«Нашествие» вернулось в Театр имени Моссовета

На сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Нашествие» (16+), в основу которого положена одноименная пьеса Леонида Леонова. Постановку осуществил режиссер Владимирского академического театра драмы Владимир Кузнецов.

Произведение «Нашествие» в свое время стало заметной страницей в истории отечественной литературы. Написанное Леонидом Леоновым в первый год Великой Отечественной войны, оно точно отразило реальность времени и атмосферу в стране и почти сразу вошло в золотой фонд советской драматургии. В советское время Леонова считали мастером социалистического реализма, сегодня его произведения притягивают внимание постановщиков острым интересом к проблематике христианской нравственности и продолжением традиции Достоевского.

Юрий Завадский поставил спектакль по пьесе Леонова уже в 1943 году. Постановка стала легендарной, выдвинув Театр имени Моссовета в число ведущих театральных коллективов страны.

Нынешняя версия «Нашествия» началась с 2024 года, когда было объявлено проведение режиссерской лаборатории-конкурса с целью вернуть пьесу в репертуар. В итоге совет экспертов выбрал шесть эскизов: вариант спектакля Владимира Кузнецова отличался современным подходом к классике.

Действие его происходит в первые месяцы Великой Отечественной… Небольшой русский городок  оккупирован фашистами. Среди людей, отказавшихся эвакуироваться – семья талантливого врача Ивана Тихоновича Таланова (Александр Бобровский): его жена Анна Николаевна (Вера Каншина), дочь Ольга (Юлия Бурова), нянька Демидьевна (Елена Бероева) и ее внучка Аниска (Евдокия Карева). В дом неожиданно возвращается сын Талановых Фёдор (Алексей Трофимов), недавно освободившийся из заключения. Фёдор появляется на пороге и сталкиваясь с недоверием со стороны родных и знакомых. Моссоветовский зритель остается в неведении, за что именно герой сидел: члены семьи постоянно вопрошают Фёдора об этом, но он отмалчивается, что создает дополнительную интригу. Хотя нехитрая арифметика, для наглядности выведенная тут же мелом на школьной доске (37+4=41…), намекает, что Фёдор – бывший политзаключенный. Вот такой изящный режиссерский ход, скорректировавший сюжет пьесы и серьезно сместивший акценты: у автора Леонова Фёдор сидел за покушение на убийство из ревности.

В это же самое время в городе появляется бывший владелец дома Талановых, обиженный на советскую власть купец Фаюнин (Владимир Прокошин), который становится главой оккупационной администрации.

Врач Таланов, несмотря на опасность, продолжает лечить людей, а его дочь Ольга и ее жених, председатель горсовета Колесников (Ваня Пищулин), организуют в городке подпольное сопротивление.

Спектакль получился пронзительным и тяжелым: тема защиты Родины здесь напрямую сплелась с темой защиты семьи и собственных убеждений, далеко уведя зрителя от плакатных лозунгов и официоза. Объединение репрессированного Фёдора с семьей в тяжелых для страны условиях неожиданно совпало с его долгом перед Родиной, что становится полным откровением для самого героя.

Владимир Кузнецов активно использует в своей постановке прием проговаривания вслух ремарок к спектаклю в микрофон под музыку Генделя (их произносит персонаж актрисы Дарьи Таран  «женщина в мужском пальто»). Драматический текст Леонова местами воспринимается как «поэтический». В постановке к тому же задействованы рефреном стихотворные и музыкальные вставки (например, с маниакальным постоянством повторяются строчки Сергея Михалкова «Спать легли однажды дети»). Такой подход позволил режиссеру сделать прицельные акценты и в какой-то степени облегчить восприятие далеко не самой простой с психологической точки зрения пьесы. Впрочем, отсылов к генетической памяти народа в спектакле будет немало: груды детских ботиночек, вываливаемых фрицами из чемоданов на стол, говорят самыми за себя. Сцена «Под крышей» находится от первого зрительского ряда на расстоянии вытянутой руки, что существенно усиливает впечатление. Зрителю от происходящего на сцене никуда не деться: выход из зала идет прямехонько через сцену. Так что, как бы ни было морально тяжело пришедшим на этот спектакль, хочется или не хочется, но постановку придется досмотреть до конца. Идет она без антракта и длится два часа.

Сценографию к спектаклю выполнил Дмитрий Дробышев, художником по костюмам стала Александра Борк.

Елена Булова.

Фото Елены Лапиной

 

Добавить комментарий