9 июня стартовал 30-й, юбилейный фестиваль Кинотавр, который за три десятка лет из самого загульного и скандального стал самым серьезным и престижным кинофестивалем в нашей стране. Год от года уровень программы растет, представляя все самое актуальное и современное в национальном кинематографе, и все актеры, режиссеры, продюсеры и киножурналисты стремятся попасть в начале лета именно сюда.
Фильмом открытия стала новая лента Валерия Тодоровского «Одесса» с целой россыпью великолепных артистов. Но настоящий бенефис тут у Ирины Розановой.
Всего в этом году в программе 15 конкурсных фильмов, среди них много любопытных дебютов, от актера Григория Добрыгина в качестве режиссера, до певицы Ян Ге, которая прославилась на проекте «Голос» и теперь тоже сняла фильм. Самым ожидаемым дебютом в полном метре можно назвать постоянного автора всех самых нашумевших клипов Сергея Шнурова – Анны Пармас. Она привезла на фестиваль фильм с Анной Михалковой в главной роли под названием «Давай разведемся». Мы постараемся рассказать о всех фильмах конкурсной программы.
«Троица» Ян Ге рассказывает о любовном треугольнике где есть и мучитель и спаситель и жертва. Здесь и Восток и Запад и ученик и учитель, но больше всего любования собой.


«Керосин» Юсупа Разыкова – фильм-пара его же «Турецкому седлу». Вновь пожилые люди и очень скромный съемочный бюджет на этот раз. Фильм посвящен матерям и способности простых людей жить и выживать в сложнейших обстоятельствах. У фильма – высокий рейтинг критиков.

«Большая поэзия» Александра Лунгина, сына режиссера Павла Лунгина – также фильм с большой заявкой на победу. История, рассказанная в нем, настолько невероятна, насколько и часто цитируема в кино. А именно: «из какого сора растут стихи, не ведая стыда» и о том, что «Бумеры» никогда не переведутся в нашей стране. О неожиданных поэтах вышло несколько фильмов совсем недавно. Это и «Паттерсон» Джима Джармуша о водителе автобуса – поэте, и прекрасный фильм «Воспитательница» о пятилетнем вундеркинде. Все они, так или иначе, рефрен на тему: нет места для поэзии в этом жестоком мире. Но Александр Лунгин считает, что есть, и даже в самых неожиданных и неподходящих для этого местах. К примеру, мало кто ожидает от сотрудников ЧОПа литературных талантов и правильно делает – их нет, но байронический дух, даже в мерзких городских окраинах – он есть. И тогда даже местная свалка, которую охраняют «от людей», становится «волшебной горой» Томаса Манна, где в сумерках, стоя на вершине, можно читать стихи девушке. Это про поэзию в мире, где поэзии не осталось. Вот и стихи в фильме об этом же: про Леху который почти как Гамлет выясняет – «Леха он или не Леха?» Тварь дрожащая, или если рассматривать поэзию как акционистское искусство, то тогда нужно идти до логического конца и жертвовать собой. «Поэзия убила больше народа, чем войны» размышляют два друга-инкассатора. В фильме много иронии, много отвратительных стихов, точных типажей, душной тоски окраины и героики, для которой, как и для поэзии, не предусмотрено места. Даже если ты воевал, даже если ты защищал слабых, даже если ты не предал друга, твоя жизнь, как и стихи – грохочет пустотой и бессмысленностью. Автором стихов в фильме, кстати, выступили два известных современных поэта Андрей Родионов, он же сыграл эпизодическую роль владельца боевого петуха и Федор Сваровский, который специально писал плохие стихи, что вероятно сложно делать хорошему поэту. Окончание центрального стихотворения в фильме придумал сам режиссер. В ответ на вопрос, почему именно сотрудники Чопа, и почему снимали в Некрасовке, Александр Лунгин ответил, что в Некрасовка действительно построена вокруг свалки, там все так и есть, готовая декорация, а ЧОП – это настоящая теневая империя со своей иерархией. Есть высшее звено – люди из ФСБ в охране, есть из МВД, бывшие армейский чопы – самое низшее звено, они охраняют супермаркеты и свалки. Вы не представляете , что скрывается за людьми в форме, мы просто называем их ватниками, как будто это что-то объясняет.

Очень точная работа двух главных героев в исполнении Александра Кузнецова и Алексея Филимонова. И если бы фильм был чуть поточнее в диалогах и менее склонен к пафосу в отдельных эпизодах, то новая история грабителей с почти лермонтовскими метаниями вполне могла бы стать кассовым хитом. Но то, что всем любителям поэзии стоит его посмотреть обязательно – это точно. Александр Кузнецов, а у него, кстати, только на этом Кинотавре участие еще в двух фильмах, адекватно относится к своей популярности. “Я не самый востребованный артист, это просто хайп, который может поймать каждый и также быстро он может закончиться”. Кажется, он готов на роль Ивана Голунова, кто-то уже пишет сценарий фильма на эту тему, интересно?

Фильм «Мысленный волк» Валерии Гай Германики со слоганом “Верь. Бойся. Проси” и вовсе снят как bad trip. Как притча – видеоклип или визуализация психоанализа на тему токсичной матери и ее виктимной дочери. Сюжет (сценарий Юрия Арабова) примерно такой: половину фильма мать (Юлия Высоцкая) и дочь (Елизавета Климова) идут по лесу, вторую половину фильма они ссорятся в хижине на хуторе (хотя какие под Питером хутора? Но это же притча), в финале приходит охотник-сосед с убитым волком (кажется, это такая психоделическая «Красная Шапочка») все мирятся, и дочь уезжает обратно в город на горящей электричке. В фильме есть еще и ребенок с особенностями развития – мальчик Вася, которого сыграла девочка Ася, и это тоже удар по материнскому инстинкту.

Сам по себе эксперимент красив, и снят так же, но в качестве трехминутного клипа смотрелся бы лучше. Режиссер не смогла поменять ничего в сценарии мэтра Юрия Арабова, и хотя идея прекрасная – это не совсем ее материал, она меняла операторов, хотела переснимать, в итоге за полтора дня до Кинотавра закончила монтаж и представила фильм как есть. Лес снимали в Карелии, вопросов у журналистов было много, но они решили не мучить беременного режиссера, впрочем, и на те вопросы, которые были озвучены, Валерия Гай Германика ловко отшучивалась. Фильм может стать как культовым, так и провальным в ее карьере. Она намерено отказывалась что-либо пояснять, предоставляя «человечеству самому делать выводы». Так, например, в самом начале нам показывают обратный процесс смерти мужчины, и к чему это – угадать лично мне так и не удалось, возможно, Германика решила снимать сначала одно кино, а потом передумала и сделала совсем другое. Но всем, у кого сложные отношения с матерью, этот фильм может сэкономить на визите к психотерапевту. Билет в кино – около 400 рублей, сессия терапии, которая первым делом начинает разбирать отношения с матерью – примерно 4000. Делайте выводы, ходите в кино!

В следующем репортаже подробный рассказ о дебютном фильме Анны Пармас «Давай разведемся».
Мария Чемберлен.










[…] Подробнее о фильмы мы рассказывали здесь. […]