Об этом заявила заместитель председателя Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной обсуждению законопроекта о запрете пропаганды идеологии чайлдфри.
В Госдуму РФ внесен законопроект, направленный на запрет пропаганды идеологии чайлдфри – концепции добровольного отказа от рождения детей. По словам Вячеслава Володина, авторы законопроекта предлагают запретить пропаганду чайлдфри в интернете, СМИ, фильмах и рекламе. Штрафы за нарушение составят до 400 тыс. рублей для физических лиц, до 800 тыс. рублей для должностных лиц и до 5 млн рублей для юридических лиц.
Как отметила Ирина Киркора, большинство наших сограждан, принимая решение заводить детей или нет, не руководствуется какой-то идеологией:
«Они принимают это решение, исходя из каких-то своих личных ситуативных процессов. Чаще всего на принятие решения влияет отсутствие жилья, а мы знаем, что сейчас наблюдается рост ипотечной ставки больше 20%. Если мы хотим решать демографическую проблему, то давайте поговорим о ставке по ипотеке. Второй влияющий на принятие решения фактор – это низкий доход. Третья история – это ненадежный мужчина-партнер».
О какой демографии может идти речь, если, по ее словам, «у нас строятся квартиры, в которых невозможно создавать семью»:
«Это малюсенькие студии, в которых даже одному человеку сложно проживать. Но они у нас множатся, как грибы. Может быть, законодателям лучше на это обратить внимание».
Еще одна участница пресс-конференции, юрист семейного и наследственного права, профессиональный медиатор Мира Моисеева, указала на необходимость проведения четкой грани между пропагандой и личным мнением:
«Никакой идеологии чайлдфри в России вообще не существует. Есть мнение. Этот законопроект не отделяет «зерна» от «плевел». Исходя из него, невозможно понять, где проходит тонкая грань между пропагандой и мнением человека. Более того, напомню, что у нас в Конституции закреплена свобода слова и свобода своего собственного мнения».
По ее словам, юридическое сообщество смущает то, что пояснительная записка к этому законопроекту не объясняет, как этот закон, когда он вступит в силу, скажется на гражданах и организациях, которые уже оставили в интернете соответствующие цифровые «следы»:
«Каждое обсуждение имеет цифровой «след». В пояснительной записке не объясняется, что можно считать пропагандой отказа от деторождения. Следовательно, решение этого вопроса будет возлагаться на судью по административному судопроизводству, и судья в каждом конкретном случае будет ломать голову, как принять законное решение».
Кроме этого, данный законопроект, по мнению Миры Моисеевой, несет с собой риски всему акушерскому сообществу: непонятно, как в женской консультации женщине будут говорить о контрацепции. Говоря о недостатках этого законопроекта, она отметила и его избыточность, так как, согласно данным Росстата, от деторождения добровольно отказываются всего лишь 2,7% населения РФ.
Сергей Ишков.