«ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ НРАВИТСЯ, НУЖНО ИДТИ И ДЕЛАТЬ САМОЙ»

Саша Казанцева-Миллер – москвичка и первая женщина- иностранка в истории острова Гернси в Ла-Манше, избранная в местный парламент. Она рассказала о том, как неожиданно для себя пришла в политику и какие направления в экономике она хочет развивать, являясь экспертом  в стартап-бизнесе и в цифровых технологиях.

Саша родилась в Москве, училась в Испании и Англии, работала в Лондоне, Сингапуре, Улан-Баторе и Бангкоке. Это улыбчивая, стройная голубоглазая блондинка, мама троих детей и успешный предприниматель. Как решилась участвовать в выборах, как победила и что планирует сделать для развития самых перспективных новых инструментов бизнеса, она рассказала в интервью Марии Чемберлен.

– Остров Гернси необыкновенен тем, что здесь своя система управления и свои правила. Раньше избирались кандидаты от каждого района и победить было сложнее, в этом году выборы были всеобщие и кандидатов было 118, из них членами парламента стали только 38. Сложно было победить и попасть в их число?

– Свою кандидатуру мог подать каждый желающий. Политики, которые уже избирались и более известны, они годами этим занимаются, им проще, но те, кто занимается этим впервые, им было сложнее, получалось, что конкурс был 5 к 1.

– Почему вы вообще решили пойти в политику? Как возникла эта идея?

– Я решила очень поздно и вообще никогда политикой не интересовалась. До этого лета. Мне всегда нравилось заниматься бизнесом, делать свои проекты как предпринимательнице. Мне нравилось придумывать идеи и контролировать их исполнение. Я не хотела иметь дела с политикой, потому что это была непонятная для меня система и не интересовала политическая игра.

– Но здесь остров небольшой, 63 тысячи населения, как один из районов Москвы. Все друг друга знают.

– Да, здесь проще. Но начала я с инициативной группы Woman in public life, она создана здесь, чтобы помогать женщинам решиться баллотироваться на разные позиции. Парламент – это самое экстремальное, есть районное управление, судебные приставы, примерно 15 разных  позиций, на которые можно подавать свою кандидатуру. Многие из них волонтерские, некоторые краткосрочные, но мы часто даже не знаем, что такие позиции есть, и не можем решиться подать заявку, чтобы участвовать в подобных процессах. Большая проблема в том, что у нас не так много женщин в политике, как и везде. Мы просто не знаем о многих возможностях.

А в этом году я основала еще один экологический проект, который был создан с целью воздействия на правительство, чтобы оно инвестировало в более устойчивые проекты развития, с учетом глобальных изменений климата.  И я поняла, что если ты не находишься за столом, где принимаются решения, даже если это стол, за которым ты не хотела бы быть, но если ты не за этим столом,  у тебя нет шанса принимать решения, точнее, шанс, что тебя услышат и что-то сделают, маленький. Поэтому я решила, что я баллотируюсь и буду за столом, где принимают решения, на таком маленьком острове, где правительство имеет огромное влияние на все. Я решилась в августе, выборы начались в сентябре, я должна была приготовить всю свою кампанию, от фотографий до манифеста, за две недели, это был очень маленький срок, но это возможно. Маленький остров – большие возможности! Но были такие люди, которые даже в последний день подавали свои кандидатуры.

«Чтобы иметь влияние, надо прежде всего находиться за столом, где принимают решения».

– Насколько процесс участия в выборах был увлекательным, сложным и интересным?

– Во время выборов многие хотят с тобой познакомиться и пообщаться, начинаются интервью, лоббирование, разные группы организуют разные мероприятия, на которые надо ходить,  каждый день что-то происходило, большой акцент на социальные медиа, постоянно нужно что-то публиковать. Всего зарегистрировались 31 000 из 63 000 избирателей. Самая моя любимая часть – это  было как раз знакомство с избирателями. Мы ходили по домам, стучались в двери рассказывали, кто мы и что хотим изменить. Я примерно неделю провела, гуляя по острову в моем районе. Было очень интересно знакомиться с соседями, наконец-то увидела всех, кто живет рядом. Это немного и страшно, и из комфортной зоны ты полностью вылетаешь, когда нужно ходить, стучаться к незнакомым людям. Но это было очень полезно – говорить с реальными людьми о проблемах, которые их волнуют, видеть обстановку, в которой они живут. И в Гернси, как и во всех странах, есть люди очень богатые и очень бедные, которые живут в социальном жилье. Это очень открывает глаза на реальную жизнь.

– А семья вас поддерживала?

– У меня трое детей, но муж помогал полностью, он на это время стал практически отцом-одиночкой. Было очень тяжело, режим был сумасшедший. Но он отнесся очень положительно и поддержал меня в самом сложном – принятии решения баллотироваться. Я думала: кто я такая, что я могу предложить?  Но он отвечал: у тебя отличные навыки, у тебя есть именно то, что нужно для работы в правительстве. Он был в моей главной группе поддержки.

– Всем бы такого мужа! Я знаю, что на острове нет ксенофобии, но не относились ли предвзято к тому, что вы из России?

– Я думала, что будет какая-то ксенофобия, я оставила свою русскую фамилию после замужества, хотя и добавила  фамилию мужа. Но все равно местным очень трудно произносить «Казанцева», хотя это не очень сложная фамилия по сравнению с другими. Но я всегда волновалась, что будет какое-то ощущение, когда  местные, просто увидев другую фамилию, не будут голосовать, не важно, какой у тебя опыт, профиль. Но я  – это я, я не могу этого скрывать. Несмотря на это, я не подчеркивала в избирательной кампании, что я русская. Я не скрывала, но и не делала на этом акцент. Люди, которые меня знают, знают, что я русская, жила в Испании, я уехала туда еще в 1995-м.  Если честно, то говорить свободно по-русски уже тяжело. Язык не льется.

– Как у Набокова, когда он спросил на интервью: мой русский еще не совсем замороженная клубника?

– Да, мне кажется, я первый не англоговорящий иностранец, который вошел здесь в парламент. А то, что иностранцы с не британскими паспортами могут подавать на выборах свою кандидатуру, это уникально – во многих странах только граждане могут баллотироваться на выборах.

– Одна латвийская женщина здесь подавала свою кандидатуру на прошлых выборах, но не прошла, набрала мало голосов.

– Но меня знали здесь большее количество людей, потому что я активно занимаюсь бизнесом и активно принимала участие в спорте и обществе, плюс к тому что работала в компании Google. Я как раз вернулась в Россию в 2007 году и работала там три года, когда  мы открывали там офис.

– Когда вы победили на выборах, какие у вас были эмоции?

– Женщины на самом деле очень мудрые. Это то, что нам, как мне кажется, нужно больше использовать. Например, при рождении детей мы знаем, что нужно делать, интуитивно. У меня и здесь была интуиция, что у меня были хорошие шансы на победу, я видела, как моя кампания предвыборная очень позитивно развивалась, было ощущение, что я, скорее всего, буду избрана. Это не было самонадеянностью, больше уверенность –  я просто чувствовала, что должна была сделать этот шаг.

В сам день выборов было очень интересно, потому что голоса считались автоматически весь день и мы ждали результатов вечером. Но все затягивалось, и в итоге нам сказали, что результаты будут известны после полуночи. Многие из нас пришли в избирательный центр и ждали там. Вначале читали, кто набрал сколько голосов, в алфавитном порядке, а потом оглашали финальный результат. И я была очень спокойной в этот момент, было очень странно, я чувствовала, что я ничего не чувствую – это был удивительный момент. А когда проснулась утром, то подумала: что я наделала? И сразу интервью на Би-би-си в 8 часов утра. А хотелось просто лежать, накрывшись одеялом, потому что я осознавала, что вся жизнь меняется. Но в момент обьявления результатов было почти такое состояние вне тела.

– Ваш предвыборный слоган был: «Дела, а не слова». А какими делами вы планируете заняться в первую очередь?

– Я хочу сделать акцент на том, в чем разбираюсь, на экономику, с акцентом на устойчивое развитие, не просто «давайте растить экономику несмотря ни на что», а учитывая экологию. Мне кажется, что на острове мало было сделано для экономического развития в последние восемь лет. Одна из первых вещей – это инвестиции в инфраструктуру и быстрый интернет. У нас есть, например, важная часть местной инфраструктуры – это порт, он был построен сто пятьдесят лет назад и мало ремонтировался с тех пор. А это ворота в наш остров. Столько возможностей и для туризма, и для яхтенного спорта, и досуга.  Как предприниматель в цифровой сфере я вижу, что нам больше нужно поддерживать стартапы, малый и средний бизнес, иновации  digital creative arts и цифровые сервисы. Мне хотелось бы много сделать как раз в этой сфере, я веду направление предпринимательства.

– Это очень насущно во время пандемии,  когда цифровые технологии, в связи с тем что мир меняется так стремительно, автоматически вышли на первый план.

– Все заметили, что нужен хороший интернет. У нас он здесь есть, но не супербыстрый, нужно срочно инвестировать в это, но также и в навыки и образование в этой сфере. Все меняется очень быстро, и нам нужны люди, которые быстро учатся и адаптируются. Цифровые технологии влияют на все сферы бизнеса сейчас, и особенно финансовую. Это самая важная индустрия на острове: развитие финансовых услуг вместе с технологиями,  блокчейн, искусственный интеллект и все эти интересные вещи, которые происходят сейчас в этой сфере и делают нас одним из мировых лидеров финансовых услуг.

– Было бы здорово, если бы Гернси стал такой мини Силиконовой долиной.

– Мы пытаемся создать такую мини-экосистему, чтобы у нас были и деньги, и таланты, и компании, которые этим занимаются. Еще много работы впереди.

– Если вернуться к вашему прошлому. Расскажите, пожалуйста, про свою семью, образование, среду. Интересно, как девушка из Москвы пришла к тому, что занимается сейчас цифровизацией острова в Атлантике?

– Я родилась в Москве, в Борисовском районе, потом мы переехали на юго-запад. Мои родители были учеными-инженерами, но папа был еще и предпринимателем, и он всегда был такой моделью для меня. Я росла до появления собственных детей очень амбициозной молодой девушкой, у которой не было никаких преград и стеклянных потолков. Я знала, что я всего могу достичь, спасибо папе за это чувство уверенности в себе. Я училась в русских школах до пятого класса, потом мы переехали в Испанию. Почти каждое лето мы возвращаемся, у нас есть дом в деревне во Владимирской области, под Киржачом. Лето в деревне – с рождения и до сих пор это осталось для меня любимым отдыхом. Русский лес – это то, чего мне здесь очень не хватает: ходить за грибами, собирать белые, подосиновики, подберезовики. Я скучаю по русской деревне даже больше, чем по Москве.

Когда мы переехали за границу, я пошла в английскую школу в Испании, после этого я училась в университете в Лондоне. Все мои друзья пошли в финансы, потому что мы были в Лондонской школе экономики, я решила, что хочу более креативной карьеры.

Свой первый маленький бизнес, кстати, я организовала еще в школе: на День святого Валентина проект Delivery Cupids – доставка цветов, шоколадок; мне было 17 лет. Мы заработали кучу денег и использовали эти деньги на студенческую поездку в конце года. И этот проект до сих пор, по-моему, в этой школе продолжается. У меня всегда была предпринимательская жилка, всегда хотелось что-то придумывать, делать. Это со мной осталось, потом у меня был шанс приехать в Россию на три года или уехать в Силиконовую долину в офис Google, но для меня быть частью огромной компании всегда казалось менее интересным. Мне всегда хотелось влиять на маленькие проекты которые только начинались, поэтому я ушла из Google, сделала MBA, жила в Сингапуре в их кампусе и потом осталась работать в Азии на несколько лет в Бангкоке в технологической компании. Была такая стандартная, амбициозная карьера, я стремилась вперед – достигать верхов, быть лидером.

А потом все изменилось, я познакомилась со своим мужем-британцем в Африке. Мы поднимались вместе на Килиманджаро, участвуя в одном благотворительном проекте. Познакомились буквально на склоне горы. Мы решили вернуться и жить поближе к Европе, чтобы быть рядом с его пожилыми родителями. И мы выбрали Гернси, как остров, который близко к Великобритании. Я бы не сказала, что я очень хотела переезжать, потому что я всегда жила в больших городах и первый раз я поехала куда-то не по карьере, а буквально по любви. Никого не знала. В 2012-м мы поженились, у нас родились двойняшки. Я решила, что моя жизнь частично закончилась. Но достаточно быстро я начала работать  с разными проектами в Стартап Гернси, который я помогла здесь запустить, потом я купила в 2015-м небольшой местный бизнес, организовывала коммьюнити для технологического бизнес-сообщества, начала инвестировать в стартапы и работать в совете директоров компаний.

– А теперь вы депутат местного парламента!

– У нас уже было два официальных заседания. Мы выбирали президентов разных комитетов. Все выборы секретные. Кто главный министр парламента, кто президенты разных комитетов. Я в двух комитетах – экономическое развитие и развитие и планирование построек. Мы будем продвигать стратегию микроразвития и регенерации. Остров на протяжении многих столетий менялся, они были и пиратами, потом развивалась торговля, потом сельское хозяйство, помидоры и цветы тут активно выращивали, но когда Англия вошла в Евросоюз, продукты из Испании были гораздо дешевле и круглогодично, у Гернси не осталось шанса. А в 90-х начала расти финансовая индустрия, фонды, страхование, трасты. А теперь, наверное, цифровая экономика, то, что можно продавать по всему миру. Финансы и профессиональные услуги здесь составляют сейчас 70% всей экономики. Культуру и местные таланты также очень хочется развивать. Мне было очень важно, чтобы мы запустили стратегию по искусству в сочетании с цифровыми технологиями, чтобы люди могли жить здесь и продавать свой интеллектуальный труд  и продукт по всему миру.

Мы маленький остров с большими возможностями, уникальным балансом жизни-работы и практически без ковида. Уникальная позиция в непредсказуемой глобальной ситуации.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x