Государственная Дума в преддверии первого чтения бюджета продолжает принимать бюджетообразующие законы. Приведу в пример три, принятые в первом чтении на пленарном заседании в среду, 25 октября.
Документы внесены правительством по инициативе Минфина.
Два десятка лет принимается один и тот же закон с витиеватым отвлекающим названием «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора».
Цель его предельно проста – заморозить на очередной год компенсации по советским вкладам в Сбербанке. Их стоимость на 61 трлн рублей, то есть вдвое больше доходов бюджета. Живых вкладчиков осталось 4 млн и еще 2 млн наследников тех вкладчиков, кто уже умер.
Сколько человек закрыли вклады, купив будильник за сумму бывшей стоимости машины, неизвестно.
Законопроект воистину бюджетообразующий, потому что он защищает бюджет от тех кредиторов, которым государство должно в первую очередь.
Удивительно, все в мире изменилось, включая думскую риторику, кроме формата российского бюджетирования. Риторика приобрела какие-то извинительные интонации, и благодаря этому мы получили дополнительное свидетельство того, что будущий формат бюджетирования с отделением долгов от государства и государств от граждан нарисовали еще во время Советского Союза.
Докладчик от правительства, замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил, что деньги из Сбербанка забрало советское правительство. Фактически ограбило граждан. Данный факт задокументирован. Российское правительство правопреемник и обязательства несет. Но денег нет. Депутат Валерий Гартунг подчеркнул, что решение о замораживании государственного долга принимается в двадцатый раз. Россия забрала все активы и все долги СССР. Иностранным кредиторам все выплатили, а своим нет. С очевидной и в то же время неожиданной версией выступил коммунист Николай Арефьев. По его словам, у нас две подушки безопасности – золотовалютные резервы и Фонд национального благосостояния. Они превратились в подушки опасности, на которых умирает наша экономика. Ключевой вердикт непримиримого коммуниста в том, что если эти деньги выплатить, на них нет товарной массы.
По мере отдаления от сакральных событий конца восьмидесятых – начала девяностых годов остается все меньше людей, которые помнят, как это было. Прошлые события используются для отвлечения от нынешних.
Еще больше споров вызвал принятый в первом чтении законопроект с длинным названием «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» в связи с повышением минимального размера оплаты труда»
Законопроектом устанавливается с 1 января 2024 года МРОТ в размере 19 242 руб. в месяц с ростом на 18,5% к предыдущему году. С 2025 года устанавливается соотношение МРОТ и медианной заработной платы в размере не ниже 48%. Думские оппоненты зашли с трех логических сторон. Большинство спорщиков разными способами доказывали, что МРОТ должен быть никак не ниже 30 – 32 тысяч. Некоторые показали заложенную в расчете МРОТ порочность перехода со средней зарплаты на медианную. Хорошо сэкономили.
Третий заход реализовал Михаил Делягин в подкупающем простотой вопросе: работая восемь часов в день, можно прожить на девятнадцать тысяч? Получив ответ, депутат по-детски обрадовался – у нас правительство честное! И врать нам не хочет. Председатель комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов не упустили случая еще раз сказать, что труд в России обесценен. Депутат Нилов описал достаточно общую ситуацию. На работе выжимают согласие на ненормированный рабочий день. Тут может быть два варианта – чтобы не брать дополнительного работника или выжимать с работы этого человека. Независимый депутат Оксана Дмитриева объяснила, что чем больше разница в зарплатах россиян, тем больше медианная зарплата отличается от средней. У нас очень дифференцированная зарплата, и разница растет. По расчету Дмитриевой, МРОТ должен быть 30,6 тысячи.
Делягин сказал, что не хочется использовать слово «людоеды», и интерпретировал отмеченную Дмитриевой дифференциацию наглядно. Депутат ест мясо, а избиратель ест капусту, в среднем получаются голубцы. Больше всего споров вызвали не зарплата и не обесцененные вклады, а очередная изящная схема для Сколково. Законопроект декларативно направлен на создание условий для развития высокотехнологичных компаний и называется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково». Согласно аннотации к законопроекту, уточняется порядок возмещения затрат по уплате таможенных платежей и НДС участникам проекта инновационного центра «Сколково». Указанные затраты будут возмещаться только в отношении как ввозимых, так и перемещаемых товаров, которые необходимы для проведения исследований и коммерциализации результатов. В дискуссии случилось несколько неувязок и осталось непонятным, чем Сколково отличается от Роснано.
Зампред комитета по экономической политике Денис Кравченко объяснил, что одна компания консалтинговая, другая венчурная, и там риски высокие. А тут ожидается прибыль полмиллиарда. Тут же возник вопрос Делягина: зачем консалтинговой компании льготы по импорту? Коммунист Николай Коломейцев сообщил, что воровали из обеих компаний по одним и тем же документам через иностранные юрисдикции. Депутат фракции КПРФ Вячеслав Мархаев безапелляционно заявил, что такими законами подрываем экономику страны и всю политику импортозамещения. По версии коммунистов, достаточно проплатить в Сколково, и можно получить льготы по НДС и импортным пошлинам. Единороссам пришлось опровергать, жалобно призывая голосовать за инновационное развитие.
Основным вопросом пленарного заседания стал правительственный час с участием министра юстиции Константина Чуйченко. Тут случился любопытный момент. Думский правдоруб Олег Нилов пытался задать вопрос про политическую разновекторность и так развернулся с негодованиями, что время кончилось. Председатель Думы Вячеслав Володин дополнительного времени не дал, и вопрос ушел. Однако Чуйченко не забыл и для ответа воспользовался заключительным словом. Министр рассказал, что, когда началась СВО, он собрал коллектив и объявил: кто не согласен с решением руководства страны, должен уволиться. Все поддержали.
Наиважнейший вопрос об институте медиации поставила председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. Чуйченко охотно согласился, Минюст готов взять на себя. Можно сохранить семью. Дел по медиации очень мало, и в основном по решению имущественных споров, а не по примирению.
В этот же день 25 октября практически в то же время в Совете Федерации прошел правительственный час «О приоритетных направлениях деятельности Росреестра и развитии национальной системы пространственных данных». Выступил с докладом и ответил на вопросы сенаторов руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Олег Скуфинский.
Скуфинский сумел убедить Счетную палату и сенаторов в том, что в работе Росреестра при нем началась «белая полоса». Страну замучили три проблемы: бешенство кадастровой стоимости, отсутствие административных границ и пересечения в реестрах, вошедшая в кино и литературу продажность циничных регистраторов. Скуфинский не критиковал своих предшественников и ни от чего не открещивался. Он просто рассказал о натуральной революции в его службе за счет внедрения современных технологий. Традиционно в геодезии и картографии использовались самолеты. Летел Ан-2 в хорошую погоду и фотографировал местность. Потом группа сотрудников с допуском к секретности в полевых условиях привязывала фотографии к объектам.
Потом Союз упал, кадастр отменили, реестр запутали, и земля стала предметом торга и мошенничества. В документах нарисовалась вторая Россия, по площади намного меньше настоящей. Этим летом я видел, как работает современный кадастровый инженер. Приезжает с рейкой, в которую встроен дальномер и навигатор. В результате обнаружилось, что границы участка не совпадают с картой. Но это не страшно, поскольку есть процедура увеличения участка за счет бесхозной земли. Все процедуры производятся по твердым государственным расценкам.
Скуфинский рассказал в СФ о реформе Службы, объединившей четыре организации в единую систему. Проведена масштабная работа по исключению пересечений в реестрах. Осталось совсем мало от того, что было, всего семь миллионов. Процедура регистрации происходит без личных контактов.
Традиционные пилотируемые аппараты зависят от погоды. Космическая группировка позволяет обновлять съемку пять раз в год. Один из самых тяжелых регионов, Московская область, накопила опыт решения кадастровых проблем и обогнала другие регионы. Не все регионы технически продвинуты.
В 2022 году принято решение, данные ЕГРН выдаются только обладателю участка. Предотвращено триста млн атак. Создается единая картографическая сеть. Уже работает 50 центров высокой точности, самый северный на Шпицбергене. Точность повысилась в пять раз. Развивается флагманский проект «Единая система пространственных данных». Исключили 277 млн дублирующих записей. Внесли в ЕГРН зоны подтопления.
Согласно поставленной задаче, выявляются участки для жилищного строительства и для развития туризма. Таким образом, технологии поставлены на защиту прав граждан и позволили расшить искусственно созданные препоны пространственного развития страны.
Это огромная победа национальной власти над глобальным управлением. И мы это чувствуем на себе. Те же тенденции наметились в транспортной системе. Диаметры упростили жизнь множеству людей и сделали их менее зависимыми от мизантропических схем международного консалтинга Маккензи.
Интегрирование страны по частям показывает эффективный результат. Воплощенная в Конституционной реформе идея руководства по интеграции публичной власти тоже дала определенный результат.
Однако нигде в мире не изобрели работоспособной системы государства, независимой от кадрового состава с превалированием человеческих симпатий-антипатий. Критерия министра юстиции Чуйченко недостаточно. Нужен механизм выработки суверенных решений. Имманентный дефект любого управления проявляется особенно критично в кризисной ситуации.
Народосбережение происходит за счет доброй воли кого-то из чиновников на местах за счет эффекта, описанного в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург. Рассчитывать на это нельзя, а пропускать недопустимо. Чтобы не ждать милостей от человеческой природы, возможно ли юстицию поставить на службу стране, как сделали с картографией? Юридическая система может работать на базе решенных генетических проблем с разделением нормы и девиаций. Также взрослых, подростков и пожилых, чьи запросы не могут решаться одинаково. У вторичноротых животных, включая человека, критерии названных категорий размыты и не поддаются индикации в формальной процедуре.
Так ведь другой модели нет, кроме формулы Курта Воннегута «Вход воспрещен именно тебе». Ты не из нашей тусовки.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой