Обвал рынка ипотечного кредитования

Как сообщил в ходе пресс-конференции в НСН президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян, количество и объем выданных ипотечных кредитов в мае этого года по сравнению с аналогичными показателями за май прошлого года рухнули на 60%.

Коллаж «Московской правды».

По его мнению, это недопустимый показатель, так как такое падение негативно скажется на экономике всей страны:

«В мае 2025 года было выдано всего 52 тысячи ипотек. Первый квартал снизился на 42% (по сравнению с первым кварталом 2024 года). Я не понимаю тех людей, которые говорят о том, что этот рынок нужно сдерживать, что он перегрет».

Высокие ставки по ипотечным кредитам, как пояснил Гарегин Тосунян, стали результатом регуляторной деятельности ЦБ РФ:

«Высокие ключевые ставки банкам очень и очень не по душе. Они были бы рады, если бы этот рынок развивался, а не сокращался как сейчас».

Кроме этого, по его словам, причиной обвала рынка ипотечного кредитования стало ухудшение качества самих заемщиков:

«Сейчас у банков есть много оснований не одобрять ипотеку в гораздо большем объеме, чем раньше. Такие высокие процентные ставки, которые за собой тянет ключевая ставка, влекут за собой следующую картину: часто выясняется, что тот, кто хочет взять ипотеку, уже обременен множеством других кредитов, и кредитные бюро эту информацию, естественно, банкам сообщают. То есть, качество заемщика резко упало. Намного меньше стало кредитоспособных, платежеспособных заемщиков».

Между тем, как отметила еще одна участница пресс-конференции, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева, прекращение «веерной» ипотеки год назад было правильным:

«Мы все знаем о негативных последствиях, которые она повлекла. Есть отчеты Счетной палаты, которые говорят о том, что субсидирование каждого процента от льготной ипотеки увеличивает стоимость квадратного метра на 2%. Она была совершенно не адресной: известны случаи, когда люди получали по 20 льготных ипотек. Проблема, наверное, была не в том, что она у нас есть, а в том, что ей не было альтернативы. Любой человек, который не очень понимал, как он дальше будет жить, сможет ли он достаточно зарабатывать, все равно брал ипотеку, так как других вариантов ему не предлагалось».

Поэтому, по ее словам, все люди шли в ипотеку:

«Мы сейчас уже начинаем пожинать плоды вот этого ажиотажного ипотечного спроса. Он еще подогревался сообщениями, что всё это вот-вот закроют. Из-за этого у нас с начала года почти в 2 раза увеличилось количество неплательщиков, и это наша будущая трагедия, потому что, к сожалению, в соответствии с действующими законами РФ люди, которые отдают квартиру, являющуюся предметом залога, часто при этом не могут полностью погасить цену ипотеки за счет продажи этой квартиры. В результате они остаются без жилья да еще и с долгами».

По данным ЦБ РФ, объем просроченной ипотечной задолженности в России превысил 129 млрд рублей, увеличившись с начала 2025 года в 1,9 раза. С учетом всего этого, по мнению Светланы Разворотневой, нужно было не режим этой всеобщей ипотеки продлевать, а надо было развивать альтернативные способы получения жилья (например, строить наемное жилье; создавать более широкий сегмент служебного жилья; возрождать жилищные кооперативы).

«Пока количество людей, которые остались без квартир и с долгом, не превысило критическую массу, но я убеждена, что закон, подготовленный Генпрокуратурой, который говорит о том, что продажа квартиры, находившейся в залоге, или возвращение ее банку является фактом окончательного погашения долга, очень нужен. Этот законопроект был подготовлен Генпрокуратурой года два назад, но он встречает очень большое сопротивление банковского сообщества, поэтому он до сих пор не принят».

Как предупредила Светлана Разворотнева, в ближайшее время мы столкнемся с большим количеством людей, оставшихся без квартир да еще и с долгами, поэтому актуальность принятия этого законопроекта может возрасти еще сильнее.

Сергей Ишков.

Коллаж «Московской правды».

Добавить комментарий