Руководитель Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что в правительстве России крайне обеспокоены дефицитом на российском рынке труда, назвав этот фактор ограничителем развития отечественной экономики.
Как отметил экс-министр труда и социального развития, заслуженный экономист РФ Сергей Калашников, комментируя заявление главы Минэкономразвития в ходе пресс-конференции в ОСН, если рассматривать ситуацию на конец года, то, действительно, дефицит на рынке труда наблюдается чисто по формальным показателям:
«Он объясняется, во-первых, оттоком части рабочей силы, связанным с частичной мобилизацией; во-вторых, наблюдаемый дефицит объясняется ситуацией в секторе неквалифицированного труда, который раньше заполняли гастарбайтеры. На сегодняшний день из-за ряда ограничений их поток стал значительно меньше, чем был до 2020 года. Всё это подтверждает выводы Минэкономразвития».
Но в то же время, как подчеркнул Сергей Калашников, в перспективе в РФ никакого дефицита рабочей силы не будет:
«Мало того, у нас колоссальный избыток рабочей силы, если ее считать по головам. Но если считать ее структурированно, анализируя отдельные рынки труда (федеральный рынок труда, региональный), мы увидим огромное количество диспропорций и перекосов, которые говорят о том, что в одном месте густо, а в другом пусто. То же относится и к отраслевому принципу: действительно, если говорить о высококвалифицированных кадрах, то у нас их, конечно же, не хватает. Но и запрос российской экономики к высококвалифицированным кадрам достаточно ограничен. Ведь, как известно, спрос рождает предложение, а если спроса нет, то и предложения не будет. Таким образом, трудовые ресурсы высокой квалификации ищут места, где их хотят видеть, то есть они уезжают на Запад».
Кроме этого, как пояснил Сергей Калашников, дефицит труда задан самой моделью российской экономики:
«У нас низкопроизводительная экономика. У нас достаточно упрощенная экономика даже в базовых отраслях промышленности. Она не требует относительно высокой квалификации, потому что уровень производительности не задает соответствующую планку требований. А раз нет планки требований, то нет и людей, которые этой планке соответствуют».
Вообще, по мнению экономиста, ставка на дешевую рабсилу в долгосрочной перспективе пагубно сказывается на развитии российской экономики:
«В странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) доля стоимости живого труда в конечной цене продукции составляет порядка 70 – 75%. А в РФ в базовых отраслях промышленности – это 11% официально, а есть отрасли, где этот показатель не превышает 7%».
Возможность использовать дешевый низкоквалифицированный труд разлагает экономику. С этим выводом Сергея Калашникова в целом согласился и еще один участник пресс-конференции – основатель и президент портала Superjob.ru Алексей Захаров:
«У нас долгое время была возможность использовать дешевый низкопроизводительный труд. У нас в последние 20 лет ставка делалась на привлечение дешевого неквалифицированного труда – миллионов гастарбайтеров, вместо того, чтобы реально модернизировать экономику. Чем изобретать экскаватор, предпочитали нанять тысячу человек с лопатами. Конечно, у нас есть и современные предприятия, но они пока, к сожалению, не играют ведущей роли в экономике».
Как отметил Алексей Захаров, «дефицит на рынке труда – это всегда штука относительная»:
«Так, если мы говорим о дефиците рабочих, то чаще всего он связан с тем, что условия труда и его оплата, мягко говоря, не дотягивают до рыночных значений. Если мы говорим о дефиците айтишников, то тут нужно говорить, прежде всего, об отсутствии нормального математического образования, начиная со средней школы. У нас просто не из кого делать айтишников.
По словам Алексея Захарова, в любые кризисные времена (а сейчас у нас именно такое время) рынок труда всегда замирает:
«Люди очень неохотно меняют работу, и компании очень пассивно себя ведут в плане подбора персонала. Но пассивность людей превышает пассивность компаний, и поэтому сейчас компании сталкиваются с повышенными сложностями в подборе персонала».
Поэтому, по прогнозу основателя и президента портала Superjob.ru, в начале следующего года, скорее всего, будет наблюдаться активизация российского рынка труда, связанная с отложенным спросом и на смену работы, и на подбор персонала. Хотя многое будет зависеть от состояния российской экономики на начало года (которое во многом определяется ценами на углеводороды), ведь рынок труда является ее производной.
Сергей Ишков.
Вот уж не верю, что у нас нет в стране математиков. И айтишников достаточно, просто они работают совсем за другие деньги. Зачем же, если можно заработать больше, зарабатывать меньше? Зарплаты нужно платить реальные, и работники появятся.
Наконец-то власти начали всё это видеть и говорить об этом. Люди давно понимают, что на такие зарплаты, которые сейчас предлагаются, жить невозможно. Хочется надеяться, что ситуация начнёт постепенно меняться в лучшую сторону.
Просто у государства отношение к работникам АО, ЗАО и прочих крупных организаций как к самозанятым, хотя все налоги выплачиваются. Бесплатного повышения квалификации для них нет, на самой тяжелой работе льготных пенсий нет. И если есть возможность работать неофициально – народ работает без оформления. Ведь на больничные многие десятилетиями не ходят, из фонда социального страхования ничего не получают, а в возможность дожить до пенсии просто не верят.
Как я понял у нас большая нехватка именно низкооплачееваемой рабочей силы и специальностей связанных со средним специальным. It тут наверно стоит особняком так как это отдельная каста.
Сейчас действительно будут проблемы на рынке труда, что печально. Когда все это выровняется, непонятно.
Часто изучаю сайты по поиску работы и вижу какие невысокие зарплаты предлагаются соискателям. И это в Москве.