Именно так в ходе пресс-конференции в НСН директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций, председатель Комитета по фармацевтической деятельности Московского регионального отделения «Деловой России» Виктория Преснякова объяснила значительный рост продаж антидепрессантов в РФ.

По ее словам, все ведущие маркетинговые агентства показывают рост рынка антидепрессантов в этом году, и этот рост наблюдается на фоне «высокой базы» прошлого года:
«Если опираться на данные аналитиков DSM Group, то в прошлом году был гораздо больший рост в упаковках: так, в 2024 году рост по сравнению с прошлым годом составил 40%, а в 2025 году рост составил 15% (уже по сравнению с 2024 годом. – С. И.). То есть мы этот рост наблюдаем уже не первый год. Его также фиксируют и аптечные сети».
Как отметила Виктория Преснякова, такая тенденция объясняется несколькими причинами:
«Мы идем в ногу с мировыми лидерами (во всем мире отмечается рост применения антидепрессантов, так как стабильности нет во всем мире). У нас заметный рост начался с 2022 года. Рост последующих лет объясняется тем, что население стало признавать свои проблемы и легче соглашаться на прием антидепрессантов. Врачи стали чаще назначать эти препараты, и можно еще сказать, что они стали доступнее (в аптеках есть большой выбор, но отпускаются они только по рецепту врача)».
По ее словам, за первые два месяца этого года аналитики озвучивают самую большую цифру продаж антидепрессантов – 3,2 миллиона упаковок:
«Такой цифры у нас еще не было. По данным аналитиков, лидером по продажам антидепрессантов стала Москва. Это объясняется тем, что в Москве врачи смелее, следовательно, и пациенты становятся смелее в своих предпочтениях. Москва составляет порядка 20%».
Еще одна участница пресс-конференции, психолог Татьяна Чернякова, рассказала о том, в каких случаях врачи выписывают рецепты на антидепрессанты:
«В первую очередь должен быть поставлен диагноз. Это позволит корректно подобрать препарат, так как антидепрессантов существует большое количество видов. Понятно, что снижение базовых функций является показателем; резкое падение качества жизни человека, снижение когнитивных функций, если мы, например, наблюдаем депрессивную псевдодеменцию. Наличие суицидальных мыслей тоже является прямым поводом к назначению. Помимо этого, фармакотерапия может быть использована как база для того, чтобы стабилизировать психику, чтобы человек начал быть в состоянии воспринимать методы психотерапии. Вот в этих случаях мы прибегаем к назначению антидепрессантов».
Наблюдаемый в последние годы рост продаж этих препаратов Татьяна Чернякова объясняет, помимо вышеназванных причин, еще и тем, что «в нашем обществе тема приема антидепрессантов перестала быть стигматизирующей». По ее словам, «больше не стыдно смотреть на свое моральное состояние, заниматься своим ментальным здоровьем».
Если говорить о возрастных категориях, которые чаще всего покупают антидепрессанты, то, как сообщила Татьяна Чернякова, это прежде всего молодые люди до 25 лет и пенсионеры старше 60 лет:
«По статистике наиболее психически уязвимые группы лиц – это молодые люди 17 – 25 лет, а также люди пенсионного возраста «60+». Есть понятные причины, почему именно эти группы уязвимы: на возраст 17 – 25 лет приходятся мало того что большие физические изменения внутри организма, так еще в этом возрасте и социальная нагрузка извне очень большая (надо выбирать профессию, создавать семью и т. д.), а у людей в возрасте «60+» зачастую наступает период осознания и сожаления из-за того, что что-то не получилось, что-то не успелось, а также одиночество».
Конечно, у этих препаратов, по ее словам, есть и своя «побочка», так как «влияние происходит не только на наше настроение, но и на весь организм (от работы желудочно-кишечного тракта до снижения либидо и возможного повышения веса)». Кроме этого, если параллельно с приемом этих препаратов не велась никакая работа с психотерапией, то когнитивные искажения в восприятии реальности как были, так и останутся, так как сами по себе антидепрессанты могут только снять симптоматику, а не решить суть проблемы.
Сергей Ишков.
Фото агентства «Москва»