ПРЕДБЮДЖЕТНЫЙ СИНДРОМ ПОСТОЯННЫХ НАЛОГОВЫХ ПЕРЕМЕН

Госдума приняла в первом чтении межфракционный законопроект о предотвращении попыток иностранного вмешательства в избирательные процессы. Оценку вмешательства будет производить Генеральный прокурор. Критериев не придумали, или они не нашли огласки.

Документ внесен под названием «О внесении изменений в часть 1 статьи 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ».

Согласно аннотации, законопроектом предусматривается возможность признания нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации, если такая деятельность способствует либо препятствует выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах.

Исключение оставлено для участия в избирательных кампаниях, кампаниях референдума в качестве иностранных (международных) наблюдателей.

Законопроект слабый и беззубый, но и он вызвал характерную реакцию mainstream media. В Думе как такового обсуждения не было. Евгений Марченко спросил: если НКО через свои СМИ распространяет заведомо ложную, клеветническую информацию о каком-то кандидате в депутаты, это будет являться основанием для признания этой организации нежелательной?

Докладчик Юрий Синельщиков полагает, что будет.

В среду Дума рассматривает бюджет-2019 и бюджеты внебюджетных фондов в первом чтении. Сегодня приняли девять законопроектов из тринадцати в составе бюджетного пакета. Некоторые ожидаемые, например, продление действующих тарифов страхования от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве — «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Некоторые документы достаточно экзотические, например, законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг». Согласно пояснениям председателя Федерального фонда ОМС Натальи Стадченко, чтобы сократить неподъемные для регионов платежи за неработающее население, признали работающими тех, кто работал день в году.

Как всегда, к представлению бюджета на очередной год Думе Минфин охватил предбюджетный синдром неукротимых налоговых изменений. Согласно нехорошей традиции заранее приостановили запрет в Бюджетном кодексе налоговых изменений за месяц до бюджета и во вторник прошел первое чтение «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Вносятся четыре изменения. С 2019 года нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов РФ устанавливаются на уровне 80% и в федеральный бюджет – 20% (действует – пополам). Аргумент Минфина — в связи с исключением движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций.

Начинается поэтапная передача из федерального бюджета в региональные акцизов на производимые на территории РФ автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. К 2024 году все сто процентов акциза на ГСМ пойдут в регионы.

Продлевается на период 2021 — 2024 годов распределение между федеральным и региональными бюджетами поступлений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции. 75:25 для проекта «Сахалин-2» и 25:75 для остальных СРП. Это наследие «Яблока» теоретически надо гнать из России каленой метлой, и Сахалин стал бы богаче калифорнии по СРП.

Четвертое изменение – разрешение финансировать дорожное строительство не только из дорожного фонда, но и за счет Фонда развития.

Чего ради Минфин так расщедрился? Очевидно, критика обострилась в том числе из Совета Федерации. Наш Минфин – слуга двух господ и соответственно находится меж огней снаружи и изнутри. В последнее время внутренние стали мерцать заметно больше, но Минфин пока держится, постепенно и медленно сдавая позиции, чтоб жизнь народу медом не показалась.

«Скажите, вы не устали приходить к нам в Думу и менять соотношение в рамках Бюджетного кодекса между федеральным центром и субъектами?» — спросил Сергей Катасанов докладчика от правительства, замминфина Алексея Лаврова.

«Мы с вами принимали решение повышать акциз, потом мы его останавливали, в результате мы перераспределяем сейчас соотношение, мы меняли налог на прибыль, забирали у субъектов. Вот все эти телодвижения, они, на мой взгляд, не дают абсолютно ничего с точки зрения стимулирования регионов, это чистая математика», — утверждал депутат Катасонов. У него вопрос: «Не рассматривает ли правительство вариант заморозить все эти телодвижения безумные, а регулировать взаимоотношения между субъектом и федеральным центром другим способом за счет выравнивания бюджетной обеспеченности, каких-то субсидий, но не бегать в Думу каждый раз с изменениями, когда меняется ситуация на рынке?»

Лаврову все равно, что говорят депутаты и что говорить в ответ.

В выступлении Катасонов припомнил все. Налог на прибыль у регионов 1% забрали. Было бы 2%, как раньше, может быть, сегодня бы этих изменений и не вводили. Налоговый маневр: запланировали поднятие акцизов по бензину и рассчитывали, что субъекты получат дополнительные доходы, но получилось так, что таможенная пошлина, оказывается, по налоговому маневру отменяется. Соответственно не можем контролировать опосредованно через рыночные механизмы цены на бензин. Начинаем задирать таможенную пошлину, останавливаем рост акцизов. На эти акцизы субъекты рассчитывали, сейчас меняем структуру.

Это бесконечное какое-то колесо, в котором депутат вообще смысла никакого не видит. Столько времени отрывает, постоянно все цифры пересчитывать. Но результат такой, что от перемены мест слагаемых ничего не меняется. Главное, что лежит в голове Минфина, это та сумма, которую должны иметь субъекты, и под эту сумму подгоняется вся структура взаиморасчетов между федеральным центром и субъектами.

Вот это и есть суть, которую высказал депутат Сергей Катасонов. При нынешнем положении вещей и составе правительства никакие усилия парламента к изменению бедственного положения регионов и соответственно населения не приведут.

Думские единороссы сделали из традиционной предбюджетной встречи с Минфином Антоном Силуановым и главой Счетной палаты нечто судьбоносное. Заседание фракции продолжалось два с четвертью часа, из них больше половины в закрытом режиме.

Открыл Вячеслав Володин, отметив, что все комитеты поддержали. Профицит почти два трлн. Вопросы науки финансируются больше, и это не случайно.

Антон Силуанов заверил, если бы поставили задачу сделать шестилетний бюджет, могли бы представить и рассматривать. Рассматриваем трехлетний. Две задачи: экономика и социальная направленность. У нас даже увеличивается трансферт бюджета пенсионному фонду. Увеличивается зарплата, средства на это есть, поддержка регионов предусмотрена.

Алексей Кудрин продолжил свою новую линию сообразно посту в Счетной палате. Не все расходы одинаково влияют на конечную цель. Необходима методика. С Фондом развития неясно. В национальные проекты заложено 14 827 млрд бюджетных денег на шесть лет, было 8 тлн. Всего 27 трлн на шесть лет. Пока не все деньги распределены. Паспорта программ и бюджет пока не бьются на триллион, ожидаем уменьшения паспортов на такую сумму. 75% показателей программ не имеют методик измерения. Прогноз цены на нефть дан с понижением. Кудрин считает, занижен на 10 долл. Это означает, профицит будет не два, а три трлн. При таком прогнозе курс рубля должен быть слабее. Конечно, это повлияет на доходы.

Бюджет представляется не в действующем законодательстве, нормы Бюджетного кодекса опять были приостановлены и поправки, которые повлияют на бюджет, будут приняты после первого чтения

Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров видит сопряжения целей и задач программ. Надо дать больше гибкости правительству.

На этом месте предупредительно вступил Володин: только через трехстороннюю комиссию. Значит, придется собираться.

Иными словами, председатель Думы не даст Минфину увильнуть от парламентского контроля.

После закрытой части Силуанов поведал журналистам: нашли хорошие компромиссы. Мы обеспечим Фонд развития. Повышение НДС даст 2,4 трлн на шесть лет. Цель — благосостояние наших граждан.

Кудрин высказал свои замечания, которые и раньше высказывал. Бюджет должен готовиться более последовательно. Не должно быть приостановления статьи Бюджетного кодекса.

Андрей Исаев посмотрел бюджет Пенсионного фонда и увидел, что все деньги от повышения пенсионного возраста пойдут на рост пенсий. Средняя пенсия достигнет 15 тыс. в следующем году, 20 тыс. к 24-му году. Размораживается надбавка для сельских пенсионеров. Материнский капитал будет проиндексирован до 489 тыс. руб. Трансферты Пенсионному фонду не сокращаются, а увеличиваются. Технические средства реабилитации инвалидов будут профинансированы 29 млрд руб. в следующем году, вопрос денег не стоит, решается вопрос качества.

Кстати о зарплате. Принят в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

Предлагается установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 года в сумме 11 280 руб. в месяц. С 1 мая 2018 года установлен 11 163 руб. в месяц; повышение на 117 руб. (1,048%). Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 13,7 млрд руб.

Исаев напомнил журналистам о принятом решении повышать МРОТ ежегодно до прожиточного минимума, рассчитанного для второго квартала предыдущего года.

Споры были долгие и бесполезные. Алексей Куринный напомнил о замораживании потребительской корзины. 117 рублей – это лучше, чем ничего, но порядка 500 рублей путем хитрых манипуляций фактически изъяты у граждан.

Василина Кулиева отметила нехитрую истину: с повышением МРОТ работодатели даже в бюджетной сфере идут на хитрости, чтобы экономить на своих сотрудниках. Например, по всей стране санитаров в больницах перевели на должности уборщиц, уменьшив оклады до 5 — 6 тысяч рублей, фактически оставив тот же самый функционал.

Ирина Гусева сказала, что люди так боятся потерять работу, что ни о каких жалобах речи даже и не может быть. Кулуарно говорят, понимают прекрасно, что руководитель сильнее. Вы сами-то попробуйте на эти деньги жить? Ну, жить невозможно, выжить.

В общем, этими невеселыми словами можно ограничить публичное представление бюджета народу. За труд не платят, а в триллионах народ не мыслит, все это непонятно.

Лев МОСКОВКИН.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x