Кино по выходным. Выбери меня

Аня и Олег решили пожениться не скоротечно, а в итоге трехмесячного обдумывания. Думается быстрее в горизонтальном положении. Началось с того, что Аня пролила кофе на клавиатуру ноутбука Олега. За две недели до намеченной свадьбы парочка, не теряя времени даром…

Ну, вы понимаете.

Если бы Олег не пялился в компьютер, а уступил место в автобусе девушке со стаканчиком кофе, ничего бы не было. В момент кульминации по укреплению принятого решения в квартиру вошла мама. И не одна, а с папой, который всегда голосует за, не дослушав предложенную позицию мамы.

Что ты делаешь, как ты ешь, почему такая худая, надо ехать на день рождения бабушки.

Мама мечется по квартире со своими правилами жизни для всех и на удивление ни разу не сталкивается с Олегом. Это ж какая должна быть квартира и что должен подумать зритель?

Новый фильм «Выбери меня» (режиссеры – Денис Куклин, Кирилл Клепалов, сценаристы – Денис Куклин, Кирилл Клепалов, Евгений Соколовский, Алексей Морозов, Евгений Сеченов) вызвал среди нас непримиримые споры – исключительна ли исполнительница главной роли или таких у нас каждая вторая, белиберда это или смысл жизни?

Возможно, на нас повлияли заокеанские штучки с суперлунием и голубой Луной. Нормальные люди нечувствительны к изыскам первого посла США в СССР.

Основной предмет разногласий сфокусировался на том, что фильм слабый кинематографически и тусовка дешевая. Ну, в конце концов, пусть бы и так. Но как иначе авторы фильма могли обозначить, что это сказка? И остается большой вопрос, как такую сказку воспримет зритель? Навскидку кажется, наиболее вероятно никак, и даже негативной реакции не будет.

Совсем не хотелось бы, чтоб фильм «Выбери меня» остался незамеченным. Мы его точно не забудем. Тема-то релевантная: поиск выбора для актуализации смысла личной жизни. Мы пока не достигли на этом пути высот, дающих моральное право кого-то поучать.

Пусть бы люди сами задумались, посмотрев красивую сказку. Отвлеклись от галопирующих тугой спиралью проблем и погони за чем-то недостижимым. Главное для нас, может быть, осталось в нашей власти. Это коренное отличие от того времени настоящей нищеты, разрухи, предательства, войны без крова и еды, о котором нам постоянно напоминают для непреложных параллелей.

В нашей семье так не принято, как показано на экране в фильме «Выбери меня». Мы редко и с немалым трудом приходим к согласию. Категорически не вмешиваемся в жизнь детей, хотя местами нам совсем не нравится. Получается скорее наоборот: приходится родителям приспосабливаться к принципам детей.

Зато мы совершенно точно знаем, чем занимаются и зарабатывают на свою счастливую жизнь наши дети.

В кино все наоборот. Нам показывают сказочное богатство нарисованной на компьютере потемкинской деревни, и все вопросы к качеству отечественной кинопродукции схлопываются до одного: откуда у людей столько денег на катера, навороченные джипы, болотоходы и сказочный дом, если они только маются дурью выяснения отношений и ни секунды не работают?

Вот тут и мы налетели на точку разногласий.

Подготовила сознание к восприятию фильма «Выбери меня» история с квартирой певицы Ларисы Долиной. Немного поспорив без особого напряжения и ущерба для посуды, мы пришли к выводу о бессмысленности дискуссий, какая певица Долина, почему она влетела в культурное пространство клоном звездочки бардовской песни Вероники Долиной, куда смыла волна как раз в тот момент нынешнего кантора Светлану Портнянскую, и вообще, откуда у преподавателя Ларисы Долиной столько денег. Тут ведь в чем вопрос-то, он совсем не в деньгах или кто лучше поет, Басков с Лазаревым или «ну-ка все вместе».

Почему мы должны восхищаться барскими усадьбами восемнадцатого-девятнадцатого века с анфиладами без личного пространства, предельно неудобными выпуклыми лежанками и помпезными интерьерами убогой фантазии по французской моде?

А что останется потомкам от нашего времени – гнилые пятиэтажки с тараканами? Тогда уж лучше жить в крестьянской избе.

Дело не в том, кто может заработать на квартиру-музей, а что создавали музеи современных олигархов, коррупционеров и прочих кровопийц настоящие мастера.

Интерьеры, экстерьеры и прочие пейзажи для фильма «Выбери меня» нарисованы оттуда. Среди наших знакомых есть богатые люди, и даже такие, кто способен нарисовать и воплотить собственный дом небанально.

Но настоящие новые музеи мы видели только в передачах типа «Дежурная часть» с облигатно отрицательной коннотацией и подспудным наведением мысли – а ведь это же все за мой счет, и вот почему я так плохо живу. Дальнейшая судьба показанного в телевизоре богатства остается неизвестной. Хотя, очевидно, это может быть лучшая часть современной культуры неизвестных мастеров.

В России много талантливых людей по части разных выражений красоты, и запрос на нее не иссякает. Проблема соединить все необходимые ингредиенты денежным бульоном. А нам остается только смотреть кино. Счастье, что, по заветам Ильича, «важнейшее из всех искусств» у нас есть.

В фильме «Выбери меня» работа художника, визажиста, оператора, постановщика танцев, подбор натуры, выбор и игра актеров – все великолепно. Только в России водятся такие красивые женщины с естественным поведением. Только здесь не перевелись еще мужики с адекватными наклонностями. Молодые актеры чудесно играют счастье, создавая модели поведения для зрителя. Возрастные и более опытные честно изображают семейный быт, как он есть, обучая молодых, как не надо делать.

Достаточно отметить, что в фильме «Выбери меня» нет драк и спецэффектов, только умопомрачительно ассоциативный монтаж с выверенным чередованием пейзажа, среднего и крупного плана, макросъемки.

Конкуренция двух парней за одну девушку показана оригинальным языком танца. Постановщику танца – отдельная благодарность. Решает, в конце концов, женщина, вплавь догоняя паром с обоими женихами, отфыркиваясь от озерной волны подобно Офелии. Джип застрял, болотоход «Ондатра» заглох.

Кого выбрала Аня, до последнего момента неочевидно. Все очень жизненно, выбор все равно остается за женщиной, хотя он непонятен не только маме, но и режиссеру со сценаристом.

Такой простой вариант не допускается, что молодая женщина просто включила голову и поняла: один ее искренне любит, а другому она нужна в качестве элемента иконы его стиля жизни. Для выбора личного будущего, с кем может быть лучше или хуже, можно было бы монетку кинуть.

В выборе Ани присутствует иррациональная биология. Но это выбор, а не приговор всю жизнь метаться и помереть в тоске или спиться. Если честно, без лубочных приукрашиваний, лет этак через тридцать Аню с Олегом можно будет обнаружить в типе мамы еще более деспотичной с двумя-тремя неприкаянными детьми на удаленном доступе в русле судьбы своей мамы.

Против генов не попрешь, и это уже другой жанр.

Единственной вставной челюстью в фильме нам показалась песня на английском языке в самом начале. Про нее мы не поняли, о чем она и зачем. Как будто русское кино несет какие-то обязательства перед иностранными хозяевами кинотеатральной сети.

Пересказ сюжета будет выглядеть дурашливой клоунадой. Это, в общем, цирк на экране. Можно было сделать и в формате мультфильма, как про местночтимых Муромских святых князя Петра и дочь бортника Февронию. Тоже хорошая сказка, кому она мешала?

Итак, мамаша (Анна Ардова) вместе с вечно согласным папашей (Николай Добрынин) ворвалась в сладкий момент Ани и Олега (Анастасия Уколова и Кузьма Сапрыкин) и потребовала ехать к бабушке на день рождения. По ходу пьесы выяснился коварный план выдать дочку за друга дочкиного детства Юру (Шамиль Мухамедов). Он стал крутым бизнесменом, не утратив ни фигуры, ни вкуса к жизни.

Юра появляется без алых парусов на мощном катере, выделывая на озере извилистые виражи под окнами скромной бабушкиной избушки в три этажа с музейными интерьерами.

Олег был спрятан в закутке на балконе, почему-то под бельевыми веревками, в связи с появлением властолюбивый мамочки. Затем без перехода катапультировался на локацию той же бабушки в роли постояльца. Бабушка (Людмила Чиркова) встретила Олега с ружьем, но это оказалась бутафория. Тут он сыграл роль клоуна, но не Олега Попова, а, скорее, Юрия Никулина.

На рыбалке Олег нелепо сбросил в воду папу невесты. Видимо, для налаживания отношений. Затем случайным выстрелом из ракетницы поджег Юрин катер.

После подвигов на озере два близких по духу персонажа, про каких в народе говорят «сто рублей убытку» – Олег с дядей невесты Вадиком (Сергей Фролов) сказочно напиваются. Зародившееся взаимопонимание развивает план атаки на руку и сердце Ани под прессом умного, разумного, правильного и успешного конкурента.

Далее показан поход всей тусовкой в лес за грибами. Разумный Юра оказался еще и грамотным микологом. Из чувства протеста Олег проверяет полученную информацию органолептически, и на глазах конкурента Юры съедает сырьем говорушку. Впадает в транс. Разговаривает с пнем.

Его ищут и находят в невменяемом состоянии в объятиях пня. Актер в роли пня неизвестен.

Юру не проймешь, у него все схвачено. Катер застрахован. В своей победе за руку и сердце Ани Юра уверен. У него для избранницы подарки на скалах, корзина роз и балдахин от комаров.

Озеро Таватуй с выходом гранитных глыб тектонического происхождения на восточных склонах древнего Урала сказочной красоты. Любимое место отдыха свердловчан в полусотне километров от столицы Екатеринбургской области.

В общем, знакомство с родителями невесты прошло успешно. В конце фильма анонсируется знакомство с родителями жениха.

Нам хватило первой серии. Сказка ложь, да в ней намек. Фильм «Выбери меня» освещает острую тему современной непутевой жизни. Экранный текст инкрустирован притчами. Бабушка рассказывает, как два аиста свили гнезда, а аистиха так и не смогла выбрать одного из них и в тоске померла.

Второй муж мамы и по совместительству папа рассказывает, как он ловил главную рыбу своей жизни: искал места и прикармливал, терпеливо ждал. Был счастлив, когда поймал. А теперь не знает, кто кого поймал – он ее или она его. Мама публично намекает на свою ошибку. Позже случайно выясняется, что ошибка – не папа, как уже дали подумать зрителю авторы фильма.

Подобные логические виражи разбавляют постановочную дурашливость и украшают фильм вполне уместно бытовой философией.

Соответствующим образом играет свою роль подруга Ани (Вера Вольт) сначала по мобильной связи, потом материализуется в той же локации у озера. Отыграв роль, испаряется без последствий. Особенно хороши подруги бабушки со своими поздравлениями, воспоминаниями и песней «Ой ты, Порушка-Параня, ты за что любишь Ивана…»

Зоологические и микологические ошибки в части рыб или аистов так же нелепы, как и поведение Олега. Фильм «Выбери меня» заставляет переосмыслить процесс выбора. Кто и как, кого и зачем, что может или должен выбирать.

Авторы фильма «Выбери меня» явно попытались срастить оголенные концы электрических нервов по обеим сторонам исторического разрыва. В прошлом осталась трагедия пушкинского «Евгения Онегина». Тогда родители выдавали дочь замуж по своему выбору, в нежном возрасте, чтоб не успела осознать собственные предпочтения. Но уже был персонаж будущего, по его собственному признанию, непригодный для нормальной жизни с несчастьями в шлейфе своего обаяния.

Время какой-то новой стабильности еще не наступило и, судя по кризису института семьи, оно бесконечно далеко. Стремление к личному счастью диссонирует с неспособностью людей сделать его основой жизни.

Мы все превращены в клонированный с ошибками персонаж прозорливого Пушкина.

Реализация такого фильма смотрится ответом на государственный заказ в части укрепления семьи и повышения демографии. Как бы там ни было, Государственная Дума с комитетом Нины Останиной по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства так не может.

Дело в том, что в фильме «Выбери меня» вопрос «Я могу жить одна» вообще не рассматривается. Воспринимать данный факт как упущение или достижение авторов фильма, видимо, дело вкуса зрителя. В зале кроме нас был только один человек, и он бы мог решить дилемму, но быстро ушел. А мы остались с ничейным счетом 1:1.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x