Бюджет РФ: эффект снежного кома или временные трудности?

За три месяца дефицит федерального бюджета, то есть превышение расходов над доходами, составил более 4 триллионов рублей

Фото с сайта Госдумы РФ

В начале года Министерство финансов сообщало о дефиците по итогам января в 1,76 триллиона.

Премьер-министр Михаил Мишустин, 23 марта выступая с ежегодным отчетом правительства в Госдуме, доложил, что по состоянию на 8 марта дефицит увеличился до 3,3 триллиона.

Однако уже 28 марта на сайте (https://budget.gov.ru/Бюджет) Единого портала бюджетной системы Российской Федерации появилась оперативное сообщение, что дефицит превысил 4 триллиона рублей.

На 10 апреля анонсировалось обновление информации, но на полдень 11 апреля ее еще не было.

Похоже, мы имеем эффект снежного кома. Напомним, что годовой бюджет РФ на 2023 год составлен: по доходам – 26,13 триллиона, по расходам – 29 триллионов. То есть предусмотрен был годовой дефицит в 2,9 триллиона. А за три месяца – уже больше 4 триллионов.

Премьер-министр Мишустин 23 марта объяснял резкий рост дефицита тем, что «это так называемое опережающее финансирование»: в начале года большие суммы выделяются на крупные проекты и программы. Затем все более или менее выровняется.

Об этом же говорит независимый эксперт, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его мнению, панические настроения формируются на основании данных по первым месяцам, а они не показательны, потому что в январе – феврале прошло авансирование немалой доли гособоронзаказа. В течение года дефицит будет меньше, и в результате определится в 5,5 – 6,5 триллиона рублей.

Значит, все равно в 2 раза больше, чем предусматривалось.

«Но и эта сумма не катастрофична: ее можно на 2 – 2,5 триллиона покрыть из Фонда национального благосостояния, на 1,5 – 2 триллиона – внутренними заимствованиями, и на оставшиеся 2 триллиона – эмиссией».

Конечно, все равно не слава богу. Слово «эмиссия», то есть включение печатного денежного станка, не внушает оптимизма.

Гораздо пессимистичней оценки главного научного сотрудника Института экономики РАН Игоря Николаева. События развиваются по откровенно кризисному сценарию, считает он. Бюджет надо выравнивать, однако непонятно, каким образом. От внешних источников заимствований Россия отрезана, доходы от сырьевого экспорта обвалились почти наполовину.

Причины сложившейся ситуации известны: санкции Запада, резкое сокращение импорта сырья, введенный западными странами потолок цен на нефть и газ, которые мы продаем теперь не в Европу, а в Индию и Китай, но – с большой скидкой. А также снижение налогооблагаемой базы – ведь из России уже ушли и уходят сотни и сотни иностранных компаний.

Пока намечается несколько вариантов пополнения бюджета: интенсивное развитие собственного производства, сокращение расходов, повышение налогов на российские компании, добровольные взносы бизнеса и даже взыскание денег с компаний недружественных стран в случае вывода их активов из России. Об этом говорится в специальной выписке из протокола заседания Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

«Обязательство по осуществлению добровольного направления в федеральный бюджет денежных средств в размере не менее 10 % от рыночной стоимости соответствующих активов». (https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=301633-vypiska_iz_protokola_zasedaniya_podkomissii_pravitelstvennoi_komissii_po_kontrolyu_za_osushchestvleniem_inostrannykh_investitsii_v_rossiiskoi_federatsii_ot_2_marta_2023_goda__1434)

Есть еще один путь пополнения бюджета. В чем-то парадоксальный, в чем-то закономерный. Речь о снижении курса рубля, соответственно – о повышении курса доллара и евро. Оно уже происходит. С начала года доллар подорожал на 14 %, по состоянию на утро 11 апреля – 81,7 рубля, евро – 89,2 рубля.

Если падение рубля продолжится, то доходы госбюджета… вырастут. Этот финансовый механизм еще в 2014 году объяснил президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции по итогам саммита G20 в австралийском Брисбене. (https://rg.ru/2014/11/17/sammit.html) Дословно:

«Падение цен на энергоносители, я думаю, что это событие конъюнктурного характера, связанное с увеличением добычи и понижением спроса. Вот два фундаментальных фактора. Есть еще третий фактор – монетарный, колебание курса доллара, это влияет и на цены на нефть. На бюджет России, хочу подчеркнуть, снижение цен на нефть не влияет, имею в виду решение Центробанка о переходе к плавающему курсу. То, что мы раньше продавали за доллар и получали за это, условно, 32 или 35 рублей, сегодня мы продаём за тот же доллар и получаем 45 – 48 рублей. Доходы в бюджет даже увеличились» (https://www.amic.ru/news/vladimir-putin-na-g20-rost-kursa-dollara-privel-k-rostu-dohodov-byudzheta-289643)

Об этом же нынче говорил широко цитируемый прессой финансовый эксперт Евгений Змиев:

«Россия – экспортер, наш рубль должен дешеветь, чтобы наша продукция пользовалась спросом на мировых рынках. Мы должны понимать, что каждое ослабление рубля – это очередной триллион или два в доходы бюджета. Это потенциал роста пенсий, пособий, стабильности выплат, не повышения налогов, это профицит бюджета и экономическое процветание» (https://news.myseldon.com/ru/news/index/281635000)

Однако такое процветание имеет обратную сторону – рост цен на импортное оборудование, на импортные продовольственные и промышленные товары. Тут же «подстроятся» и отечественные производители. Одним словом – инфляция. То бишь, обесценивание рубля. А это бьет по карманам всех россиян, прежде всего – малоимущих. Будем надеяться на лучшее.

Сергей Баймухаметов.

Фото с сайта Госдумы РФ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x