ВОЙНА ЦИФРЫ С АНАЛОГОМ В ЖКХ: НЕВИДИМЫЙ ЛИВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская провела давно обещанный круглый стол по нормативам потребления услуг ЖКХ и пресловутым ОДН: «Правовые и экономические аспекты установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Более 2 час. умные люди, глубоко погруженные в проблему, искали выход. Диалог состоял из множества аббревиатур и маркерных мемов, ставших сленгом профессиональной среды.
Странное дело. Казалось бы, специалисты на поляне ЖКХ давно прогнали всех злых собак, а проблемы не переводятся. Наоборот. Выдающиеся люди совершают подвиги титанической борьбы с тем, во что никто не верит. Им все кажется, вот-вот — и все получится, придумается такая схема баланса интересов, что не будет ни воровства услуг ЖКХ за счет соседей, ни взвинчивания платежей после введенных в закон запретов, ни бегства управленцев на Канары с деньгами жильцов. По закону права у жильцов для борьбы с произволом достаточно серьезные. Однако на деле попытки сопровождаются мордобоем председателя ТСЖ в случае локальных попыток или массовым творчеством прокручивания дырок в законе в ответ на изменения нормативно-правового регулирования.
Платежи населения ограничили законом, но с другой стороны в расщепленном напополам платеже регулируется только одна составляющая. Бешенство тарифов принялись сдерживать, алчность поставщиков ударила по нормативам. Попытка снижения нормативов приводит к тому, что при определенном уровне разворачивается эпидемия выхода счетчиков из строя. Был такой эксперимент в Самарской области. Ярославль, понятно, город старый, но и там нет столько домов с ржавыми трубами, где невозможна установка счетчиков согласно составленным актам.
В этом есть резон из-за кривой схемы. Счетчик за счет жильца – это все равно что покупатель со своими весами в магазине. Прибор измерения должен оплачивать продавец, такова норма в составе так называемого естественного права, закон человеческой природы. Нарушать законы Думы можно и даже почетно, нарушать законы природы опасно для жизни и здоровья. Солнце не встанет на Западе, пора бы уже это понять.
В Московской области строят новые дома со счетчиками, но их не актируют. По закону дом ввести в эксплуатацию без акта приемки, ну и живут так.
Мечта Хованской – счетчики дистанционного считывания подобно банкоматам или платежному терминалу в торговой точке. Технических проблем нет, и неприкосновенность жилища остается в своей девственной чистоте. Вопрос на засыпку: кто тормозит простой и дешевый вариант так, что даже обсуждать нельзя?
Стимулирование установки счетчиков приводит к тому же, что получается с энергосберегающими лампами и потом их утилизацией, контрольно-кассовой техникой, видекамерами систем безопасности, детскими креслами для автомобилей, техническими средствами реабилитации для инвалидов, лекарствами для орфанных заболеваний. Список можно продолжать бесконечно. Теоретически предписывающей норме закона должно предшествовать создание отечественного производства с регулируемыми ценами. На деле тут же появляется монополист, который лоббировал норму закона, причем в подавляющем большинстве случаев иностранный и с возможностями подавления отечественного производства.
Это общая схема управления страной. Отдельные случаи бывают вопиющие. Нормативы завышены так, будто на уборку подъездов выливается ливень воды десять сантиметров осадков. Это всего-то влажная уборка мокрым веником через день и помывка два раза в месяц. Через нормативы потребления для населения запитывают хостел, торговую точку по соседству, тепличное производство или кирпичный заводик.
Однако бывает и другая беда, когда тарифы занижают, чтобы сократить дотирование малоимущего населения. Хованская обещала следующее обсуждение провести по газу, это будут парламентские слушания. Трагедии еще будут, потому что люди не укладываются в норматив по электроэнергии, греются газом.
Принято говорить, что в богатой Москве все не так и даже правила ЖКХ здесь не действуют, зато стопроцентное оприборивание. Судя по обсуждению, не совсем так. Счетчики убирают и не возвращают, рекорд – до двух лет. Нормативы потребления и плата на ЖКХ самые высокие по стране. Общий объем платы на ОДН 7,5 млрд рублей на 12 млн столичного населения, для всей остальной России 15 млн.
Вопреки мифам, в России дисциплинированное и законопослушное население. За ЖКХ платит и счетчики устанавливает, коль велели. Кто велел, тот явно сам хочет чего-то другого и ссылается на вредность населения. Как это может быть, что квартиры оборудованы счетчиками больше двух третей, а дома – меньше половины? Ресурсники сбиваются в стаи и лоббируют свои интересы в Думе и Минстрое. Жильцам это недоступно.
Разозлил комитет Григорий Терян из РКС-Менеджмент. Просил включить установку счетчиков в тарифы и сделать их собственностью поставщика. В законе записано, что норматив должен стимулировать установку приборов учета. Суммарное потребление горячей и холодной воды 7,4 кубометра на человека в месяц. Росстат дает 8,69, а в 2010-м было 9,14. Защита потребителя не должна быть оторвана от экономики. Выводят приборы учета из строя. Если живет 5 — 10 человек, им всегда будет выгодно платить по нормативу одного человека, какой бы ни был норматив.
Если терпите убытки, что вам мешает выполнить закон и установить приборы учета? – спросил зампред комитета Павел Качкаев. И не за полмиллиона, а сколько он стоит?
Терян принялся в красках повествовать, как вредные и злобные жильцы закрывают доступ в жилье и натравливают милицию на защиту имущества.
Хованская даже обрадовалась: ни одной жалобы от вас нет!
Терян обещал обжаловаться и предупредил – все равно сломают.
Зампред комитета Александр Сидякин вчера критиковал ФАС за заморозку тарифов. Слушая Теряна, захотел заморозить тарифы, и пусть тот жалуется в ООН, какие ресурсники бедненькие. Если счетчики в тарифы включить, то депутат представляет, за какую сумму их будут ставить.
Депутат Сидякин предложил жалобщику Теряну научиться говорить, когда приходит в парламент.
Однако и у самих законодателей, мягко говоря, не все гладко. Один выступает за аналог. Другой требует оприборивания. Один видит решение всех проблем в обучении сотрудников Государственной жилищной инспекции под предводительством замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса. Другой считает, что навести порядок с бешенством нормативов может только ФАС, коль ликвидированную службу по тарифам туда передали.
В Думе на правительственном часе накануне был руководитель ФАС Игорь Артемьев, и Хованская поставила вопрос, готова ли ФАС взять на себя контроль нормативов? По словам главы комитета, идет игра как раз на нормативах, и лоббирование недобросовестных ресурсоснабжающих организаций. Применяется метод не аналоговый, а расчетный. Приняли в первом чтении законопроект, где впервые вводится контроль за нормативами. Хованская считает, поднимается проблема несколько кривым образом, потому что полномочия по контролю даются жилищным инспекциям. Они подчиняются тому органу, который должны контролировать.
Кроме ФАС, Хованская не видит другой структуры, которая могла бы в этом процессе активно участвовать.
Артемьев по существу согласен. Практически все время в Думе он рассказывал, как монополисты и картели уходят от закона.
«Мы же понимаем, что конкретно это плата конкретным гражданином, это произведение норматива, сколько этих услуг поставляется, на соответствующий тариф. Поэтому достаточно изменить любой сомножитель, и вот уже человек платит там в три или четыре раза больше. Мы тут тарифы утверждаем, а отношение к реальности, какое будет людей, да, как будто их обманывают специально. А устанавливают нормативы: часть на федеральном уровне, часть на региональном. Я только об одном боюсь, Галина Петровна, у нас обычная штатная численность нашего регионального подразделения 30 человек, которые занимаются госзакупками, антимонополькой и так далее. Для крупного региона это… В общем, что мы успеем сделать? Конечно, основные и базовые решения местной администрации мы отследим, потому что они утверждают. Это мы, конечно, готовы делать. Пусть этим занимаются жилищные инспекции на уровне домов, потому что до дома мы не дойдем. Мы вообще, как вы знаете, базируемся только в столицах федеральных округов. А вот проверка этих нормативов, как полномочие, я думаю, это было бы правильно, потому что нельзя связывать… брать только тарифы, тупо регулировать тарифы, не понимая, что ты не регулируешь количество поставляемой услуги. Человеку-то важно, сколько он платит, а не то, что мы утверждаем тариф», – по ответу Артемьева можно судить, к чему и насколько он готов.
Александр Сидякин горой стоит за жилинспекции, но спорить не стал, а поставил простой конкретный вопрос. В СМИ много информации о том, что предлагается снизить температуру воды в кранах с 60 до 50 градусов. В свое время обратное решение было в связи с эпидемией бактерии легионеллы. Сейчас вроде как специалисты говорят, достаточно один раз 70 градусов ночью подать, чтобы эта бактерия исчезла. Но если мы этот норматив снизим в кране по воде до 50 градусов, то потребителю для того, чтобы ту же ванну воды набрать определенной температуры, нужно будет потратить горячей воды больше, значит, заплатить больше. Поэтому с таким решением мы можем согласиться только в том случае, если при одновременном снижении этой температуры будет снижение тарифа на горячую воду.
Депутат спросил, готовы ли территориальные структуры ФАС, если Роспотребнадзор на такое решение выйдет, чтобы тарифы были снижены. Готов ли Артемьев проконтролировать?
Артемьев в ответ напомнил, что нормативы качества оказания услуг, в том числе температура теплоносителя утверждается правительством. В правительстве, насколько ему известно, нет никаких предложений по поводу того, чтобы снижать температуру теплоносителя. Это очень опасно и с точки зрения наших холодов быстро наступающих, и с точки зрения санитарной, эпидемиологической ситуации.
«Что касается тарифа, то, конечно, нужно следить за тем, чтобы сами самопроизвольные снижения, которые могут проходить, еще раз повторяю, как вариант самоуправства, нужно их пресекать. А если потребитель тем не менее заплатил за недопоставленную услугу, надо вычитать ее из соответствующего тарифа. И вот как раз в том законе, о котором мы говорим, мы об этом написали. И, кроме того, в основах ценообразования, акте правительства от 2011 года, об этом тоже говорится. Эти нормы являются действующими», – произнес Артемьев. Честно сказать, я ничего не понял, кроме одного: или ФАС надо усиливать через политическую волю, или искать иной формат жизнеобеспечения страны.
Артемьев на вопрос «МП» ответил без малейших признаков энтузиазма. Штат ФАС небольшой, и зарплаты низкие. В регионах всего человек по тридцать. До каждого дома они не дойдут.
У Чибиса штат не больше, но он сам летает по стране на критические точки и еще активно пишет об этом в Facebook. К депутатам относится резко критически, а критику в свой адрес встречает снисходительно. Написать ему FB может кто угодно все, что считает нужным.
Глупо говорить, что Дума ничего не делает и вообще власть в России плохая. У нас есть с чем сравнивать. Где власть плохая, там революции происходят. Что-то у нас то получается. Получается, однако, только одно и все то же, как у того доктора: жить будете долго и плохо. Ресурс национальной власти в жизнеобеспечении, начиная с ЖКХ, не распространяется на комфорт. Почему никто не может и не хочет дойти до центра принятия решений? Количество и объем органов власти после СССР значительно увеличился, их полномочия запутываются и пересекаются. В тех редких случаях, когда источник становится известным, как правило аутсорсинг или иностранный консультант.
В СССР все решалось, как известно, на уровне сильного государства с множеством государственных функций. Сложилась конструкция, где деньги, жизнь, здоровье, образование людей оказались под контролем частного капитала, странных некоммерческих организаций или вообще непонятно кого.
Небольшой словарик
ГВС – горячее водоснабжение
ГЖИ – государственная жилищная инспекция
МКД – многоквартирный дом
ОДН – общедомовые нужды
РСО – ресурсоснабжающая организация
СРО – саморегулируемая организация
ТБО – твердые бытовые отходы
ТСЖ – товарищество собственников жилья, оказавшееся незаконным после изменения Гражданского кодекса
ТСН – товарищество собственников недвижимости, согласно поправке Гражданского кодекса, должны перерегистрироваться ТСЖ и прочие объединения владельцев квартир, гаражей, земельных участков 6 — 8 соток
УК – управляющая компания МКД
ХВС – холодное водоснабжение
Аналоговый метод – перенос данных потребления услуг ЖКХ в нормативы для МКД без приборов учета, усредненных по домам, оборудованным приборами
Водоотведение – услуга канализации
Жилищная услуга – обеспечение сохранности дома и комфортности проживания, регулируется самими жильцами через принимаемые общим собранием МКД решениями
Коммунальная услуга – поставка ресурсов, зависимая от монополистов, регулируется тарифами либо нормативами потребления
Невозврат счетчиков – отказ вернуть прибор учета после поломки и поверки
Оприборивание – массовая установка приборов учета потребления услуг ЖКХ
Регоператор – региональный оператор капитального ремонта
Хостел – теоретически отдельное здание, оборудованное спальными местами для бедных путешественников налегке, в России означает ночлежку с признаками притона для маргинальных мигрантов.

Лев МОСКОВКИН/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x