С 1 июня Московская биржа наконец-то — после трехмесячного перерыва — разрешила открывать короткие позиции. Это означает, что торги почти вернулись в норму. Почти — потому что самые крупные российские брокеры находятся под санкциями, валютные операции ограничены, ограничен и доступ к иностранным активам. С конца февраля европейские депозитарии Euroclear и Clearstream приостановили обслуживание российского НРД — национального расчетного депозитария.
Важность шортов
Все знают, что биржа — это борьба двух зверей: быка и медведя. Бык поднимает цену вверх, медведь давит ее вниз. Аналогия напрямую связана с тактикой борьбы этих могучих животных в природе. Англичане называют тактику быка long, а медведя — short. Поэтому русские трейдеры так и говорят: короткая позиция, длинная позиция, шортить, встать в шорт… Что это такое, зачем это нужно и почему без шортов не было бы нормальной торговли?
С длинной позицией все понятно: купил акции и держишь их, ждешь, пока они не подрастут. Допустим, купил сто акций по тысяче рублей за штуку, они выросли в цене на десять рублей — продал, положил тысячу в карман.
С шортами хитрее. Чтобы открыть короткую позицию, надо акции продать. Но их на счету нет. Поэтому трейдер обращается к брокеру, берет у него в долг сто акций и продает их. Если акции упали в цене и стоят уже не тысячу, а восемьсот, то трейдер покупает их и возвращает брокеру.
Хитрость заключается в том, что короткая позиция — это долг. Трейдер должен брокеру сто акций. За обслуживание долга надо платить. Впрочем, если эта операция была совершена в пределах одного торгового дня, то никаких расходов, кроме стандартной комиссии за сделку, трейдер не несет. Однако за перенос короткой позиции на другие сутки надо платить. Именно поэтому и употребляются такие термины: «длинная» и «короткая» позиции. Купленные ценные бумаги могут лежать на счету сколь угодно долго. А вот взятые в долг долго не продержишь.
Еще один аргумент: рынок обычно падает быстро, а отрастает медленно. Поэтому короткая позиция приносит быструю прибыль, а результатов с длинной приходится ждать долго.
Зачем же их используют? В основном для хеджирования, то есть минимализации рисков. То есть короткую позицию нередко открывают в пару к позиции длинной. Одна бумага растет, другая падает — в итоге трейдер в худшем случае остается при своих. Ну, а если он вовремя закроет убыточную позицию и выставит тейк-профит по прибыльной, то еще и заработает.
Второй вариант — если есть очень большие шансы падения каких-то бумаг. Как уже говорилось, цена падает быстро, а отрастает медленно. Допустим, известно, что вот-вот по какому-то предприятию выйдет квартальный отчет и что отчет этот, скорее всего, будет ниже ожиданий. Уже этого достаточно для того, чтобы акции предприятия «просели», причем скорее всего это проседание будет очень недолгим.
Поэтому нормальная работа биржи возможна только при наличии баланса, возможности открывать как короткие, так и длинные позиции. С момента разрешения шортов прошло больше двух недель — вполне достаточный срок, чтобы рынок нормализовался, а алгоритмы торговых роботов были протестированы как на длинных, так и на коротких позициях.
Аналитики BCS Global Markets составили список российских акций, которые имеет смысл зашортить:
– Россети. Прошлый год закончился для них убытком. Кроме того, дочерние компании несут значительные затраты.
– VK (Mail.ru Group). Различные факторы негативно влияют на рекламный рынок в России — а это сказывается на выручке компании.
– Аэрофлот. Санкции, прекращение техподдержки и прочие факторы негативно влияют на капитализацию компании. Хотя есть и позитив: государство выделяет субсидии, а лизинговые компании ищут пути компромисса.
В числе аутсайдеров также оказались Московская биржа, «Северсталь», X5 Group.
Вместо Америки — Гонконг
На следующей неделе нас ожидает важное событие. С 20 июня «Спб-биржа» начнет торговлю двенадцатью ценными бумагами, которые имеют листинг (то есть включены в биржевой список) Гонконгской биржи.
Кстати, Гонконгская биржа использует не буквенные сокращения, а цифровые тикеры. Например, акции «Сбербанка» имеют тикер SBER, а акции Alibaba – 8899. На российской бирже гонконгские акции также будут торговаться под своими родными тикерами, и это, разумеется, создаст некоторые неудобства. Ведь легко догадаться, кто прячется за аббервиатурой ALRS, GAZP или VTBR! А вот Xiaomi, к примеру, 1810.
К концу 2022 года Санкт-Петербургская биржа планирует расширить список гонконгских акций до 200, а в течение 2023 года — аж до тысячи.
Пока кроме Alibaba и Xiaomi трейдерам будут также доступны акции CK Asset Holdings (1113), CKHutchison Holdings (1), Country Garden Holdings (2007), JD.com (9618), Meituan (3690), Sands China (1928), Sino Biopharmaceutical (1177), Sunny Optical Technology (2382), Tencent (700), WH Group (288).
За торговлю этими бумагами трейдерам придется платить кроме обычных комиссий еще гербовый сбор в размере 0,13 процента от сделки.
Яна МАЕВСКАЯ.
Фото Александра Авилова / Агентство “Москва”