Марк Розовский: Спектакль «С кошелочкой» — честное и ироничное высказывание о советской эпохе

Завтра Театр «У Никитских ворот» приглашает зрителей на премьеру спектакля «С кошелочкой». Марк Розовский определил жанр своей постановки, как ретро-комедию. Наш театральный обозреватель беседует с режиссером.

— Марк Григорьевич, имя Фридриха Горенштейна — автора рассказа, который лег в основу вашей постановки, незаслуженно забыто многими. Хотя киноманы, наверное, все-таки это имя помнят. Почему ваш театр сегодня обратился к прозе этого автора?

—  Кто такой Фридрих Горенштейн? Это автор киносценариев  фильмов «Первый учитель» Андрона Кончаловского, «Раба любви» Никиты Михалкова, «Седьмая пуля» Али Хамраева и, наконец, «Солярис» Андрея Тарковского. Впечатляет, не правда ли? Это классик советского кино, хотя вы абсолютно  правы:  не всегда  его имя в те годы попадало в титры, да и сейчас не во всех картинах вы его найдете. Но в воспоминаниях Андрона Кончаловского правда была восстановлена. Кроме того, Горенштейнавтор нескольких романов, рассказов, повестей.  Самый знаменитый его рассказ был в свое время опубликован в журнале «Юность», он назывался «Дом с башенкой» и стал сенсацией того времени. Это непризнанный, я бы так сказал, писатель- классик. Андрей Тарковский написал в дневнике, прочитав рукопись его романа «Псалом»: «Несомненно, он – гений!»  Эта фраза часто цитируется.

— Речь, вроде бы, шла даже о том, не стоит ли его на Нобелевскую премию представить?

— Были такие разговоры. Но ему пришлось уехать, и конец своей жизни он провел в Берлине. В Европе его много издавали, а у нас почти никто не знал.  У него, кстати, есть замечательная пьеса, которую Петя Фоменко поставил в Театре имени Вахтангова, она называлась «Детоубийца».  Это тоже очень крупное произведение.

Я почему так о нем подробно говорю? Я с ним вместе учился на Высших сценарных курсах кино. Масштаб этого писателя феноменален, и, я уверен, в будущем его литературные заслуги еще будут оценены по достоинству.

— Его заслуга в том, что он говорил правду в то время, когда ее нельзя было говорить?

— Его заслуга в том, что боли народные и частные судьбы отдельных людей у него всегда переплетены и составляли художественный монолит прозы. Реализм и фантазия у него воспроизводят картину мира — внутреннего и обобщенного. Горенштейн говорил правду о нашем времени, и это дает возможность оценить это время — философски, исторически и во всех подробностях бытия. Я не преувеличиваю. Сегодня, по смерти писателя, его часто сравнивают с Толстым, Чеховым и Достоевским. Он писал на кристально чистом русском языке, хотя сам был родом с Украины. В театре имени Маяковского, кстати, сейчас идет пьеса «Бердичев» Горенштейна. Посмотрите, если не видели. Вас поразит то, насколько он умел скрестить психологию с визуальным, очень интересным зрелищем. Поэтому-то он и в кино так много  работал.

— И вы взяли за основу его рассказ…

— Я взял за основу его рассказ «С кошелочкой», сделав из него моноспектакль, ретро-комедию. Это история простой женщины, достаточно пожилой, которая в советское время, во времена брежневского счастья и застоя носится по магазинам. Помните, когда были пустые полки и всюду стояли очереди? Писатель описал это времяпрепровождение в очередях на уровне гоголевской «Шинели». Он показал историю маленького человека, который никак не влияет ни на какую общественную и политическую жизнь. Исторически эта личность никак не грандиозна. Но когда мы присматриваемся, то ощущаем, что в судьбе героини «дышит почва» и реальность. Это очень жесткая правда о том времени. Старушку играет Татьяна Кузнецова, актриса среднего поколения, но она делает свою героиню очень убедительной.

А вы  сами-то помните время, когда в Москву приезжали «колбасные» электрички из провинции, а на полках были лишь банки кильки и березовый сок? В моей постановке это время контрапунктно отражается. Героиня смотрит телевизор, новости. Она ассоциирует себя с любимыми артистами на экране, с их жизнью. В спектакле звучат знаковые песни советского времени, текст которых тоже контрапунктно включен в действие. И, конечно, вся ее (и наша тогдашняя)  жизнь поданы через призму иронии и самоиронии.

— Ну, а почему вы сейчас прибегли к этой тематике? 

— Это ведь было и мое время, которое я хорошо помню.  Сегодня очень многие люди довольно часто выступают со странными призывами вернуть советскую эпоху и даже сталинщину. Но они просто не знают правды о том времени! Они правды этой не нюхали. Наш спектакль — честное свидетельство большого, и может быть, даже великого писателя нашего времени о том периоде жизни страны. Кроме того, проблема бедности в нашем новом, постсоциалистическом социуме, она ведь осталась, несмотря на то, что страна живет уже несколько десятилетий в рыночных отношениях. Может быть, она в Москве не так чувствуется, но люди в провинции просто недоедают, давайте посмотрим правде в глаза.  Вот я и хочу напомнить об этом, сделав акцент на той правде, которая была и есть, которую изрекали лучшие люди страны, рискуя своей жизнью и биографией, которые сами страдали и вынуждены были уезжать. Кроме того, я очень надеюсь, что после просмотра спектакля зрители захотят прочитать другие романы и рассказы Фридриха Горенштейна. Каждый из них — произведение искусства, очень серьезное, глубинное и честное исследование истории XX века.

Елена Булова.

Фото предоставлено театром «У Никитских ворот»

Марк Розовский Фото предоставлено театром «У Никитских ворот»
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x