали выше.

На конференции возник совершенно резонный вопрос о том, что происходит с глобализацией. Развивается полицентричный мир. Сам термин «глобализация» вышел из моды. Но при этом глобализующая роль единого центра, скорее, возрастает, хотя само государство США заметно ослабляется.

С докладом «Глобализация банкротства: к постановке проблемы» выступил Юрий Фесенко, профессор кафедры социологии Луганского государственного университета имени Владимира Даля.

Термин «глобализация» впервые употребил в 1983 году профессор Гарварда Теодор Левитт для процесса слияния рынков продуктов, производимых транснациональными корпорациями.

Зачем луганский профессор повторяет идеи профессора гарвардского, такие вопросы в России не обсуждаются, хотя уже иногда встают. За прошедшие сорок лет можно было бы разобраться, если бы не идеологическая глобализация в самом расцвете своих сил.

Первой глобализующей ТНК стала компания вовсе не производящая, а регулирующая, созданная на деньги из России, поскольку идея состояла в создании международного центра финансовой стабилизации в преддверии глобального кризиса. Получилось нечто обратное, возникла частная Федеральная резервная система США. После этого в США было создано несколько подобных ТНК разной специализации, включая компанию BlackRock и особо поддерживаемые в США сетевые монополисты большой пятерки. Они напрямую принимали участие в формировании «майданного сознания», организации уличных протестов и цветных революций.

Профессор Фесенко отсчитывает историю Майдана от третьего тура, которым в первый раз отстранили от власти Януковича.

Прецедент в том, что население Юго-Востока Украины оказалось иммунным к идеологическому давлению, и поэтому Крым, затем Донбасс стали центрами русского мира. Под угрозой геноцида ушли на второй план многие проблемы, которые мучают нас на просторах большой России.

Профессор Инесса Артамонова уже строит планы будущей работы на время после победы.

Участники конференции ищут патриотизм вместе с независимостью в прессе. Совершенно аналогично глубинному государству, дончане свои представления о мире строят по себе и, естественно, картина получается обратная.

Исторический факт: жители Донбасса хотели оставаться в составе России, но большевики в Москве решили расширять и усиливать будущую Украинскую ССР. После отделения Украины на Донбассе опять возник вопрос о вхождении в Россию.

В результате на Украине был проведен отмеченный выше эксперимент глубинного государства с участием нескольких компаний США, включая ТНК BlackRock, специализирующуюся на международном разделении труда. Формат отчуждения двух регионов отдельно взятой страны стал навязчивой идеей глубинного государства, отраженной в фильме «Падение империи» (Civil war).

В плане real politics он был проведен дважды на Грузии и Украине с противоположным результатом – первая выходит из повиновения, вторая все глубже в него погружается. Общий вывод в том, что эксперименты над людьми носят аморальный и человеконенавистнический характер. Казалось бы, новых доказательств не требуется.

Профессор Инесса Артамонова рассказала, что на кафедре журналистики погибли восемь студентов, защищая Донбасс. Один из них, Алексей Ильяшевич, был настолько талантливым журналистом и поэтом, что за свои 25 лет успел оставить заметное наследие. О нем в Москве вышла книга.

«30 сентября, в день возвращения Донбасса в состав России, стало известно о гибели сына донецкой земли, публициста, поэта и воина Алексея Ильяшевича. Он погиб в боях под Авдеевкой, не дождавшись исторического воссоединения, не дождавшись неминуемой Победы, ради которой успел отдать чуть-чуть больше, чем всё – свою жизнь», – написано в заметке «Земля и Небо Алексея Ильяшевича».

Цит. по:

https://www.rubaltic.ru/blogpost/20221410-zemlya-i-nebo-alekseya-ilyashevicha/?ysclid=lwlmfh65ng274824620

Один доминирующий фактор отодвинул на задний план практически весь спектр множества проблем большой России, дал толчок небывалому расцвету культуры и создал основу для осмысления исторической роли Русского мира. Сегодня мы не просто наследники античной гармонии через Византию, мы буквально вынуждены ее развивать для применения в новых технологиях.

В древнем Риме и Греции можно обнаружить разные варианты общечеловеческого будущего. Русские и англосаксы взяли оттуда то, что им ближе. Донбасс стал наследником лешего через советский вариант, где культура строилась не как ошибка в памфлете Станислава Лема. Об этом мы писали ранее.

Что такое «культура под обстрелами», объяснила кандидат искусствоведения Марина Малыхина, заведующая кафедрой актерского искусства и живописи Донецкой музыкальной академии им. С. С. Прокофьева.

«Я говорю о том, что люблю», – объяснила Марина Малыхина свою уверенность.

Ее собственный доклад был посвящен системе Николая Демидова, ставшей альтернативой системе его учителя Константина Станиславского.

И в этом тоже Донбасс получил преимущество в связи с тем, что глобализация театральной культуры спровоцировала разрыв работы сценариста и актера, насыщая сцену техническими спецэффектами. Отсутствие системности и логики не позволяет раскрыться никому, ни актеру, ни режиссеру, ни сценаристу. Спор Демидова со Станиславским теряет смысл. Зрители приходят в брендовый театр и платят большие деньги, чтобы сделать селфи и разместить в своем блоге, это часть их имиджа.

Марина Малыхина подчеркнула, работа актера, когда он выступает в двух ипостасях инструмента и образа, раскрывается в театре «на четырех стульях» с минимумом декораций.

А спецэффекты нужны, когда сказать нечего.

В научной биографии Марины Малыхиной произошел достаточно типичный случай, отражающий внутренние проблемы любой творческой среды. Ей пришлось подготовить две диссертации. Работа по актуальной тематике театральной педагогики до защиты не дошла. Научную степень кандидата искусствоведения присвоили за описание французской борьбы в цирке Украины тридцатых годов.

Старший преподаватель кафедры журналистики Ольга Чайка представила доклад «Специфика репрезентации образа многонациональной России в документальном военном кино о Донбассе». Автор исследования предлагает использовать эти фильмы в рамках формата «Разговоры о важном» в школах России.

Одновременно с конференцией 24 мая произошло еще одно важное событие: в Краснодоне на площади Молодой Гвардии была исполнена музыкально-литературная сюита «Несломленные», посвященная 100-летию подвига героев-молодогвардейцев и 75-летию фильма по мотивам романа Александра Фадеева. Грандиозное мероприятие было организовано Институтом современного искусства (Москва), режиссер-постановщик Сергей Винников. Все исполнители получили высокие награды Луганской Народной Республики, которые им вручил после представления глава ЛНР Леонид Пасечник. Это событие стало еще одним подтверждением общности России и новых территорий, и объединяющими факторами стали общая история и культура.

Донбасс оказался заповедником отмененной культуры. Конечно, все не так однозначно и просто, как мы описали. Хотелось бы нам всем того оптимистического патриотизма, который есть в культуре Донбасса.

В России появились настоящие площадки роста. Это не только Донбасс. Но и, например, фигурное катание. Общего в них то, что в основе лежат решения Путина. Далее разными способами создаются преимущества людям без генетических отклонений и с настроем на честную победу. Новейшая история Донбасса показывает, как происходит естественный отбор в пользу нормальности. Пылесосом генетического мусора стало глубинное государство.

У нас надежная база. В советское время вопрос развития многонациональной культуры решался разными способами, и в том числе посредством проекта «Юность». Мы считаем, что верить в Россию не обязательно, ее прогрессивность на фоне общей культурной эволюции легко доказывается.

Политолог Сергей Михеев сказал в эфире «Вести-FM», что людям не хватает знаний, чтобы быть уверенными в своей правоте.

Для иллюстрации приведем выдержку из фантастики классика.

Станислав Лем, «Культура как ошибка». Произведение написано в форме рецензии на несуществующую книгу – созданный фантастом образ одного из форматов человеческой цивилизации.

«В своем программном сочинении Сэдботтхэм заявил, что человеческие сообщества создают культуру в результате ошибок, неудачных попыток, промахов, заблуждений и недоразумений. Люди, намереваясь сделать одно, в действительности делают совсем другое; стремясь досконально разобраться в механизме явлений, они толкуют их неверно; в поисках истины скатываются ко лжи – и так возникают обычаи, нравы, святыни, вера, тайна, маны [обожествленные души умерших у древних римлян (лат.)]; так возникают заветы и запреты, тотемы и табу. Придумают люди неверную классификацию окружающего мира – и появится тотемизм, создадутся неверные обобщения – и возникнет сначала понятие маны, а потом – абсолюта. Проникнутся люди ложными представлениями о строении собственного тела – и возникнет понятие греха и добродетели; будь гениталии подобны бабочкам, а оплодотворение пению (при этом передатчиками наследственной информации были бы определенные колебания воздуха), эти понятия оказались бы совсем иными! Люди вдыхают жизнь в абстракцию – и возникает представление о божестве, занимаются плагиатом – и возникает эклектическое смешение мифов, чем, по существу, являются все основные религии. Словом, поступая Бог весть как, неправильно, «несовершенно» с точки зрения приспособляемости, ложно оценивая поведение других людей, собственного тела, сил природы, считая предопределенным то, что произошло ненароком, а то, что предопределено, чистой случайностью, то есть выдумывая все больше несуществующих явлений, люди обстраиваются культурой, по ее понятиям переиначивают картину мира, а потом, по прошествии тысячелетий, еще и удивляются, что им в этой тюрьме недостаточно удобно. Начинается это всегда невинно и на первый взгляд даже несерьезно, как у тех павианов, что съедают птичек, надкусывая их всегда с левой стороны. Но когда из этих пустяков возникнет система понятий и ценностей, когда ошибок, несуразностей и недоразумений наберется достаточно, чтобы, говоря языком математики, они смогли создать «замкнутую» систему, человек уже сам станет пленником того, что, являясь, по сути, совершенно случайным собранием всякой всячины, представляется ему высшей необходимостью».

Цит. по:  ru.wikiquote.org

Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x