Рынок автозапчастей: удастся ли решить проблему поставок

Данные Российского союза автостраховщиков о том, что в конце 2022 года количество страховых случаев по ОСАГО, урегулированных с помощью ремонта, приблизилось к нулю, наделали много шума. В СМИ сообщали, что страховщики предпочитают заменять ремонт автомобиля по ОСАГО выплатой денежной компенсации из-за нехватки и подорожания автозапчастей. «Московская правда» узнала у экспертов, какие запчасти сейчас наиболее дефицитны и каковы перспективы рынка автозапчастей в наступившем году.

Директор по продажам компании «АВТО-ЕВРО» Дмитрий Коротков напомнил, что несмотря на то, что в большинстве случаев для страховщиков денежная компенсация выгоднее ремонта, по ОСАГО они обязаны направить машину на ремонт.

— Да, в некоторых случаях допускается выплата деньгами. Но, как не раз заявлял Верховный суд РФ, это возможно только в случаях, предусмотренных законом и по соглашению с автовладельцем, — рассказал эксперт. — Конечно, для страховщиков опция «деньги вместо ремонта» существенно дешевле. Особенно учитывая, что цены на полисы в последнее время постоянно растут, а выплаты — нет. Более того, при материальной компенсации учитывается износ машины. Автолюбители, к примеру, уже отмечают, что при денежной выплате в условиях дефицита и роста стоимости запчастей этих сумм оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта. Сейчас, по самым скромным оценкам, общие выплаты страховщиков по ОСАГО сократились в среднем на 15%.

Говоря о перспективах рынка автозапчастей, Дмитрий Коротков отмечает, что с проблемами поставок в прошлом году столкнулось большинство сервисов, но частично этот вопрос удалось решить.

— За год с российского рынка ушли (приостановили работу) многие зарубежные автопроизводители, нарушились и поставки запчастей для их машин, сроки доставки оригинальных комплектующих существенно выросли. С логистическими проблемами столкнулось большинство автосервисов – преимущественно это касалось поставок моторных масел, фильтров и тормозных системам. Сейчас самые большие трудности они испытают в основном с обслуживанием и ремонтом премиальных автомобилей в возрасте до трех лет. Ключевой дефицит — оптика, кузовные элементы и стекла. В массовом сегменте проблем с этим гораздо меньше, так как для бюджетных авто существует больше аналогов. К тому же ожидается выход на наш рынок новых производителей из Китая, Ирана и Индии. Это также может помочь в подборе более дешевых аналогов.

Вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов также отметил, что наибольшие проблемы сейчас возникают с ремонтом автомобилей премиальных брендов — BMW, Land Rover, Mercedes, Jaguar, Volvo, GM, Lexus и Porsche.

— Самый существенный дефицит – запчасти автопроизводителей, прекративших поставки. Единственный источник поставок — параллельный импорт. В частности, это коснулось автостекол, тем более что 20 — 25% стекол не производятся в России либо отсутствуют аналоги. Дефицит привел к росту стоимости запчастей для легковых автомобилей в среднем на треть, — рассказал он.

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» подтвердили, что автосервисы столкнулись с нехваткой запчастей для кузовного ремонта автомобилей европейских брендов.

—  Например, не хватает запасных частей для кузовного ремонта – лобовых стекол и бамперов, масляных и топливных фильтров. Общие сроки доставки этих запчастей сейчас составляют 30 — 45 дней, — уточнили в пресс-службе компании.

Между тем директор по сервису центра «АВТОДОМ Алтуфьево» Роман Тимашов считает, что ситуация с наличием запчастей стала лучше, чем в июне–июле 2022 года, хотя и хуже, чем в прошлом году.

— Расходные материалы для технического обслуживания автомобилей есть практически на все модели, — рассказал Роман Тимашов. — В наличии есть лобовые стекла, фары, бамперы. Проще ситуация обстоит с моделями, производство которых локализовано в России. Трудности наблюдаются со сложными узлами: двигателями в сборе, головками блока цилиндров, агрегатами трансмиссии. Сроки их поставок могут превышать три месяца. Непростой остается ситуация с кузовными запчастями. Так, есть проблемы с доставкой боковин, панорамных крыш: если упаковочные размеры свыше трех метров, авиаперевозка таких запчастей невозможна. Приходится везти детали альтернативными путями, что приводит к дополнительному удорожанию и увеличению сроков поставок. По срокам поставки запчастей есть несколько вариантов. Сравнительно оперативно: срок от недели до месяца. Длительная поставка занимает от месяца до полугода. При втором варианте цена детали будет ниже.

По мнению экспертов, одним импортозамещением проблему с автозапчастями решить вряд ли удастся.

— Производственные мощности отечественных предприятий по выпуску автозапчастей ограничены и однозначно не смогут закрыть потребности внутреннего рынка, — считает Дмитрий Коротков. — Проблему придется решать в том числе и за счет параллельного импорта. Полностью открыть рынок автозапчастей для параллельного импорта еще прошлой зимой предложили в Национальном автомобильном союзе. Большая часть автозапчастей сегодня идет, к примеру, из ОАЭ. Также есть надежда, что со временем стабилизируются и другие цепочки поставок, появятся достойные аналоги. Но уже понятно, что цены будут иные. Они с начала прошлого года итак сильно выросли, поскольку их стоимость привязана к курсу валют и к тому же увеличились расходы на логистику. Потом, правда, рынок «насытился» деталями, к тому же наблюдалось снижение потребительского спроса. Так что рост цен приостановился.

В итоге цены на автозапчасти в 2022 году в среднем выросли на 30%, хотя некоторые детали подорожали чуть ли не вдвое.

Тем не менее эксперты считают, что сейчас ситуация понемногу улучшается, поскольку появляются новые альтернативные каналы поставок. И существует возможность, что проблемы с дефицитом самых востребованных запчастей в этом году будут решены. Правда, в 2023 году из-за инфляции, курсов валют и логистических издержек их стоимость может увеличиться еще на 10 — 30%. Подорожают и отечественные автозапчасти, при изготовлении которых используется импортное сырье, хотя и меньше, чем зарубежные.

Алёна Бодриенко.

Фото Антона Кандрашова / агентство «Москва»

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мария
Мария
18 дней назад

Увы, в нынешних условиях владельцам автомобилей тех производителей, которые ушли с нашего рынка, придется туго. Некоторые запчасти и расходники, действительно, приходится довольно долго ждать, хотя на некоторых складах еще что-то осталось из оригиналов. Мне с моим французом все чаще автосервисы предлагают китайские аналоги.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x