РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ ПОСТАВЛЕН НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

52% россиян критически оценивают состояние отечественного здравоохранения. Об этом сообщил руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, рассказывая о результатах проведенного центром исследования «Эффективность российского здравоохранения и система ОМС».
37% считают состояние существующей на сегодняшний день системы здравоохранения «удовлетворительным» и лишь 9% оценили его как «положительное».
Причем, как пояснил Кирилл Родин, 53% опрошенных сами обращались в течение года в медучреждения, так что знакомы с ситуацией не понаслышке. Конечно, визит в поликлинику не является достаточным основанием для общих суждений о состоянии российского здравоохранения. Однако, как отметил генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов, оценки и предложения «коллективного разума» в общем совпадают с экспертными оценками.
Чаще всего пациенты жалуются на недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%); недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%). Неэффективную работу страховых компаний, предоставляющих полис ОМС, первоочередной проблемой назвали всего 3% опрошенных.
«56% заявили, что сталкивались с длительным ожиданием в очереди; на отсутствие достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции указали 42% и 11% — соответственно; 36% отметили плохие санитарные условия в поликлиниках, 32% — грубое отношение медперсонала», — сообщил Кирилл Родин.

Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку/медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).
Чтобы изменить ситуацию к лучшему 48% респондентов предложили поставить объем финансирования медучреждений в прямую зависимость от качества оказываемых ими услуг. 35% предлагают увольнять руководителей, а 25% опрошенных полагают, что исправить положение поможет контроль со стороны независимых правозащитных организаций.
При этом, как напомнил сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов и Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Юрий Жулев, в сложившейся системе пациент находится в крайне зависимом положении, которое зачастую не позволяет ему жаловаться и отстаивать свои права.
Поэтому эффективно отстаивать права пациентов может только какая-то «третья сторона», которая будет заниматься этим профессионально и, при необходимости, сможет привлекать нерадивых медиков к ответственности.
В качестве главного претендента на эту роль 82% опрошенных назвали страховую компанию, которая выдает полисы ОМС.
«Если развить эту мысль дальше, то это та основа, тот социальный запрос на проявление более активной роли страховой компании в защите прав пациентов», — убежден Кирилл Родин.
С учетом вышесказанного вполне понятна положительная реакция 73% граждан, приветствующих появление в системе ОМС страховых представителей, в обязанности которых теперь входит информирование населения о возможностях системы ОМС, правах пациента и составе бесплатных медицинских услуг. Именно они должны будут заниматься защитой прав пациентов, решением возникающих спорных ситуаций и контролем качества медицинских услуг.
Кроме того, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев предложил страховым компаниям ввести и использовать институт вроде «тайного пациента» (по аналогии с уже существующим – «тайным покупателем»).

Справка:
Всероссийский телефонный опрос был проведен ВЦИОМ в октябре 2017 года по заказу ЦСП «Платформа». В опросе приняли участие 1 тыс. 200 респондентов в возрасте от 18 лет. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 3,5%.

Сергей ИШКОВ, фото автора.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x