ВСЕ КАНТАТЫ БАХА В СОБОРЕ ПЕТРА И ПАВЛА

Одно из ярких событий Международного фестиваля духовной музыки «Адвент» — рождественский концерт, который состоится 22 декабря. В нем прозвучат две кантаты И-С. Баха, написанные на второй день Рождества.

Роскошный по тем временам состав оркестра — с флейтами, гобоями, трубами и литаврами – готовился заранее. Рождественские кантаты Баха — это музыка, воплотившая собой дух праздника.

В советское время именно музыка Баха для многих людей, отрезанных идеологией от церкви, становилась «путеводной звездой». Но и сегодня духовные сочинения этого композитора продолжают играть большую роль в жизни верующих людей.

«Слушая музыку Баха и православные, и католики, и лютеране могут почувствовать в нем своего единоверца. Каждому эта музыка доступна, нужны лишь внимание, любовь и наше желание эту музыку воспринять», — считает архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви в России Дитрих Брауэр. Синтез музыки и текста открывает путь к познанию баховской вселенной, но не только. «Если человек хочет действительно прогрузиться в исконные смыслы христианской религии, кантаты Баха скажут ему очень много. Современному человеку просто надо это изучать и узнавать», – убежден игумен Петр (Мещеринов).

Проект, который представлен в рамках фестиваля, уникален. Ансамбль Collegium Musicum предпринимает редкий эксперимент: все духовные кантаты Баха прозвучат на исторических инструментах в одном пространстве. Слушатели получат возможность сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора.

Кантата №40 «Dazu ist erschienen der Sohn Gottes» («Для сего и явился Сын Божий») — первая рождественская кантата, написанная Бахом в Лейпциге. Она впервые прозвучала 26 декабря 1723 года. Мастер явно хотел произвести впечатление и ввел в ансамбль две валторны: с их помощью новый лейпцигский кантор создал эффектную музыкальную фреску, повествующую о том, как Сын Божий явился и победил дьявола. В основе Кантаты №121 «Christum wir sollen loben schon» («Христа восславим ныне») лежит гимн Мартина Лютера. Впервые эта кантаты была исполнена 26 декабря 1724 года, и, вероятно, одних прихожан удивила своей старомодностью, а у других вызвала ностальгию со старым временам.

Исполнители — ансамбль Collegium Musicum — в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям И-С. Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных вузов, специализирующиеся на старинной музыке. Художественный руководитель и дирижер — Олег Романенко.

Ксения Артемьева.

Фото предоставлены пресс-чсслужбой фестиваля.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x