Старообрядцы: кто эти люди, во что они верят и какие обряды соблюдают?

Музей-заповедник «Коломенское» открыл масштабную выставку «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества». Проект посвящен 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума, одной из ярчайших фигур XVII века. Уникальные предметы XVI – начала XX веков, многие из которых посетители выставки увидят впервые, расскажут об истории старообрядчества в России.

Выставка «От Аввакума до Агафьи. Наследие старообрядчества» подготовлена по инициативе Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина, который в преддверии открытия отметил: «Убежден, что выставка станет важным духовным и культурным событием, позволит москвичам и гостям столицы ближе познакомиться с прошлым и настоящим старообрядчества, больше узнать о судьбах людей, внесших огромный вклад в развитие Москвы и России. Выставка помогает осознать единство нашей общей истории, важность преемственности поколений и сбережения культурного наследия».

Экспозиционный ряд включает более 400 предметов — иконы, рукописные и печатные книги, документы, рисованные настенные лубки, картины, портреты, гравюры, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и старообрядческого быта.

Среди экспонатов можно выделить самое раннее из известных изображений протопопа Аввакума – икону, написанную в конце XVII – начале XVIII вв. на Керженце, а также уникальные автографы протопопа Аввакума и боярыни Морозовой, этюды Василия Сурикова для знаменитой картины «Боярыня Морозова» (1887), подлинные документы времен Соловецкого восстания.

Значимый раздел выставки составят артефакты из двух старообрядческих моленных, а сейчас находятся в фондах музея-заповедника. В экспозиции представлены портреты купцов-старообрядцев: Ильи Ковылина, Федора Гучкова, Викулы Морозова, Козьмы Солдатенкова, Сидора Кузнецова и других.

Целый комплекс экспонатов связан со знаменитой Агафьей Лыковой – единственной оставшейся в живых представительницей семьи староверов, обнаруженной геологами в 1978 году в Западных Саянах. Суровая жизнь в глухой тайге не сломила этих людей. Старообрядческий менталитет, охватывающий не только религиозную, но и этическую сторону жизни, позволил им сохранить и богослужение, и книги, и иконы, и старинный бытовой уклад.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий, приветствуя собравшихся на открытии, отметил: «В последнее время наблюдается рост интереса (научного, культурного и религиозного) к исконному, дораскольному, русскому православию – старообрядчеству. Радует, что и музейное сообщество не осталось в стороне и подготовило выставку, где наглядным образом представлена часть древлеправославной культуры, с которой может наглядным образом соприкоснуться каждый желающий».

Старообрядчество как значимое явление отечественной истории и культуры, к сожалению, мало  известно. Данный выставочный проект призван познакомить посетителей с основными вехами старообрядческой истории, но главное – с людьми, для которых сохранение древнего православия стало ведущим жизненным принципом.

Идеей персонифицированного показа истории старообрядчества определяется как название выставки: «От Аввакума до Агафьи», от первоучителя протопопа Аввакума до ныне обретшей всероссийскую известность сибирской отшельницы Агафьи Лыковой, так и специфика экспозиционного ряда. Экспозиция показывает не только иконы, рукописные и печатные книги, предметы церковного обихода, документы, но и портреты XVIII-XX вв., что дает возможность публике увидеть лица людей разных эпох, сохранявших старую веру и внесших значительный вклад в отечественную историю и культуру. Такой оригинальный авторский подход сопряжен с выявлением и экспонированием новых материалов и обеспечивает выставке «свое лицо» в ряду юбилейных мероприятий 2020–2021 гг., посвященных юбилею протопопа Аввакума. Кроме того, выбранный ракурс показа позволит представить историю старообрядчества в контексте общероссийской истории и культуры.

Выставка призвана раскрыть три важнейших события в истории староверия: во-первых, критику церковной реформы патриарха Никона середины XVII в. и появление первых учителей староверия, центральное место среди которых по праву принадлежит протопопу Аввакуму; во-вторых, Соловецкое восстание 1668–1676 гг., когда крупнейший русский монастырь открыто встал на защиту отечественной церковной традиции и в течение восьми лет выдерживал осаду царских войск, и в-третьих, создание в 1694 г. на Севере России Выго-Лексинского старообрядческого общежительства, преемственно связанного и с первыми учителями староверия, и с соловецкими выходцами, покинувшими монастырь во время осады и проповедовавшими неприятие церковных «новин» в Поморье. В создании, становлении, дальнейшем развитии и исключительных культурных достижениях Выговского центра (просуществовал до середины XIX в.) наглядно проявились творческие силы народа, в особенности крестьянства.

Для истории старообрядчества Нового времени представляется важным показать глубинную связь староверия с народными корнями,  и уже как следствие этой связи,  продемонстрировать наиболее яркие социальные и культурные достижения, которые старообрядчество явило в конце XVIII – начале XX в. Крестьянство  с его традиционным мировоззрением и бытовыми устоями составило главную социальную базу для дальнейшего развития старообрядчества. Как показывает пример подмосковного села Коломенского, старообрядческие моленные служили центром местной религиозной жизни вплоть до 1917 года.

Куратор проекта, доктор филологических наук, главный научный сотрудник отдела рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея Елена Юхименко отметила: «Вера в Бога, сила духа и чистота души помогли всем старообрядцам выстоять в сложных, а порой весьма драматичных внешних условиях. Представленный на выставке материал демонстрирует неиссякаемые созидательные силы этих людей, направивших свои таланты не только на успешный земледельческий труд и предпринимательство, но также на храмоздательство, благотворительность, книгописание, иконописание, литье медных икон».

Участники проекта: Музей-заповедник «Коломенское», Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви, Государственный исторический музей, Российский государственный архив древних актов, Российская государственная библиотека, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музеи Московского Кремля, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Дом русского Зарубежья им.А.И.Солженицына, Государственный музей истории религии, Самарский областной художественный музей, Егорьевский историко-художественный музей, Серпуховской историко-художественный музей и частные собрания.

На открытии выставки присутствовали руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В. И. Сучков, руководитель проекта, заместитель директора  по экспозиционно-выставочной деятельности МГОМЗ О. В. Нестерцева, руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви отец Алексей Лопатин, директор МГОМЗ «Коломенское» М. В. Люльчук.

Выставка сопровождается уникальным VR-контентом, специально снятом в интерьерах Покровского кафедрального собора Старообрядческой церкви, расположенного на Рогожском кладбище и являющимся ярким воплощением храмоздательства московских купцов-старообрядцев.

Экспозиция представлена во Дворце царя Алексея Михайловича с 1 марта по 15 мая.

Михаил Ковалев.

Фото автора