Новогоднее кино меняет основной вопрос философии

Кинематограф имеет для России значение сакральное. Чтобы так получилось, нужен талант делать фильмы. Связать людей, наполнить их души добротой. Реально разморозить и разбудить сказочные фантазии.

кино, лента, бабина, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Сказать тут можно много, посмотрев новогодний репертуар. Чтобы не уплыть от сути, надо найти связь властной элиты и народа, который самим своим существованием обеспечивает жизнь как таковую. Да и кто, собственно, у нас властная элита? Известно абсолютно точно: Баба Яга Ядвига, Дед Мороз с внучкой Снегурочкой, Марья-искусница, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Иван-царевич, три богатыря с картины Васнецова, Золушка, учительница начальных классов, участковый врач-терапевт первичного звена здравоохранения, капитан дальнего плавания, курьер, охранник и полицейский. Правда, все они играют в разных театрах в зависимости от конъюнктуры и времени года.

Последние три персонажа особенно сказочные. Охранник пасет мини-пига в Тюмени. Курьер приносит Золушке платье взамен испорченного мачехой, доступ на бал и счастье. Полицейского просто заморозили, чтобы не впутывался в развитие событий.

Лев Толстой на заре своей фермерской активности с мини-пигами не справился. Увы, гений был реалистом без всяких сказок.

А вот что касается полицейского, он попытался встать на пути возвращения Снежной королевы в мир людей, чтобы его заморозить, но сначала перессорить.

Сказки разные по сюжету и географии, одинаковые в динамике драматургии. Актеры все как на подбор сказочно чудесные.

Например, «Баба Яга спасает Новый год» (режиссеры Карен Захаров и Армен Ананикян, сценарист Евгений Вихарев) стала вариацией на тему в продолжение «Баба Яга спасает мир». Избранная представительница властной элиты с позиции простого человека сделает то, что он от нее ждет. Но у нас в России простых нет. Есть одна большая елка желаний.

«В нашей стране живет много замечательных людей. Больше ста сорока миллионов. И хотя территория России самая большая в мире, мы все же научились находить друг друга, беречь и любить. И нет другого такого праздника, как Новый год, который объединяет людей по всей стране. Да что там по всей стране, по всему миру», – авторский текст предваряет развитие событий на экране «Елки-11».

Надо попытаться начать процесс. Потом перейти к доскональному выяснению, кто кого больше бесит. Запускается цепь сказочных трансмутаций.

Ядвига тоже когда-то была девочкой и попала в беду. Спас ее Дед Мороз, а она добро помнит.

Наши дети сегодня играют роль сказочной силы. В нашей жизни именно так и было, когда сын был маленьким, и потому ему все было подвластно. Благодаря ему мы вместе.

Связывает всех учительница Валентина. Она вышла на пенсию, ее никто не поздравляет, и она отказывается отмечать Новый год. Дед Миша от безысходности достает самогон. Но линия пьянства в развитии событий оказывается абортивной. Для поздравления Валентины создали специальную ссылку на популярном радио.

Причем здесь Снежная королева? Без нее нельзя, как на прямой линии президента – без кривого CNN.

Невозможно убедить русских не цитировать идеологию холода, зла и ссоры. Проще победить. Что, собственно, и произошло.

События в мире настойчиво заставляют обратиться к русской сказке. Отечественное кинопроизводство охотно отвечает на запрос сознания. Ответить банальностью о победе добра над злом проще всего. Сложнее показать интимную сторону процесса.

Наша текущая жизнь переосмысляет основной вопрос философии. Нет, сознание не стало первичным относительно материи. Просто нематериальные факторы стали слишком заметно определять сплетения нитей человеческой жизни. А мы для них пока не нашли корпускулярно-волновой природы.

Создателям сказки для экрана нет нужды ввязываться в политические споры вокруг глобального потепления или дебильного принципа для создания преимуществ сумеречному сознанию под названием «Бритва Оккама» об избыточных сущностях.

Кто и зачем взял на себя право решать, что у нас избыточно, исчерпывающе показано в сериале «Министерство всего хорошего», восемь серий вышли в первом сезоне (режиссер Александр Фомин, сценарист Александр Цыпкин).

Сказка про Бабу Ягу проще. Она легко показывает, как глобальное потепление может смениться глобальным замерзанием и даже сделать выбор.

Смена фаз в человеческих отношениях от любви до ненависти и наоборот – большая загадка. В прошлом для воплощения процесса на экране требовалась особая генетическая конституция режиссера с эмпатией, чувствующего нематериальную компоненту жизни, как, например Эльдар Рязанов.

В новом русском кино искусство избранного таланта превращено в технологию на основе науки, недоступной закрепощенным глобализованной наукой ученым.

Странные люди живут в России. Хотят все решать сами и при этом искренне верят, что любые их фантазии должно исправить государство. Бедная элита здесь несвободна в своих прихотях, приходится соответствовать запросам населения и обеспечивать кино из сплетения науки со сказкой, чтобы растолковать людям законы их собственной природы.

Ключевой вопрос философии сегодня раскрыт в фильме «Баба-Яга спасает Новый год» – кто плетет нить судьбы и можно ли у этой женщины забрать клубок в свои руки?

Сначала надо определить, который из клубков твой.

Сериал «Министерство всего хорошего» реконструирует в виде конкуренции с «Министерством всего плохого», как оформленные в словесных высказываниях желания человека могут реализоваться, или формируют ответ, почему этого не происходит.

Угроза жизни очевидна. Если деятельность МВХ не пройдет аудит и объем зла превысит долю хорошего, проект «Человечество» будет закрыт. Это не означает, что человечество уничтожат. Оно перейдет в другой формат, где будет отменена свобода воли. И люди будут делать то, что надо, а не то, что они хотят. Никаких, короче, «елок желаний».

МВХ получило на процент меньше МВП. Сотрудникам накосячившего ведомства дали неделю на ликвидацию дел. Они использовали призрачный шанс, написав множество жалоб на самих себя. Назначается повторный аудит…

У таких историй конца не бывает, как у самой жизни. И мы, ее не самые плохие представители, будем всю свою жизнь искать ее общее начало. Наше общее начало.

Внедренный сценаристом в сюжет прием блокирования бюрократической процедуры типичен для практики США. Там ничего привычного нам нет – участковых терапевтов, провизоров с аптеками, интересного и познавательного образования, природоподобного кино. Нет даже системы ЗАГС. Никаких прав человека. Исполнение желаний – исключительно за свой счет. Для нищебродов и прочих импотентов удовлетворение за счет окружающих по принципу у кого наглость длиннее.

А у нас нет контрпропаганды. Сказочное кино, конечно, и есть самая совершенная пропаганда, поэтому от него свирепо защищаются культурой отмены. Поручено их бюрократическому МВП.

Персонажей в сериале – больше числа серий. Ключевую роль отдали беременной школьнице Алёне. Ее родители разошлись в жизненных ролях и по разным местам жительства. Ангел-хранитель девочки, реинкарнация погибшей собаки, реализует ее пожелания, чтобы у отца развалилась работа в столице и он вернулся к маме в Петербург. Мама не может понять, что под видом благодетеля к ней прилип рейдер.

Автор сериала возводит историю МВХ к античным героям Парису, Елене и Менелаю. При трансмутации собаки в ангела E-2 (едва-едва) память полностью не стерли, и он вопреки уставу МВХ трется около Алёны, пытаясь ей помочь. Поскольку все в жизни получается не по планам, его начальник очень боится не пройти аудит. Призрачного юношу забирает к себе в Министерство всего плохого его партнерша по античности, возродив ангела из плесени.

Такое вот у нас все хорошее.

Сюжетов в сериале много, как и в «Елках». Они соответствуют делам на полках министерств, сформированных из прошедших фильтры желаний.

По сплетению сюжетов можно понять: количество человеческих желаний счетное. Создатели сериала очень тонко нарисовали на экране их борьбу в мире условностей. С учетом художественного замысла, домысла, вымысла и умысла похоже на монографию «Потребности мозга» профессора Вячеслава Дубынина.

Любая реализованная попытка пожелать изменений в собственной судьбе приводит к непредсказуемым системным последствиям. В реальности получается проще и лучше, чем можно нафантазировать.

Такого обнаженного реализма мы еще не замечали.

Сюжеты сериала определяются женскими желаниями. Мужчины не лишены свободы воли, их воля носит соглашательский обслуживающий характер.

То есть, вечная арифметика любви, алгебра с геометрией треугольников и всяческих многоугольников. Женское начало определяет начало, мужское – конец. Результат в целом порождается борьбой процедур, норм и правил в уставах и прецедентной практике министерств. Могут превратить в плесень на тысячу лет.

Единство и борьба противоположностей женской и мужской, всего хорошего и всего плохого, воли преодоления или броуновских телодвижений на авось судьбы. На парламентском языке называется демократией, и больше никаких отличий, сплошная бюрократия. Главный генетик Михаил Ковальчук назвал бы фабулу всего хорошего природоподобной технологией. Для нас – просто реализм.

Нас в МГУ учили другой генетике, и она работает подобно Золушке, нищете без презентаций и демонстраций. Поэтому на нашем примере товарищ Ленин прав относительно кино. Но, опять же, все это с поправкой, потому что желания людей показаны далеко не все. Намеренно упущена огромная сфера параллельного набора жанров, чуждая русской генетической конституции.

Можем мы, черт возьми, хотя бы на Новый год оттянуться, отстраниться от всего того, что пришлось описывать целый год.

Либо чинушам ВОЗ, либо, может быть, нам всем несказанно повезло, что ВОЗ не признала метеопатию медицинским диагнозом. Там увлеклись половыми девиациями. Ну, это в сфере влияния Снежной королевы. Ее идея сделать из ребенка вершителя судеб в сторону похолодания далека от нормы, как любая банальность.

Немного про вопрос науки. Рассуждения о судьбе Солнца и захватывающей истории магнитных пятен на нем сильно отвлекают от необходимости контролировать собственную судьбу здесь и сейчас.

Главный метеоролог страны, невольник антропогенного потепления Роман Вильфанд, на пресс-конференции в РИА Новости совершенно точно спрогнозировал, что новогодняя ночь должна быть волшебной. Это же известно всем, и даже метеорологам, с детства. Не очень угадал. Долгожданная ночь прошла скучновато. Влияние природы на человека стало слишком сильным. Ну и хорошо, китайских петард взорвалась поменьше.

На случай хромоты природы у нас есть неизбежные «Елки». Одиннадцатой серии посвящена страница в Википедии* (*РКН: иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ) с элементами драматической истории новогоднего проекта.

Типичный пример того непреложного факта, когда министерства всего хорошего и всего плохого наполняются погибшими на Земле для собственной судьбы талантами, творческий продукт отторгается от авторов и живет собственной жизнью. Проекту «Елки» дважды пытались сделать аборт, и он рождается снова. В российском кинопроизводстве обычная история.

Сюжет «Елки-11» мы уже ненавязчиво отразили.

Мы не профессионалы в киномании и тем более не можем пересмотреть все. Нас не чаруют красные дорожки и на них актрисы, в ослепительном бутафорском облике которых трудно признать человеческий экранный облик. Мы просто описали факт, что Баба-Яга обеспечила нам Новый год и чудесная сказка стала нашей жизнью.

Факт не зависит от твоего места работы или зарплаты, хотя именно нам, может быть, повезло.

Больше всего нам повезло с талантливой страной. Но здесь уже нет ничего нового, кроме елочной версии очередного Нового года.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

кино, лента, бабина, Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»

Добавить комментарий