Ирина Яровая – одна против всех

Расскажу сказку, как у нас добро побеждает зло. Побеждает-побеждает и никак не победит. Зачем было надувать и переформатировать НАТО против России, если можно действовать проще – например, передать ЖКХ в концессию?

Для исполнения этой стратегической задачи усилий одного Министерства экономического развития оказалось недостаточно. В Госдуме восьмого созыва создали узкопрофильный комитет по экономическому развитию под предводительством Максима Топилина. Участников идеологически подковали – концессию вперед и ни шагу назад.

Никакая другая идея разрушения ЖКХ не продвигалась столь единым фронтом. А было оных не счесть числа: управляющие компании, поборы на ОДН, счетчики, капремонт, принудительное страхование и антитеррористическую безопасность.

Красной нитью сквозь всю историю войны с населением на фронте ЖКХ протянулась тема тарифов. В начале века Анатолий Чубайс отпустил тарифы в свободный полет. Для этого пришлось убирать помеху в лице депутата Валерия Зубова с его поправкой в бюджет об ограничении тарифов инфляцией.

Однако Россия – уникальная страна, здесь всегда найдется человек на уникальную роль. Один бросит свое тело на амбразуру вражеского пулемета. Другой вручную закроет задвижки аварийной ГЭС. Русский журналист откроет миру правду о событиях в Донбассе в лучших традициях корреспондента питерской газеты Алоизия Мак-Гахена. Этот человек ушел от преследователей со сломанной ногой, описал турецкий геноцид в Болгарии и изменил судьбы мира.

Исследователь журналистики Дэвид Рэндалл в монографии «Универсальный журналист» привел список репортеров, повлиявших на судьбы человечества. Было бы неплохо расширить этот список независимо от профессии и вести его постоянно. На наших глазах появляются новые уникальные фигуры подобного рода.

Например, зампред Думы ЕР фракции ЕР Ирина Яровая. Она начала свою борьбу за выживание народа с законодательных инициатив против произвола торговых сетей. Иностранные монопольные сеты первые попытки отбили, и это был серьезный опыт. Затем подключились Петр Шелищ и Надежда Школкина. Благодаря им стало ясно, что по одному звену проблему решить невозможно.

Также Ирина Яровая создала две рабочие группы по педофилии и насилию, привлекла специалистов и добилась содержательных успехов в проблеме поведенческих девиаций. Сопротивление было чудовищное. Качество людей растет, мир становится добрее, и параллельно растут технологии экстремальных проявлений жестокости. Эскалация идет поэтапно – Абхазия, Сербия Ирак, Сирия, Донбасс.

Основным действующим инструментом стал центрифугальный отбор, поддержка человеческого мусора со склонностью к поведенческим девиациям. Поражает безнаказанность цинизма, с которым выпускают убийц-рецидивистов с особой тягой к беззащитным несовершеннолетним.

В нарушение естественного права парламент принял закон об усилении ответственности по плохо работающей норме, а доработку темы повесили на Яровую. Ее работа по изучению девиаций полового поведения возрождена и получила бурное продолжение в рабочей группе по подготовке комплексного законопроекта, направленного на усиление мер защиты детей от сексуального насилия.

Достижения зампреда Думы Ирины Яровой отмечены в вопросе детской онкологии, когда ее поддержал президент Владимир Путин. Развитие детской онкологии стало необходимым естественным продолжением программы Путина по борьбе с онкологией.

Зампреду Думы пришлось вступить в открытую войну с чиновниками Минздрава. Это было новое слово в истории русского парламентаризма.

Был создан Центр Димы Рогачева и поставлена задача развития подобных детских онкологических центров по всей стране. Параллельно Ирине Яровой удалось продвинуть на принятие закон о препаратах off label. Детские онкологи получили правовое основание своей деятельности.

В пятницу, 28 января, состоялся круглый стол комитета Государственной Думы по охране здоровья «Совершенствование законодательного, организационного и финансового обеспечения оказания онкологической помощи в Российской Федерации». Ирине Яровой пришлось сообщить, что по закону off label и никаких шагов министерства нет, подзаконные акты не делаются и закон к исполнению не готов.

На круглом столе озвучены подробности, которые я бы отнес к разным формам бюрократического террора. Тарифы ОМС занижены. Онкопациентов заставляют самих платить за МРТ, а это дорого. Развитие сети онкоцентров тормозится. Дети с лейкозами фактически без иммунитета находятся в неприспособленных помещениях, где нет вентиляции. В некоторых регионах растет объем отложенных рецептов на фоне значительного лекарственного резерва. Эксперимент по новой системе оплаты труда врачей отложен.

Онкологическая помощь в России лишена общей курации и не является системной. Отдельные чиновники в части торможения процесса оказываются эффективнее Путина и всего здравоохранения. Затраты теряют смысл и жизнь тоже. Это общий принцип.

В тот же день, 28 января, Ирина Яровая провела очередное заседание рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства с целью правового обеспечения и развития концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Рабочая группа была сформирована по поручению Председателя ГД Вячеслава Володина.

Вопреки проблемам со связью, заседание прошло бурно и неординарно, что стало традицией для возглавляемых Яровой структур. Она настаивала на том, что необходим реестр недобросовестных компаний – концессионеров в ЖКХ.

Яровая настаивала: все решения в сфере концессионных соглашений должны быть нацелены на благо главных концессионеров – простых граждан, которые сегодня являются самыми добросовестными инвесторами в систему жилищно-коммунального хозяйства.

Ирина Яровая назвала главной задачей рабочей группы защиту права каждого гражданина Российской Федерации, в том числе пенсионеров, малообеспеченных россиян, которые ежемесячно выступают в роли постоянных инвесторов, внося плату за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение.

«Граждане уже давно являются коллективным, самым добросовестным инвестором, который платит живые деньги», – подчеркнула Яровая.

«В структуре платежей закладывается доля на содержание и развитие сетей. Вопрос: почему до сих пор эти средства никак не аккумулированы, не окрашены, не защищены и никто не ведет речь о гражданах как о добросовестных инвесторах? Но при этом сегодня борьба идет именно за эти деньги – деньги граждан в виде платежей, потому что это живые деньги, которые вкладываются в систему ЖКХ. И именно поэтому так много интересантов, которые хотели бы получить доступ к средствам, которые платят граждане, ведь они никак не контролируемы в своем использовании. Нужно обозначить эти средства в структуре платежа», – заявила Яровая, обращаясь к представителям Министерства строительства и ЖКХ.

Она особо отметила, что за свои деньги граждане должны получать качественные услуги, в том числе, если объект эксплуатирует частная компания по договору концессии: компания получает доход от пользователей объекта, но при этом обязана следить за его сохранностью и качеством предоставляемых услуг.

Сделать это тем более необходимо, что количество концессионных соглашений растет с каждым годом. С 2018 по 2021 год их число выросло более чем на 600 тысяч – с 1778 до 2376.

Объем инвестиций за этот период вырос более чем в два раза – с 235 до 511 миллиардов рублей. Но при этом только около 27% соглашений предусматривают инвестиционную программу. А наличие или отсутствие инвестиционной программы означает наличие или отсутствие стратегии обновления сетей, коммуникаций, а значит, и обеспечения качества услуг в короткой и долгосрочной перспективе.

Яровая предложила предусмотреть обязательную разработку инвестиционных программ и механизмы контроля над их исполнением. Необходима оценка инвестиционного потенциала не только на долгосрочную перспективу, но и осуществления инвестиций в короткий период – как с точки зрения платежей граждан, так и с точки зрения дотаций и субсидий государства.

Яровая обратила внимание, что сегодня отсутствует понятие «недобросовестный концессионер» и нет реестра недобросовестных концессионеров.

Действует реестр недобросовестных поставщиков в сфере закупок, который себя оправдал, реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования. В Думу внесен проект правительства о реестре лиц-участников, ограничивающих конкуренцию соглашений. Однако вопрос с недобросовестными концессионерами не решен.

В связи с этим Яровая предложила внести в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» нормы, которые бы предусматривали критерии недобросовестности концессионера и ведения реестра недобросовестных концессионеров. Это должна быть прямая норма действия в законодательстве. Нужен механизм, не допускающий к концессиям неплатежеспособных концессионеров.

Также она предложила проработать вопрос о введении безусловного запрета для иностранных юридических лиц и офф-шоров выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

«Напомню, у нас есть понятие объектов критической инфраструктуры, жизнеобеспечения – это вопросы безопасности во всех смыслах. Поэтому участие иностранных концессионеров и фактически обладание, переход на долгосрочную перспективу в работе с объектами критической инфраструктуры недопустимо. При этом запрет, который есть сегодня в законодательстве, не является императивным», – сказала Яровая.

Комиссия Совета законодателей по жилищной политике и ЖКХ и профильные комитеты Госдумы получили поручение провести мониторинг выполнения региональных обязанностей в сфере концессионных правоотношений. Яровая считает, что это должно относиться и к установлению тарифов с учетом параметров концессионных соглашений, и утверждения инвестиционных программ концессионера, и возмещения недополученных доходов.

«Это должно быть зоной ответственности региона. Федеральное законодательство не снимало ответственности ни с субъектов, ни с органов местного самоуправления за решение вопросов жизнеобеспечения. Поэтому если есть желание кому-то передать (объекты ЖКХ в концессию – прим. автора) и ни за что не отвечать – так не получится. Нужна ответственность для концессионеров за исполнение условий соглашений, в том числе, за неоказание услуг или оказание услуг не в полном объеме, плохого качества при изменении регулируемых тарифов, или необоснованного повышения нерегулируемых тарифов», – сказала Яровая.

По итогам заседания рабочей группы принято решение, что профильные ведомства подготовят предложения по расщеплению структуры платежа – процентной доле в структуре платежа защищенных средств, порядку их накопления, использования, контроля, а также введению ответственности концессионеров и органов власти перед гражданами в части гарантии и защиты коммунальных платежей для реализации инвестпроектов в ЖКХ.

Фактически Ирина Яровая выступила одна против всех участников дискуссии из Минстроя, Генеральной прокуратуры, Минэкономразвития, Минэнерго, экспертного сообщества. Чувствуя запах жареного, большинство отмолчалось. Все выступившие высказались за концессию в ЖКХ как панацею: придет инвестор и спасет. Яровая удивлялась и требовала понимания, что любой инвестор рассчитывает на деньги граждан. Граждане – единственный инвестор ЖКХ. Эти инвестиции идут, только непонятно куда. А должны идти на ремонт сетей и восстановление инфраструктуры.

Если сейчас этого нет, с чего вдруг это сделает добрый концессионер? Расчет на добросовестность Яровую не устраивает.

Председатель думского комитета по экономической политике Максим Тогпилин долго что-то говорило из своего кабинета, пока не возмутился депутат Валерий Селезнев – ничего не слышно! Выяснилось, что линия Топилина настроена на изоляцию от ВКС рабочей группы, а где проходит заседание он не знал.

Яровая вызвала Топилина «на ковер» и он поведал про обязательность концессии, предложил создать специальную государственную информационную систему объектов, которые выставляются на конкурс. Это нужно, чтобы концессионер видел, куда он вкладывает деньги.

Яровая удивилась еще больше. Уже есть много информационных систем, куда вкладываются миллиарды, а результат нулевой. Это кто в Минэке придумал?

Топилин суровым тоном поправил: это не Минэк, а комитет.

Естественно, исходя из либеральной позиции Топилин выводит условие Чубайса, обратное предложению Яровой-Кудрявого. Получилась известная песня про то, как ограничения на рост тарифов мешают инвестициям.

Яровая даже немного растерялась, чего прежде с ней не было. Пациент при смерти, а ему выписывают санаторно-курортное лечение.

В ответ на требования Яровой назвать инвестиционную составляющую тарифа прозвучало явно пальцем в небо: 10-20%. Это заведомая неправда, на самом деле инвестиции меньше. Основную массу тарифного тела накачивают издержки. Это могут быть такие экзотические формы косвенного воровства, как экономия на защите. В итоге – колоссальные потери в сетях. К тому же Дума приняла обновленный закон об электроэнергетике, с которым будут больше экономия монополий и издержки потребителей.

Пока непонятно, остановит ли Яровая паровоз истории или он ее переедет. Но сжечь ее в топке страстей, как Кудрявого или Зубова, уже не получится. Времена другие.

Лев Московкин.

Фото с сайта яровая.рф

Добавить комментарий