В обществе обсуждается предложение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко создать в России министерство счастья и принять закон о всеобщем счастье.
Выступая на марафоне «Знание. Первые» Российского общества «Знание», она, в частности, сказала:
«Я мечтаю и предлагала – давайте мы создадим в России министерство счастья. То ведомство, через которое будут проходить все решения, все законы на предмет, а делает ли этот новый закон или новое постановление правительства людей более счастливыми». (https://znanierussia.ru/news/valentina-matvienko-na-marafone-znaniepervye-rossijskogo-obshestva-znanie-rossiya-unikalnaya-civilizaciya-s-mnogocvetem-narodov-i-obshimi-duhovno-nravstvennymi-cennostyami)
Впервые о министерстве счастья Валентина Матвиенко заговорила семь лет назад. Четыре года назад на форуме женщин России она вернулась к теме: «Когда я приехала из Объединенных Арабских Эмиратов, там действительно создано министерство счастья, я спрашивала, как это работает, и вбросила эту тему в общество, понимая, что сейчас такой нещадной критике подвергнусь».
Да, и тогда, и сейчас идея вызвала оживленное обсуждение – от резкой критики и сарказма до предложения сенатора Ольги Ковитиди внести в Конституцию РФ, наряду с другими правами российского гражданина, и пункт о праве на счастье.
Пять лет назад председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на встрече с сельскими социальными работниками обратила их внимание на то, что в Великобритании, например, есть министерство одиночества, которое занимается поддержкой пожилых людей:
«На фоне современного развития общества одиночество является одной из самых больших проблем для человека – эмоциональных, моральных. Даже не столько деньги нужны, сколько внимание этим людям».
Однако и деньги значат много. Одного внимания при существующем размере пенсий явно недостаточно. О чем Валентина Матвиенко хорошо знает. Тогда же, комментируя очередной минфиновский вариант реформирования пенсионного законодательства, она говорила: «Сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем. <…> Мы обязаны делать все для того, чтобы размер пенсий, социальная защищенность граждан улучшались». (https://ria.ru/20190927/1559204546.html)
Минимальный прожиточный минимум для пенсионеров в 2023 году – 12 363 рубля. Но у значительной части пожилых пенсия ниже. Сколько их? По данным Росстата – 6 246 917. (https://rosstat.gov.ru/folder/13877)
Значит, более 6 миллионов получают пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера. Слава богу, для них предусмотрены социальные доплаты. Тоже не до жиру, но все же.
Добавим, что идею «министерства одиночества» вот уже пять лет так или иначе обсуждают в Госдуме.
Но если посмотреть внимательно, отставить в сторону и критику, и сарказм, и поддержку, то мы увидим, что никаких новых структур создавать не надо – у нас все было и есть.
В СССР работали собесы (так их называли в обиходе) – государственные органы социального обеспечения. В РФ они именовались по-разному, несколько раз реформировались, с 2012 года – Министерство труда и социальной защиты. Параллельно действовал государственный внебюджетный Фонд социального страхования. Его сейчас объединили с государственным внебюджетным Пенсионным фондом в единый Социальный фонд.
Так что забота о населении обеспечена и бюджетной, и внебюджетной государственной системой.
То же самое и с министерством счастья, если иметь в виду Объединенные Арабские Эмираты, с которых советует брать пример Валентина Матвиенко.
Для начала отметим, что ОАЭ – страна, богатая нефтью и газом. Там граждане получают долю доходов от продажи природных ресурсов, на счет каждого новорожденного сразу же зачисляется определенная сумма, которая растет год от года и к совершеннолетию составляет приличный капитал для молодого человека. И, разумеется, бесплатное образование, включая оплату учебы за границей.
Форма правления ОАЭ – абсолютная монархия. Раньше вроде бы никто не жаловался, но на всякий случай (мало ли что может случиться при такой отсталой системе) там учредили министерство счастья. Премьер-министр шейх Мухаммед бен Рашид Аль Мактум объяснил, что это ведомство должно рассматривать любое решение, принимаемое правительством, с точки зрения его влияния на счастливое будущее подданных.
А у нас – демократическая форма правления. И эти задачи, определенные шейхом Мухаммедом бен Рашидом Аль Мактумом и Валентиной Ивановной Матвиенко, возложены на Государственную Думу и Совет Федерации. Депутаты, избранники народа, защитники и слуги народа, следят за тем, чтобы ни одно решение, ни один закон не принимались в ущерб гражданам. Если случится недоработка, то Госдуму контролирует Совет Федерации во главе с Валентиной Матвиенко. Совет Федерации решает, одобрить или не одобрить тот или иной закон, принятый Госдумой. С точки зрения его влияния на счастливое будущее граждан.
Так что у нас у самих все есть: и нефть, и газ, и Госдума, и Совет Федерации, и Министерство социальной защиты населения, и государственный Социальный фонд.
Хорошей им работы!
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.