Об этом заявил советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной презентации доклада СПЧ «Миграционная политика и национальные цели развития России».
Как пояснил Валерий Фадеев, в этом докладе миграционная политика рассматривается в связке с национальными целями, которые поставил президент:
«Это реализация потенциала каждого человека, комфортная и безопасная среда для жизни, устойчивая и динамичная экономика, цифровая трансформация, укрепление здоровья и повышение благополучия людей и т. д. То есть мы увязываем решение проблем, которые вызывает миграция, с этим комплексом национальных задач. В докладе четыре части: влияние миграционной политики на сферу здравоохранения, на сферу образования, на сферу труда и на общественную безопасность».
Как отметил глава СПЧ, если говорить о влиянии на сферу здравоохранения, то мы до сих пор не понимаем соотношение бюджетных расходов на социальное обеспечение мигрантов и членов их семей с теми доходами, которые получают бюджеты разных уровней:
«Сколько мы тратим на медицинскую помощь мигрантам и их семьям? Таких расчетов нет, и мы призываем их сделать. Следующий важнейший пункт: мы предлагаем возложить на работодателей, которые привлекают трудовых мигрантов, обязанность заключения договоров добровольного медицинского страхования с каждым прибывающим на работу. Работодатель пусть сам решает, за свой счет он будет заключать такой договор или он будет этого добиваться от своего работника, который прибыл в нашу страну на работу. Но, так или иначе, с каждым должен быть заключен такой договор. Необходимо утвердить стандарт медицинской страховки работника-мигранта. Такой стандарт должно создать и утвердить правительство (какие виды медицинских услуг должен включать этот стандарт)».
По его словам, тема работодателя, возможно, является главной в этом докладе:
«Без повышения ответственности работодателя мы не добьемся решения миграционной проблемы. (…) Ответственная социальная позиция работодателей очень важна, так как от них очень многое зависит, ведь именно они массово завозят сюда мигрантов. Мы считаем, что необходимо двигаться в направлении стопроцентно целевого и обоснованного завоза трудовых мигрантов. Работодатели должны предъявить доказательства того, что им нужны мигранты, что они не смогли найти работников на российском рынке труда. Они должны предъявить информацию о том, какого рода специалисты им нужны».
Как сообщил Валерий Фадеев, из-за «серых» схем привлечения трудовых мигрантов в казну не доплачивается налогов на сумму около 500 млрд рублей в год.
Говоря о сфере образования, глава СПЧ указал на тему, которая уже давно стоит на повестке дня:
«Что делать с детьми, разговаривающими на другом языке, но не владеющими русским? Что с ними делать? Как их учить? Таких детей, как выяснилось, несколько десятков тысяч, и это уже реальная проблема. Мы давно говорим, и, похоже, что наша позиция принята: таких детей нельзя принимать в школу. Нам говорят, что Конституция это запрещает. Нет, Конституция требует, чтобы каждый ребенок получил общее среднее образование, но если ребенок не знает русского языка, то он не может получить это образование. Значит, его нужно обучить русскому языку. Мы считаем, что школы должны проводить тестирование поступающих детей, и если ребенок не владеет русским языком в достаточной степени, чтобы проходить обучение, необходимо его учить русскому языку. Значит, необходимо создавать специальные центры или специальные отделения в школах, где есть преподаватели соответствующей квалификации. А какой квалификации? Если это дети, совсем не понимающие русский язык, то их надо учить русскому как иностранному. А у нас есть специалисты-учителя, которые могут учить русскому как иностранному, которые при этом владеют, скажем, таджикским или киргизским языком? Значит, этим надо озаботиться: надо создать корпус преподавателей, которые будут учить русскому языку этих детей мигрантов».
Также пока не понятно, по его словам, кто будет платить за это обучение:
«Часть тех, кто занимается этой проблемой в регионах, считают, что платить за это обучение должны сами мигранты. Но если речь идет о детях, которые уже получили российское гражданство, то в этом случае должно платить государство. По этому вопросу (обучения детей-неграждан. – С. И.) идет дискуссия, поскольку по нашему закону, родители должны обеспечить обучение ребенка. Исходя из этого вроде бы они должны заплатить за обучение русскому языку своих детей. Я участвую в этой дискуссии и пока ответа на этот вопрос не имею. Следующая тема из сферы образования: нередко, когда дети мигрантов вообще не ходят в школу, особенно девочки, и родители фактически препятствуют посещению детьми школ. Они говорят: «А зачем? Вот дочка еще немного подрастет и выйдет замуж». Это категорически неправильно, потому что все дети в России должны учиться в средней школе. Мы считаем, что таких родителей, здесь проживающих, нужно обучать их обязанностям. Может быть, необходимо организовать такие курсы, вплоть до вручения памяток об обязанностях родителей, живущих в РФ».
Освещая тему влияния миграционной политики на общественную безопасность, Валерий Фадеев остановился на нерешаемой проблеме «резиновых» квартир:
«У нас принят либеральный уведомительный порядок регистрации. Но если в «резиновой» квартире прописано 100 человек, ясно, что они там не живут. Наше предложение банальное: если количество зарегистрированных в квартире или доме такое, что уже минимальная норма квадратных метров на человека нарушается, то тогда уже нужно от уведомительной системы переходить к разрешительной. У нас в СИЗО норма четыре квадратных метра на человека, ну давайте хотя бы этим ограничимся. И если где-то регистрируется так много мигрантов, что уже никакие санитарные нормы не выдерживают, то давайте полиция за этим будет следить».
Также, по его словам, очень сложной является тема этнических анклавов, и здесь пока нет ясных предложений. Как отметил глава СПЧ, ко всякого рода ограничениям по месту жительства нужно относиться очень осторожно, но проблема анклавов должна быть решена.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»