Вчера стало известно о смерти выдающегося подвижника отечественного джаза – музыканта, блистательного ведущего концертов, преподавателя, общественного деятеля, энциклопедиста – Алексея Николаевича Баташёва. Ещё одна потеря мира искусства в эту затянувшуюся чёрную пандемию…
«Алексей Николаевич Баташёв был совершенно уникальным человеком, – говорит его «коллега по цеху», известный джазовый обозреватель, радио- и телеведущий Михаил Митропольский. – Он относился к разряду «шестидесятников» – поколению советской интеллигенции, чьи взгляды сформировали годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».
Алексей, как известно, закончил Московский Физико-Технический Институт, занимался теплотехникой, имел степень кандидата технических наук. Но его кругозор не ограничивался инженерными науками и был совершенно необъятным. Его подход к музыке был очень специфическим, необычным: угол зрения – иной, свой, «Баташёвский». Он читал совершенно оригинальные курсы лекций по истории джаза, по гармонии джаза, по особому подходу к этому искусству; он писал аннотации десятками – если не сотнями! – для изданий пластинок фирмы «Мелодия»; он был ведущим огромного количества концертов – Алексей был невероятно энергичным и работоспособным! К тому же, фактически именно он стал главным историком советского джаза, а изданная в 1972 году его многолетняя работа «Советский джаз» стала настоящей Энциклопедией. История отечественного джаза может и будет развиваться, изменяться, но основа была заложена именно Алексеем Баташёвым.
В жизни Алексей старался быть всегда подтянутым, франтовато одетым, и придавал лоск каждому своему выступлению. Это касалось и внешнего вида, и речи: он прекрасно владел русским языком! Впрочем, английским он тоже хорошо владел – много ездил за рубеж, начиная от фестивалей стран-соседей, и заканчивая Соединенными Штатами Америки. Это был один из признанных наших корифеев и лидеров джазового движения.
Я многому научился у него: я слушал его лекции, немало общался с ним лично, в свое время мы дружили… Он был одним из моих главных учителей, пожалуй, в жизни: и в музыке в общем, и в джазе в частности.»
***
«Алексей Николаевич прожил долгую насыщенную жизнь. Его заслуги перед страной, миром – известны. – цитирую письмо вдовы А.Баташёва Майи Кочубеевой порталу jazzist.club. – Двадцать три года мы жили с ним в любви и творчестве. Сколько было нами сделано! Это и концерты, и выставки, и выход его долгожданной книги «БАТАШ»… Последние годы, по многочисленным просьбам, Алексей Николаевич готовил второе издание книги «Советский джаз»: мы разобрали его гигантский архив, и он собственноручно подготовил толстенные папки с иллюстрациями по годам… Их – тысячи! Иллюстраций – фотографий, программок, документов… Это – колоссальный труд! Текст книги Алексей Николаевич успел закончить, осталась редактура. Как знал: он взял с меня слово, что я её выпущу в свет. Выпущу! Безусловно! Это будет большой пятитомник – и как учебник, и просто для чтения.
Вот в какой прекрасной творческой и созидательной форме он был все эти годы, и никто и никогда не давал ему его возраст. А у него и не было возраста: он был само радушие и жизнь. Казалось бы, совсем недавно он пел и плясал на нашем ежегодном празднике на Хитровке…
Двадцать три года я держала его в здравии и хорошем расположении духа и сил. Мы практически не расставались. А вот сейчас не уберегла, не смогла спасти…
Моя любовь, наша любовь оказалась бессильной перед беспощадным Молохом.
…О времени и месте похорон пока ничего сказать не могу. Надеюсь, что это будет Троекуровское кладбище».
***
Мы непременно сообщим, где и когда можно будет проводить Алексея Николаевича последними аплодисментами…
Записал Владимир Радебергер.
Фото Павла Корбута