18 ноября исполняется 40 дней с того дня, как с нами не стало замечательной русской актрисы Нины Павловны Кирьяковой. Любители кино запомнили ее по ярким ролям в фильмах «Аты-баты, шли солдаты…», «Нам некогда ждать», «Помнишь запах сирени…», а большая часть сценической жизни актрисы отдана Театру на Покровке, в котором она прослужила более тридцати лет. Сегодня Нину Павловну с теплотой и самыми светлыми чувствами вспоминают друзья и коллеги.
Директор Театра на Покровке Ольга Пепеляева:
– Нина Павловна Кирьякова была для меня как вторая мама. Мама физически рядом со мной была не всегда, а с Ниной Павловной мы проработали бок о бок более двадцати лет. Нина Павловна всегда очень трепетно, нежно, по-матерински относилась и ко мне, и к моей дочери. При том, что у нее были свои дети, внуки, проблемы, заботы. Но с любым вопросом, который у меня возникал, я могла обратиться к ней. Или если она видела мое невеселое настроение, то тут же говорила: «Давай обсудим и найдем решение». А ведь именно так и поступают мамы. У меня к ней осталось теплейшее чувство.
Лауреат Государственной премии, заслуженный артист России Валерий Ненашев:
– Мне всегда нравилось видеть в актере Личность. Не хорошее исполнение ролей, а именно Личность. Нина Павловна была такой Личностью. Помню, мы репетировали «Уроки музыки» Петрушевской с Сергеем Арцибашевым, а она играла там бабку. Замечательная была роль, причем репетицию вели то сам Сергей Николаевич, то я (он мне давал такое задание). И вот он ставит перед Ниной Павловной задачу, а у нее явно не получается. Я думаю: «Да как же так? Не такое уж и сложное задание для такой опытной и хорошей актрисы…» А потом осознал: да не то чтобы у нее не получалось, а просто она «тащила» свое видение это роли, видение этой бабки. Она хотела добавить туда свою личность, свою собственную боль. И, когда я это понял, у нас замечательно пошли репетиции. Потом я убедил Сергея Николаевича, что Нина Павловна абсолютно права. В итоге роль она сыграла не просто «по написанному», а абсолютно по-своему, великолепно. Я тоже играл в этом спектакле, видел ее глаза, это было потрясающе.
А еще у Нины Павловны было великолепное чувство юмора. Она что-нибудь могла «ляпнуть» в узком кружочке, и все вокруг покатывались, долго не могли прийти в себя от смеха.
Нина Павловна была актрисой и человеком старой закалки: я, например, никогда ее не видел в театре больной. Может, она и болела, но мы этого не знали, она никогда не показывала, всегда выглядела бодрой. Создавалось ощущение, что ее силы просто неистощимы.
Кроме того, она была очень чутким человеком: непременно подойдет, расспросит, внимательно заглянет тебе в глаза. Ее душа всегда была наружу.
Артистка Татьяна Швыдкова:
– У Нины Павловны была коронная фраза, которую я очень любила: «Хвалите себя: источник забудется, а слава останется». Вот такое прекрасное чувство юмора. Она, конечно, была невероятно профессиональна – от и до. Человек старой школы, из тех, с которыми очень хорошо работалось, которые тонко чувствовали партнера. Она могла играть все. Например, старенькую няньку в «Трех сестрах»: и зритель видел в ней простую русскую женщину, которая отдала этим трем сестрам всю свою жизнь.
Нина Павловна была актрисой костюмной. Сейчас ведь как: молоденькая выпускница театрального училища шляпку наденет, и создается ощущение, что это не девушка в шляпке, а шляпка на девушке. Выглядит неорганично. А Нина Павловна во всех своих костюмах себя чувствовала как рыба в воде, легко и свободно. Помню, в «Воительнице» у нее была крошечная проходка на сорок секунд, но как она это делала! Она выходила в белом платье со шлейфом, в огромной шляпе и с мундштуком. Начинала говорить низким голосом: «Да-да», затягивалась, закашливалась… сорок секунд, а вот впечатление осталось навсегда.
В «Интервью на тему свободы» она играла мать главной героини – приличная такая по объему роль. Она мудрствовала, рассуждала, всем своим видом давая понять, что имеет огромный опыт жизненный и так много может рассказать своей дочери. При этом всем было ясно, что она дочери расскажет вовсе не то, что этой девушке нужно знать.
Нина Павловна была разнопланова. В «Талантах и поклонниках» она играла маму Негиной, и это была такая хитрованша! Сергей Николаевич Арцибашев классно выстроил ей первый выход, когда она идет вдоль первого ряда со шляпой и жалуется: «Да, вот у моей Ниночки ничего нет, она актриса без гардероба, без украшений». И расчувствовавшиеся зрители складывали ей в шляпу денежки, хотя их никто к этому не принуждал. Потом мы нехитрые эти сборы использовали на актерские посиделки…
Нина Павловна была невероятно остроумной и компанейской, с ней никогда не было скучно в компании. Она всегда чувствовала людей и понимала, с кем и о чем можно поговорить. Острые углы умела свободно обходить. Но если кто-то сидел в сторонке и неуютно себя ощущал, то запросто подходила, могла человека разговорить, была очень коммуникабельной.
Она невероятно любила свою семью, обожала внуков, приводила их в театр, где они незаметно подрастали. Была счастлива безумно, когда они с мужем повенчались уже в очень зрелом возрасте, потому что батюшка в церкви (а она была верующим человеком) как-то сказал, что в следующей жизни они могут не венчанными и не встретиться. Как же она радовалась этому венчанию! И сколько тепла отдавала мужу, детям!
Конечно, она умела дружить. Ее ближайшей подругой была Вера Молчанова, актриса нашего театра. До последнего момента Вера ездила к Нине Павловне, когда та уже болела.
Нина Павловна была человеком с характером. Я всегда вспоминаю ее бабульку из «Уроков музыки» – Боже мой! Она выглядела то старенькой, не слышащей и не видящей, то вдруг представала настоящей язвой, способной выдать по первое число своем зятю такое! Вид был у нее следующий: я, конечно, это все говорю про себя, но так, чтобы при этом люди могли слышать, как я зятя-то выгнала…
То есть она была на сцене очень разная, подробная и правдоподобная. С внуком любимым (по роли) одним образом разговаривала, с дочерью другим, с зятем совершенно иначе: и находила в своих ролях очень жизненные вещи!
Арцибашев ведь не просто так проработал с ней столько лет. Он оставил Нину Павловну Кирьякову и Веру Васильевну Молчанову на Покровке (после преобразования Театра комедии в Театр на Покровке. – Прим. корр.) потому, что это были артистки, с которыми он хотел работать и хотел давать им серьезные роли, а не просто доверять какие-то проходные эпизоды.
Заслуженная артистка России Наталья Гребёнкина:
– Нина Павловна была человеком интеллигентным и великодушным. Мы с ней работали в «Талантах и поклонниках» (я – Негина, а она – Домна Пантелеевна, мама Негиной).
Там, на сцене, были слезы глаза в глаза, что поставить режиссер не может и которые очень ценятся в нашей среде. Такие вещи возникают, когда появляется актерское взаимопонимание. Потому что это те самые «кружева» и то, ради чего этим вообще стоит заниматься. Нина Павловна была большим профессионалом. Я сожалею, что она не стала востребована в той степени, в которой, возможно, этого заслуживала, это обидно. По-человечески и профессионально она была очень подвижна, что особенно важно в нашей профессии. Бывают актеры, которым как режиссер скажет, так они и делают. А есть другие, подвижные – им, с одной стороны, легче в нашей профессии, а с другой – тяжелее, потому что у них оголенная нервная система. Нина Павловна была чувствительна и внимательна к своим коллегам, что прочитывалось и на сцене. В одиночку ведь создать хороший спектакль невозможно. Его можно создать только ансамблем, командой, в которой есть взаимопонимание, прощение и великодушие. Поэтому в моем сердце осталась огромная благодарность ей за все.
Артист Евгений Булдаков:
– Нина Павловна для нас была безусловным авторитетом. Когда я мальчишкой пришел в театр, то с ее стороны всегда чувствовал материнское тепло, она меня всячески поддерживала. С ней было комфортно как на сцене, так и в жизни. Мы пересекались в «Талантах и поклонниках», в «Горе от ума», «Женитьбе». В нашем коллективе она была заметным лицом. Не случайно когда Сергей Николаевич пришел в театр, он Нину Павловну оставил в труппе – она была фигурой, и без нее наш театр бы был совсем не тот.
Артист Владимир Щербаков:
– Мы с ней в спектаклях, к сожалению, почти не пересекались, но она была очень крепкая актриса, отличный профессионал и доброй души человек. Воспоминания о себе она оставила самые светлые. Печаль моя по поводу нее светла.
– Заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Елена Стародуб:
– Когда я пришла в театр, она ко мне очень по-человечески отнеслась. Нина Павловна была из корифеев, теплый, хороший человек. Помню историю: Арцибашев начал репетировать «Таланты и поклонники» и дал мне роль мамаши, а мне было лет 35. Я мучалась несколько репетиций, а потом подошла к режиссеру и предложила: «Сергей Николаевич, ну рано это, не мое, посмотрите, у вас же есть прекрасная характерная Нина Павловна». Он согласился, и у нее получилась очень хорошая роль в итоге. Спустя много лет она все время вспоминала эту историю, испытывая ко мне огромную благодарность, хотя, казалось бы, я отказалась от того, что мне самой было не нужно. Но таким уж она была человеком, добро не забывала.
Она легко влилась из старого состава во вновь создаваемую труппу. На мой взгляд, очень гармонично получилось: Арцибашев привел с собой молодых, но из старой труппы те, кто хотел работать, с ним остались – режиссер не злобствовал, не зверствовал, никого не увольнял. Она до последнего работала именно в этой труппе, я уже ушла в другой театр, а она продолжала играть, пока не заболела.
Заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат Государственной премии Валентина Светлова:
– Мы с Ниной Павловной познакомились, когда она еще работала в Театре комедии на базе Москонцерта.
Это легендарная личность, она была замужем за легендарным человеком, драматургом Володей Акимовым. Он был соавтором Эдика Володарского, они писали вместе сценарии. Нина Павловна – коренная москвичка, она жила на Каретном Ряду и очень дружила с Высоцким. Дружила и с первой женой Высоцкого, помогала ей, ходила к ней в гости и поддерживала, особенно когда та уже была старенькая и на нее перестали обращать внимание. Дочка Нины Павловны – крестница Эдуарда Володарского.
Я Нину Павловну, когда она уже была серьезно больна, навещала. Меня трясло каждый раз, потому что было больно смотреть на ту, которую я всегда знала полной сил, с потрясающим чувством юмора. Мы часто с ней вместе возвращались со спектаклей домой, хохотали. Она была потрясающая, настоящая. Никогда не проходила мимо чужой беды. В молодости красавица была иконописная. И хотя она играла много и замечательно, но считаю, что своих ролей она не доиграла.
Первый спектакль, который я с ней выпустила, был «Валентин и Валентина», она играла старшую сестру, а меня потихонечку вводили на эту роль. Когда приходишь в спектакль, к тебе относятся по-разному, подчас ревниво («вот молодая пришла»), но Нина Павловна приняла меня сразу. Она помогала, давала советы, и в итоге мы подружились очень. А Сергей Николаевич Арцибашев, руководивший Театром имени Маяковского, взял ее в спектакль «Надежды маленький оркестрик». То есть она еще и на сцене Маяковки поработала.
В Театре на Покровке мы играли вместе в «Женитьбе», я – сваху, она – тетушку, веселились как безумные, юморили. Она была хохотушка невозможная. Выпускали мы «Женитьбу» в Марселе.
Еще вместе играли с ней в спектакле «Уроки музыки» Петрушевской, где она была главной мамкой. Помнится, случился смешной эпизод. Я сижу гримируюсь, идет спектакль. И вдруг Нина Павловна вышибает дверь в гримерку, я вижу ее безумное перекошенное лицо, и она буквально выдыхает: «Валя, меня как зовут?!» Я смотрю на нее и думаю про себя: «Ну, абсолютно сумасшедшая». Актеры ведь все сумасшедшие. И успокаивающе ей говорю: «Нина…» А она мне еще более эмоционально: «По роли?!» Она на сцене забыла, как ее героиню зовут. Мы потом этот эпизод вспоминали очень долго и всегда хохотали.
Я думаю, что двери рая для Нины Павловны открылись сразу. Потому что восемь с половиной лет лежать с инсультом в конце жизни, не двигаясь и не разговаривая, для человека, который всегда был энергичным, ироничным, собранным, – настоящий подвиг. Она к профессии относилась свято, была из той старой гвардии, для которой театр – священен. На молодежь, которая опаздывала на репетицию, могла и наехать. Она воспитывала молодых артистов, ее любили и побаивались: Нина Павловна была непререкаемым авторитетом для всех, кто приходил к нам в театр. Светлая ей память!
Беседовала Елена Курбанова.