«Новая опера» представила премьеру спектакля «Мертвый город»

В театре «Новая опера» прошла премьера спектакля «Мертвый город» – оперы австро-американского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда в постановке Василия Бархатова.

Это первая премьера со времени смены руководства театра и назначения главного дирижера – Валентина Урюпина. Именно он предложил для постановки этот довольно необычный для театра материал – модернисткую оперу столетней давности. Вместе с режиссером они придумали и воплотили неизвестное у нас произведение, и результат впечатлил в положительном ключе. Хоть опера и не новая, но очень удачно вписалась в репертуар театра и порадовала высоким уровнем исполнения музыки и вокала.

 

Сложная декорация Зиновия Марголина переносит зрителей в европейский город, в котором живут люди с тонкой душевной организацией, подверженные депрессии и даже маниакальному синдрому. Увы, но это фактически мейнстрим в современном театре. Главный герой Пауль именно такой. Его партию исполняет великолепный швейцарский тенор Рольф Ромей (премьерную серию он провел прекрасно, но как будет дальше и когда оперу покажут вновь пока неясно). Отступая от либретто, постановщики решили не умертвлять его жену Мари. Они развелись, и она ушла к другому. Этому предшествовали сеансы с семейным психологом Франком (роскошный Артем Ганров), к которому Мари в результате ушла. Пауль изначально был подвержен психическому заболеванию, оттого, видно, и понадобился доктор.

Всё это подтверждается его дальнейшей любовной историей с Мариэттой, прекрасной танцовщицей, как две капли воды похожей на Мари. Эти сложные партии потрясающе  исполняет солистка театра Мария Нерабеева. Роскошная блондинка виртуозно перевоплощается в разные образы: строгая элегантная актриса Мари и легкомысленная, раскованная, жаждущая удовольствий Мариэтта.

Пауль поначалу наслаждается новыми отношениями, но постепенно его разум затуманивается, и фактически с верхнего этажа, где комната наполнена воспоминаниями о жене – ее платья, афиши, фотографии на всех стенах – он всё чаще спускается в подвал, где закутанной стоит его яхта, на которой он когда-то рассекал с любимой супругой.

Опера длинная, включает несколько эпизодов жизни этих странных героев. И прекрасная музыка звучит где-то совсем далеко (оркестр мы не видим – он «прикрыт» декорацией с яхтой).

Дирижер Дмитрий Матвиенко мастерски «руководит» партитурой в партнерстве с прекрасными вокалистами. Знаменитый Василий Ладюк занят в небольшой, но очень яркой партии в клоунском образе Фрица, с которым напропалую флиртует Мариэтта.

Пауль буквально на глазах зрителей сходит с ума, мучая несчастную Мариэтту своими жуткими фантазиями о «мертвой» Мари, которую по-прежнему любит и вожделеет. Ему видятся страшные призраки с черепами животных вместо человеческих голов, в постели с Мариэттой ему снится, что их волосы проросли друг в друга. Словом, режиссеру было где развернуться. А Рольф Ромей не только поет превосходно, он еще и замечательно играет этого психа, вызывая сопротивление  Мариэтты, которая вразумляет его тем, что их плотские отношения с Паулем вполне ему нравятся. Всё кончается тем, что Мариэтта доводит его до исступления, издеваясь над ним и круша мемориал Мари. Пауль ее топит в ванной (то ли взаправду, то ли во сне) и возрождается для новой жизни, расчехляя свою яхту, готовый умчаться на ней в далекие страны. И даже явление живой Мари уже не может его остановить…

Ирина Шведова.

Фото предоставлены пресс-службой театра «Новая опера»

Добавить комментарий