Вы здесь
Главная > #МОСКВА > ИСТОРИЯ РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЫ

ИСТОРИЯ РОГОЖСКОЙ СЛОБОДЫ

Рогожская слобода

Есть в столице удивительное заповедное место – Рогожская слобода. Её история начинается с конца XVI века, когда на левом берегу реки Яузы  начали селиться ямщики — крестьяне, занимавшиеся перевозкой почты.

Рогожская слобода с первых дней своего существования сторонилась столицы и ее светской жизни. Она была весьма удалена от города и посадов, вплоть до середины XIX века считалась далекой окраиной и стояла особняком – здесь жили люди, ревностно сохранявшие свои обычаи и уклад жизни, не предполагавшие открытости к пришлым или всему новому: местные  жители были староверами. Это означало, что их вера сохранила древние обычаи и обряды Руси со времен ее крещения.  Во время эпидемии чумы староверы активно способствовали борьбе с болезнью, что было отмечено властью, да и  государственная политика  императрицы Екатерины по отношению к староверам смягчилась,  им было разрешено селиться в местечке Рогожа, что рядом с кладбищем. Здесь  староверы построили часовню, впоследствии вокруг расстроилась слобода, население которой в XIX веке достигало 70 тысяч человек.

Кстати, термин «старообрядцы» был введен при Екатерине, до этого использовалось название «староверы». С этого момента начинается история Рогожской слободы как старообрядческого центра.

В начале ХХ века население Рогожской слободы по разным причинам существенно уменьшилось и составляло около 30 тысяч человек, действовало 5 женских монастырей и 10 богаделен, которые финансировались богатыми промышленниками-старообрядцами.

Официально в Российской Империи бытовало и поддерживалось как властью, так и официальной церковью мнение, что старообрядцы — неграмотные фанатики-ретрограды, враги прогресса и просвещения. Но факты упрямо противоречат: многие успешные и богатые русские промышленники и купцы были именно из старообрядческих семей, и благодаря трудолюбию, трезвому образу жизни и другим качествам успешно конкурировали с иностранным капиталом.

Знаменитые старообрядческие династии — Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Шелопутиных, Солдатенковых, Трындиных, Рахмановых, Мельниковых и многие другие внесли огромный вклад в развитие промышленности и торговли в России, а также в культурное развитие страны, являясь активными меценатами и благотворителями. На деньги старообрядцев строились театры и музеи, больницы и учебные заведения, благоустраивались города и поселки.

XX век катком революций, войн и ускоренной индустриализации прошелся и по Рогожской слободе. В связи с перестройкой города Москвы, проведением метро, развитием небольшого  гвоздильного заводика в крупнейший в СССР металлургический завод “Серп и Молот”, Рогожская слобода в том историческом виде, в каком была до революции, можно сказать перестала существовать.

В начале 2000-х началось активное восстановление ансамбля Рогожской слободы и уже проведены огромные работы – ожил Рожественский храм, на колокольне вновь звонят колокола, заново выкопаны пруды, восстановлен Дом причта, где располагаются службы Рогожской общины, музейный зал, классы воскресной церковной школы, проводятся выставки.  В 90-х годах прошлого века территория была возвращена старообрядческой митрополии. Сейчас это духовный центр старообрядческой церкви с храмами и духовным училищем.

В настоящее время считается, что в России проживают более миллиона старообрядцев, еще приблизительно столько же за рубежом: в Северной и Южной Америке, Пакистане, даже африканской Уганде.

Не будем подробно описывать принципы веры старообрядцев и поразительную архитектуру храмов Рогожской слободы, желающие могут все узнать из книг. Отметим, что до сих пор для старообрядцев очень важным является внешний вид и поведение человека. Так, мужчина не должен брить бороду, а женщина обязана носить правильно завязанный платок. Снять платок на народе — опростоволоситься, опозориться. Старообрядцы не признают спиртное и курение, для женщины страшным грехом является аборт. Семьи старообрядцев, как правило, многодетные, дружные. Старообрядцы веками живут по заветам и правилам предков, несмотря на все гонения, которые устраивала им власть – и светская, и церковная. Это русские люди из прошлого, которых совсем не изменили прошедшие века, они каким-то чудесным образом оказались среди нас сейчас, став современниками и сохранив лучшие национальные черты.

Во избежание путаницы необходимо отметить, что различные религиозные секты не имеют никакого отношения к старообрядцам (или древнеправославным), эти секты возникли позже, в послепетровские времена.

Сегодня Рогожская слобода – сказочно красивое и мирное место, которое может посетить любой человек. Только не нужно забывать про соблюдение правил одежды и поведения, принятые в древлеправославных храмах.

Ежегодно в Рогожской слободе  по случаю празднования Недели святых жен-мироносиц проходит Всероссийская старообрядческая ярмарка. Это событие собирает сотни людей не только из Москвы, но и других городов России.

Неповторимым духом старообрядчества проникаешься, едва вступив на главную площадь. Все – и гости, и  продавцы, – будто персонажи книг Лескова. Статные женщины в белоснежных платках и старинных сарафанах с вышивкой. Мужчины не уступают: вышитые льняные рубахи-косоворотки, гимнастерки, плетеные пояса. Серьезные, но добрые лица с окладистыми бородами. Дети удивительны! Много подростков, малышей, все в старинных русских одеяниях, не зажатые, а общительные, шаловливые, но очень серьезно относящиеся к происходящему вокруг и своей роли в событии.

Вокруг ярмарочных палаток огромные очереди желающих приобрести горный мед, травяной чай, ремесленный сыр, масло, копченую рыбу, мясо, вкуснейшую выпечку. Как рассказали продавцы, на ярмарку привезены только натуральные продукты, и их не только можно, но и нужно покупать.

Не меньше народа толпится возле прилавков со старинными льняными платьями и косоворотками, продавцы рассказывают, что лен издревле славится своими оздоровительными качествами. Пока мужчины столпились вокруг мастера-кузнеца, женщины спешат купить обновки – прекрасные, легкие платья, блузы и сарафаны, сшитые по старинным выкройкам. Определенную часть покупателей ярмарка привлекает не столько едой и возможностью приодеться, а возможностью приобрести редкую книгу или икону.

Пища земная была представлена тоже весьма богато: вкуснейшая казачья похлёбка, плов, винегрет, взвар и другие яства аппетитными ароматами манили гурманов и охотников за  старинными рецептами.

Ежегодная старообрядческая Рогожская ярмарка – одна из самых массовых и зрелищных частей весеннего праздника в Рогожской Слободе. С каждым годом количество ее участников и посетителей растёт, повышается и качество организации. Торжество получается непохожим ни на одно подобное мероприятие в городе!

Михаил Ковалев.    

Фото автора

Добавить комментарий

Loading...
Top