В Корпоративном университете московского образования началась разработка новых программ повышения квалификации для педагогов-наставников. Сами стажировки начнутся в октябре, а в ноябре для них в рамках форума «Навигатор развития деятельности профессиональных сообществ московского образования» будет проведен квест «Реверсивное наставничество».
Во время стажировок педагогам будут рассказывать, что один и тот же человек в зависимости от времени может являться как «наставником», так и «наставляемым» – все зависит от имеющегося у него опыта и знаний в данный момент. О том, как в своей работе сочетать опыт, цифровые технологии, современные компетенции и новые способы мышления, «МП» рассказала педагог-психолог, обладатель квалификационной категории «Педагог-наставник», координатор консультативно-диагностического пункта школы №2109 Елена Абазян.
– Я стала работать с детьми в школе в 18 лет, то есть как только начала свою профессиональную деятельность. И все время стараюсь помочь ученикам, их родителям и педагогам понимать друг друга. Часть времени дети проводят в образовательной организации, и в этот период возникают трудности, с которыми педагоги не всегда справляются. Именно в такие моменты активируется моя роль наставника и помощника.
– Как строится работа с наставляемыми? Есть ли какой-то график?
– Принцип моей работы звучит так: «Умеешь сам – готов научить другого». И если речь идет об индивидуальной работе, то она ведется в зависимости от запроса воспитателя или учителя. Если же речь идет о групповой работе, то здесь есть определенная систематичность. Уже несколько лет я веду практико-ориентированные семинары, тренинги, встречи для воспитателей и учителей нашего образовательного комплекса. Один или два раза в месяц (в зависимости от программы) я провожу эти встречи в каждом дошкольном и школьном корпусе. Темы определяются самими педагогами.
– Какие задачи с вашими наставляемыми приходится решать чаще всего?
– В первую очередь взаимоотношения детей и взрослых. Педагогов интересует, как реагировать на поведенческие сложности детей, как мотивировать ребенка на учебу, что делать, когда ребенок проявляет агрессию, как вовлечь ребенка во взаимодействие с другими детьми, построить отношения с коллегой, если по личным показателям это сложно сделать (например, между воспитателями в одной группе), как включиться в новый коллектив, если тебя считают молодым и неопытным.
Важный момент в моей работе имеет тот факт, что я не просто рассказываю, как выходить из той или иной ситуации, а показываю на практике. Это действительно важно, потому что человек не всегда правильно воспринимает ту или иную информацию (или по-своему воспринимает), может упустить важные нюансы и мелочи, а именно от них зависит эффективность и продуктивность нашего воздействия.
– Случилась ли уже в вашей практике ваша идеальная пара с наставляемым?
– Думаю, моими преданными и идеальными наставляемыми являются педагоги дошкольного корпуса «Цветик». Они не первый год взаимодействуют со мной. Мне нравится, что они верят мне, в точности выполняют все мои рекомендации, видят результат и получают удовольствие от своей деятельности. К таким взаимоотношениям мы пришли не сразу. Поначалу педагоги, обращаясь ко мне, не верили в результативность, часто удивлялись тем способам и приемам, которые я предлагала для изменения ситуации, скептически относились к сказанному и предложенному. Постепенно, используя мои рекомендации, меняя свою тактику и форму взаимодействия с трудностями, они стали получать желаемый результат. И это здорово!!!
– Кто из ваших подопечных вызывает у вас особую гордость и почему?
– Каждый, когда вижу, что человек, получив помощь и положительный результат от взаимодействия с наставником, не стоит на месте, продолжает развиваться, узнавать все больше и больше, искать пути для выхода из сложных ситуаций и не быть зависимым от наставника.
– Почему вы решили получить категорию педагога-наставника?
– Возможно, прозвучит очень высокомерно с моей стороны, но, когда я услышала об этой категории, само слово «наставник» показалось мне настолько близким, что я, даже не задумываясь, сказала руководителю, что хочу попробовать. У меня всегда было много материала на эту тему, ведь именно в наставничестве заключается моя работа. Я подумала, что смогу ее структурно представить.
Мона Платонова.