Сколько коммерсантов погибнет в России?

Вечером 3 октября 2006 года у дома 81 на Ленинском проспекте прогремели выстрелы. Прибывшие по тревоге оперативники Юго­-Западного округа обнаружили труп убитого бизнесмена Александра Бурдяева, менеджера компании «Кирби», занятого продажей пылесосов и мобильных телефонов. Менеджер погиб, получив три огнестрельных ранения в грудь. Розыскная собака взяла вроде бы след, отработав его через детскую площадку, но остановилась на многолюдном тротуаре. Свидетелей, способных пролить свет на произошедшее убийство, найти не удалось. Детальный осмотр места также не принес желанных результатов. Дело было возбуждено по ч. 1 ст. 105 УК России.
Сколько коммерсантов погибают в России? Такую статистику никто не ведет. Но каждый, кто вступил на дорогу дикого капитализма в России, должен отдавать себе отчет: теперь он солдат армии денег, а конкуренция ­ это передовая криминальной войны.

Магазин «Спортмастер» на Ленинском проспекте
В этом доме, где расположен магазин, проводились все необходимые действия по ОРД (оперативно­-розыскной деятельности). Устанавливали маршруты убитого Бурдяева за последние сутки, прозванивали контрольные точки со всех маршрутов и уточняли детализацию номеров абонентов, выходящих в эфир в интересующее расследование время, отрабатывали видеосъемку камер наружного наблюдения в районе преступления, изучали итоги баллистической экспертизы. Опросили всех возможных жильцов дома. Но никаких дополнительных сведений сыск так и не получил.
Когда в наши неспокойные дни убивают коммерсанта, первая версия ­ это бизнес-­разборка. По этой причине оперативники начали отрабатывать сослуживцев погибшего. Но уже при первых опросах друзей Бурдяева вскрылись неожиданные факты, и к работе оперов на юго-­западе столицы подключился первый отдел МУРа, занятый расследованиями резонансных преступлений.
Начальник отдела Вадим Кузнецов поручил сложную работу двум настойчивым и искушенным сыщикам – Сергею Калинину и Алексею Золотухину, имеющим редкий опыт в разгадке ребусов сложных преступлений. Ведь это дело также приняло загадочный оборот после разговора с другом детства Бурдяева, которого он посвящал в семейные тайны.
В молодые годы Александра его семья выехала в Бишкек, куда отец получил назначение на должность в российском посольстве. Старший брат Александра, офицер подразделения «Альфа», погиб во время чеченской кампании. А в 1999 году при невыясненных до конца обстоятельствах была убита его мать, жена сотрудника посольства. Смерть наступила от удара острым предметом в затылочную часть черепа.
Убийство матери осталось нераскрытым, но Александр, делясь с другом, рассказывал, что подозревает в страшном деле сотрудницу посольства некую Веру Перову, которой удалось якобы соблазнить его отца и вступить с ним в близкие отношения.
Из откровений Александра выходило так, что эта женщина настаивала на разводе отца с матерью, но он не соглашался, ссылаясь на то, что с женой у него общий сын.
Александр окончил в Бишкеке гимназию, после чего вместе с отцом они вернулись в Москву. Жили в доме 81 на Ленинском проспекте. Молодой человек поступил в Российский новый университет и учился модной профессии менеджера по туризму.
Но в начале 2000­-х годов в Москву приехала из Бишкека Вера Перова с малолетней дочкой, двух с половиной лет. По ее утверждению, девочка родилась от отца Александра. Во всяком случае Александр именно это говорил другу. Поселилась прибывшая Перова в ту же квартиру в доме 81.
Но Александр теперь был уже самостоятельным взрослым человеком, и отношения с новыми соседями по квартире сложились недобрые. Молодой человек все время настаивал на том, чтобы Перова вместе с ребенком выехали из квартиры. С этого момента началась цепь зловещих событий.
Весной 2003 года на Александра Бурдяева было совершенно покушение. Парень получил несколько ножевых ран и, истекая кровью, обратился за помощью в магазин «Спортмастер», расположенный в том же 81-­м доме. Прибывшая оперативная группа выяснила, что на потерпевшего Александра Бурдяева состоялось покушение под аркой дома, где он проживал. Нападавший был в джинсах, дутой куртке, славянской внешности, лет примерно 25 ­ 30,спортивного сложения. Составить фотокомпозиционный портрет Александр не смог, но опознать бандита на очной ставке обещал.
Могло ли нападение быть связано с грабежом? Александр такую вероятность категорически отрицал, при нем не было ни денег, ни документов.
Местные оперативники отработали жилой сектор, но полезной информации не получили. Строения, окружающие место покушения, не были оборудованы камерами наблюдения.
После этого случая Александр переехал к другу, опасаясь новых нападений. Его отец всем говорил о гибели сына, стараясь не допустить нового несчастья в семье.
В 2005 году Александр закончил учебу в университете и продолжил работу в компании «Кирби». Вскоре он женился на девушке Мадиян Касеновне, с которой подружился еще в гимназии в Бишкеке. Она переехала в Москву и поселилась все в той же злосчастной квартире. У молодой четы родился ребенок.
В день гибели Александр сообщил своему сослуживцу, что у него сломалась машина, они вместе отбуксировали ее в автосервис. Пока машину ремонтировали, молодые люди приехали в Ясенево и выгуливали там собаку в ожидании звонка из сервиса. Из сервиса сообщили, что машину можно забрать, и назвали стоимость ремонта. Товарищи взяли деньги и отправились в автосервис. Это произошло в 21 час 20 минут. Через тридцать пять минут Александр перезвонил и сказал, что документы забыл в машине сослуживца. А еще через четыре минуты позвонила жена Александра Мадиян и, захлебываясь слезами, еле выговорила, что Александра убили…
Вот такая картина необычного убийства предстала перед сыщиками МУРа.
Понятно было одно ­ дело запутанное. Но как далеко оно заведет, сыщики МУРа еще не знали.
Изучив материалы, собранные коллегами в Юго­-Западном округе, они провели дополнительные оперативно-­аналитические мероприятия по установлению полных анкетных данных Веры Перовой.

Дорожная карта розыска
Прежде чем принять верную версию убийства Александра Бурдяева, сыщикам первого отдела МУРа пришлось провести кропотливую и обширную исследовательскую работу. Кто такая эта загадочная Вера Перова, имя которой мелькает в показаниях опрашиваемых? И насколько можно верить этим показаниям?
Пришлось детально опросить всех, кто знал семью Бурдяевых в Москве и работал с отцом Александра в посольстве России в Бишкеке.
Вера Перова, уроженка Красноярска, зарегистрированная там же по месту жительства, работала референтом консульского отдела российского посольства в Бишкеке. Там она познакомилась с отцом Александра, который прибыл в посольство на должность помощника посла по вопросам безопасности.
Знакомство переросло в близкие отношения. Все осложнилось с приездом в Бишкек матери Александра с подростком. Она также стала работать референтом консульского отдела. Несмотря на неприязненные отношения, обе женщины были вынуждены ежедневно встречаться на работе. Это превратилось в настоящую пытку. Положение усугубилось после того, как Перова родила девочку, которой дала отчество отца Александра. Она требовала от объявленного ею отца своего ребенка развода с женой, на что сотрудник посольства пытался ее увещевать ­ у него же с этой женщиной общий сын Александр!
Понятно, что подобный довод только подливал масла в пылающий между женщинами костер ненависти.
И трагическая развязка наступила после того, как у отца Александра в 1999 году закончился срок командировки и он вернулся в Москву, а жена осталась в Бишкеке вместе с Александром, который должен был вскоре завершить полный курс обучения в гимназии.
В 2000 году мать Александра была убита тремя ударами тяжелым острым предметом в голову. Но уголовное дело было прекращено «в связи с отсутствием состава преступления». Следствие пришло к странному выводу: женщина получила травмы «в результате падения с высоты своего роста». А Перова с дочкой вскоре после убийства матери Александра в Бишкеке приехали в Москву и поселились в квартире Бурдяевых.
Незадолго до смерти жены отец Александра прекратил отношения с Перовой, но возобновил их после того, как в квартире на Ленинском проспекте появились Перова со своей дочерью.
Сыщики были вынуждены распутывать клубок человеческих взаимоотношений в надежде найти здесь ту ниточку, которая приведет розыск к доказанному преступлению. Теперь уже версия убийства на почве бытовых неурядиц выглядела самой обоснованной.
Кстати, это подтверждал в беседах с сыщиками и отец Александра, который начал подозревать Перову в преднамеренном убийстве своей жены. Разрыв отношений с любовницей сопровождался взаимными оскорблениями и, самое главное, угрозами со стороны Перовой.
Организацию покушения и затем убийство сына он также связывал с намерениями Перовой расквитаться с ним и Александром. В доказательство он сообщил сыщикам, что вскоре после первого покушения к ним на домашний телефон поступил звонок. Неизвестный предупреждал, что Александр «заказан» и что якобы исполнителем покушения был именно звонивший. Посоветовал на время «спрятать сына подальше». Говорил он с произношением, типичным для сибиряка.
После чего Александр и поселился у друга детства, а его отец сообщил всем о гибели сына…
Единственная причина убийства, считает отец Александра, ­ личный разрыв взаимоотношений между ним и Перовой, в котором она считала виновником Александра.
Такие же показания дали сыщикам опрошенные некоторые сотрудники посольства, очевидцы отношений двух женщин в Бишкеке и московская подруга семьи Бурдяевых. Все одинаково считали: именно Перова могла быть заинтересована в устранении Александра и его матери. В разговорах с окружающими она не стеснялась в выражениях, когда речь заходила о тех, кого считала своими недругами.

Сыщики МУРа и Красноярска
В России есть города, прославленные криминальными «подвигами». К их числу относится и Красноярск. В девяностые здесь прокатилась мощная волна убийств вокруг дележа доходов знаменитого КрАЗа, а имя теневого губернатора Быкова по кличке «Челентано» до сих пор считается авторитетным при решении троянских споров.
В те годы пресса захлебывалась сенсационными статьями о гибели соратника Быкова, бандита и убийцы Паши «Цветомузыки». В целях разоблачения своего друга и шефа Паша «Цветомузыка» сыграл даже роль трупа в гробу, а после «чудесного воскрешения» с удовольствием позировал перед телеобъективами и хвастливо раздавал интервью, упиваясь неожиданным вниманием СМИ к своей персоне.
Его имя недавно вновь вспомнили в СМИ, но на этот раз герой сенсаций оказался за решеткой из­за убийства двадцатилетней давности, раскрытого и доказанного только теперь. Возможно, в порядке «ответки» за предательство в девяностые. В уголовном мире счет времени не ведут.
Сотрудники Красноярского угро работают в сложной обстановке, мало поменявшейся с лихих девяностых годов.
Рулетка бесконечной коммерческой лотереи там до сих пор заканчивается очередным трупом игрока, поставившего свою жизнь на лот. И традиция заказов на калькуляторы окончательных расчетов не только сохранилась с тех бесшабашных лет, но и превратилась в высокодоходный бизнес для исполнителей кровавых поручений.
В Красноярском крае можно кинуть палку и сразу попасть в киллера, готового взяться за любой заказ.
Все это хорошо известно местным жителям. Поэтому там давно не удивляются очередному сообщению об убийстве тех, «кому не повезло». Больше того, обращаться за подобной «помощью», чтобы разрулить ситуацию, стало обычным делом. Адреса тех, кто предлагает свои гарантированные услуги по решению спорных проблем в Красноярском крае, не за семью печатями.
Оперативные службы края не успевают разгребать завалы дел по заказным убийствам и иногда неожиданно раскрывают их в разных российских городах, далеких от Красноярска.
Вот так в сибирском Красноярске сыщики получили информацию о неком местном жителе Куприянове, который наряду с совершенными убийствами и разбойными нападениями на территории края за денежное вознаграждение расстрелял в Москве на Ленинском проспекте Александра Бурдяева.
Предварительная ориентировочная информация об этом преступлении поступила сибирским коллегам из МУРа. Столичные сыщики в результате аналитической работы пришли к выводу: судя по собранным фактам, концы ведут к месту жительства Перовой, в Красноярск.
Калинин и Золотухин теперь работали в дружной связке с сибирскими сыскарями. Добывать доказательный материал по убийству в Москве на Ленинском проспекте столичным операм пришлось, раскрывая вместе с сибирскими коллегами серийные убийства, совершенные местной группировкой профессиональных киллеров. А это далеко не простое дело на территории, где влияние одного из патриархов криминальной среды Быкова такое же сильное, каким мог похвастаться при жизни только Дед Хасан. Достаточно вспомнить, что на знаменитой стрелке Абрамовича с Березовским во французском аэропорту имя Быкова произносилось с подобающим уважением к его криминальному сану.
Начальник отдела МУРа Вадим Кузнецов не скупился на командировки своим сыщикам, и Калинин с Золотухиным вскоре доложили, что убийцы Александра Бурдяева установлены.
Проведенные совместные оперативно-­розыскные и следственные действия сыщиками МУРа и Красноярского краевого управления прояснили картину преступления. За денежное вознаграждение в 8 тысяч долларов участники группировки Селиванов и Куприянов взялись выполнить заказ на устранение объекта.
10% от этой суммы полагалось Селиванову, которого нашел заказчик, остальные деньги предназначались убийце – Куприянову. Чтобы не засветиться с пистолетом Макарова, который киллеры не раз использовали при заказных убийствах на территории Красноярского края (видимо, им была известна надежность трассологических исследований московскими специалистами), они подвергли механической обработке следообразующую поверхность оружия. Изменили угол заточки бойка ударника пистолета и угол рабочей поверхности отражателя, а внутреннюю часть канала ствола прочистили наждаком. И, действительно, при проверке гильз, изъятых с места убийства, никаких совпадений с криминальным оружием в картотеках эксперты не обнаружили.
В Москву убийцы прибыли на красном вазике. И в течение долгого времени вели наблюдение за своей жертвой. После расстрела Александра киллеры сразу вылетели из «Домодедова» в аэропорт «Емельяново» в Красноярске.
На допросах Куприянова и Селиванова стало известно, что первое покушение на Александра Бурдяева выполнял по требованию того же заказчика еще один житель Красноярска по кличке «Паня».
Все задержанные указывали на заказчицу Веру Перову. После разрыва отношений с отцом Александра Перова меняла адреса проживания в Москве. В августе 2006 года она выехала в Красноярск. Это время совпадает со временем, когда, по показаниям киллеров, ими был получен заказ на ликвидацию жертвы.
Интересно, что Перова не отрицала враждебных отношений с отцом Александра, но при этом заявила, что ей неизвестно, кто именно биологический отец ее дочери, а отчество по имени отца Александра она дала ребенку самостоятельно…
Киллеры показали, что в Москве они связывались с мобильным номером заказчицы по таксофонам. Этот номер Перова указала следствию как свой контактный. Информация, полученная МУРом, подтвердила все соединения таксофонов с мобильным номером Перовой. Но сам мобильник оказался зарегистрирован на другую жительницу Красноярска и передан Перовой посредническим путем.
На следствии Куприянов и Селиванов дали разоблачительные показания в отношении некого Гримасова, который организовал в Красноярском крае преступную группу наемных киллеров, и с тех пор заказные убийства прокатились по всем уголкам страны.
Одно из них было совершенно по указанию Гримасова в центре Красноярска. Куприянов и Селиванов расстреляли коммерсанта из того же пистолета, из которого был убит Бурдяев. На следствии они признали переделку пистолета перед поездкой в Москву.
Группировка, кроме убийств, занималась еще и незаконным оборотом огнестрельного оружия, и разбойными нападениями на перевозчиков денег и коммерческие структуры.
Сейчас следствие вменяет членам группы, не считая убийства на Ленинском проспекте в Москве, ещё пять доказанных эпизодов. Это нападения с целью покушения, причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и ликвидации конкурентов, совершаемые братвой Гримасова. Куприянов и Селиванов участвовали в большинстве этих «подвигов» вместе с другими членами банды. Московским сыщикам пришлось, добывая доказательства убийства в столице, участвовать с сотрудниками Красноярского угро в расследованиях преступлений местной группировки. Вот как бывает в оперативной практике: информация муровских сыщиков в Красноярск послужила детонатором к раскрытию опасной бандитской структуры в далеком от Москвы сибирском городе. Причем оперативные органы Красноярского края до сих пор продолжают совместное сотрудничество с первым отделом МУРа по раскрытию ряда преступлений , в которых подозреваются местные бандиты.
Дело об убийстве Александра Бурдяева выделено в отдельное производство и передано в следственные органы Юго­Западного округа Москвы. Селиванов, Куприянов и «Паня» были задержаны в Красноярске. По Селиванову и Куприянову ведутся одновременно следственные действия столичными правоохранителями и их коллегами в Сибири. «Паня» доставлен в Москву.
Перова, как инициатор убийства, также была арестована Черемушкинским судом.
Следствие работает еще по одной фигурантке, подруге Куприянова, которая сопровождала его во время исполнения заказа по убийству в Москве. Как свидетельница этого события она дает дополнительные изобличающие убийц показания.
И, наконец, в ходе дальнейшей работы по делу сыщики МУРа установили, что организатором обоих эпизодов, покушения и убийства Бурдяева, был уроженец Абхазии, некто Кордовия, также проживающий в Красноярске (именно он подыскивал исполнителей и передавал им деньги «за работу»).
Сотрудники первого отдела МУРа Калинин и Золотухин совместно с оперативниками Красноярского угро провели его задержание и доставили в Москву.
Описанные события ­ еще одно яркое свидетельство того, что легендарная история славной розыскной системы под названием МУР продолжает развивать лучшие традиции российского сыска.
P. S. Поскольку следственно­процессуальные действия по делу все еще продолжаются, имена всех фигурантов, подозреваемых в совершенных преступлениях, изменены.

Добавить комментарий